Современные развивающие технологии в работе учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

 Современные развивающие технологии в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovr_razv_tehnologii.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

                     Учитель-логопед МАДОУ детский сад №18 «Росинка»

 г.Бор Нижегородской обл. Громова Г.В.

Использование современных развивающих технологий в логопедической практике

 Специфика логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), обусловлена, с одной стороны, недоразвитием всех компонентов речевой системы, с другой — характером нарушения высшей нервной деятельности.  У таких детей  не сформированы многие неречевые психические функции: мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

 Современные развивающие технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие,

- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,

- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,

- новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Как показывает практика использование современных развивающих технологий помогает детям легче овладеть речевыми навыками и умениями.                               В логопедии применяются

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии сенсорного воспитания;

- информационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии

Цель: оптимизация процесса коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей.

Задачи:

 -сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное  благополучие каждого ребенка;

- повышать адаптивные возможности детского организма.

Телесноориентированные техники

      Дыхательные упражнения по методике А.Н.Стрельниковой способствуют стабилизации дыхания, повышению тонуса и энергичности, укреплению защитной функции организма.

      Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

 Осваиваем весь комплекс Стрельниковской гимнастики и выполняем  его в следующей последовательности:

• «Ладошки»;

• «Погончики»;

• «Насос»;

• «Кошка»;

• «Обними плечи»;

• «Большой маятник»;

• «Повороты головы»;

• «Ушки»;

• «Шаги».

    Глазодвигательные упражнения

позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие, укрепить глазные мышцы.

      Зрительная гимнастика используется:
- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
- для укрепления мышц глаз
- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

    Зрительную гимнастику  проводим на занятиях в качестве физкультминутки.  Используем  различные игрушки, предметы, тренажеры В.Ф. Базарного.  Гимнастику можно проводить  по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

     Биоэнергопластика  -

это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. БЭП способствует развитию чувства ритма у детей, кинестетических ощущений. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

      Логоритмика –

Система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Основные задачи логоритмики:

- развивать внимание, слуховое восприятие;

- развивать пространственную ориентировку;

- способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания;

- создать положительный эмоциональный настрой у детей с ОВЗ.

    Кинезиологические упражнения –это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, улучшать мыслительную деятельность,  память, внимание,  снижать утомляемость. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

      В своей работе применяю такие упражнения как «Кулак – ребро – ладонь»,  «Буратино», «Лезгинка», «Дом – ёжик – замок», «Ножницы – собака – лошадка», «Гусь – курица – петух», «Заяц – коза – вилка» и др., а также зеркальное рисование в воздухе, на доске, на бумаге, на песке, на специальном планшете.

     Нейроигры

Развитию произвольного внимания и  саморегуляции , формированию сенсомоторного контроля и оптимизации тонуса ребенка  способствуют и элементарные нейроигры «Фонарики», «Блинчики»,  «Лягушки»,«Ухо – нос», «Добрая – злая коза»,  «Крестики и нолики» и др.

    Современные технологии логопедического массажа

Японская методика пальцевого массажа.

     Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган, так как нервные окончания на пальцах  непосредственно связаны с мозгом. Работа рук способствует:

- психическому успокоению; (совет взрослым от  Йосиро Цуцуми – автора методики: если дети волнуются при разговоре и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение)

- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах.

  • Массаж пальцев рук с большого до мизинца путем растирания;
  • Массаж ладонных поверхностей камешками;
  • Массаж грецкими орехами;
  • Массаж чётками;
  • Массаж шестигранными карандашами: прокатывание карандашей между ладонями.

     Су-джок терапия

     Су-джок акупунктура – достижение Восточной медицины. Су – это кисть, джок – стопа. Су-джок относят  к лучшим методам самопомощи, самомассажа. Воздействие на биологически активные точки  кистей рук

-  стимулирует речевые зоны коры головного мозга;

- развивает мелкую моторику и координацию движений;

- тактильную чувствительность;

- повышает энергетический уровень ребенка.

   В комплект входит массажный шарик и два металлических кольца. Кроме них для массажа кистей рук используются шишки, грецкие орехи, прищепки, шестигранные карандаши, резиновые массажные мячики и другие подручные предметы.

   Упражнения проводятся в игровой форме, под стихотворное сопровождение («Дорожка», «Шарик», «Клубок», «Кнопочки», «Прятки» и др.)

                   «Ёжик колет нам ладошки, поиграем с ним немножко.

                    Если будем с ним играть, ручки будем развивать»

Технологии сенсорного воспитания

Цель: развитие сенсорных способностей у детей, обогащение чувственного опыта.

      Песочная терапия

Игра с песком – одна из естественных и любимых детских игр. Погружение рук в песок снимает мускульное и психоэмоциональное напряжение. В процессе игр с песком развиваем моторику рук, графомоторные навыки, связную речь, фантазию, образное мышление, закрепляем звукопроизношение.

     Арт-терапия

Является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт.

   Основная задача арт-терапии: развитие самовыражения и самопознания через творчество, повышение адаптационных возможностей детей.

      Сказкотерапия

Способствует расширению сознания ребенка и взаимодействия с окружающим миром, коммуникативной направленности речевых навыков. Сказка в любом ее применении (чтение, инсценировка, пересказ, сочинение, обыгрывание) повышает эффективность игровой мотивации детской речи, помогает совершенствовать все ее стороны (звукопроизношение, лексико-грамматический строй, диалог и монолог).

    Музыкотерапия

метод, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты:

- стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

- нормализация просодической стороны речи (темпа, ритма, тембра, интонации);

- формирование слоговой структуры слова.

   Тонизируют и повышают эмоциональный настрой физминутки под музыку, распевки на гласные звуки, пропевание чистоговорок.

    Пластилинотерапия

Способствует развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости и точности выполнений действий. Во время лепки у ребенка совершенствуются мелкие движения пальцев, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления. Пластилин помогает разнообразить привычные задания по составлению схемы слова и предложения, изображения буквы.

   Геоконт –

оригинальный конструктор, представляющий собой деревянное поле с гвоздиками, на которые в ходе игры натягиваются резинки. С помощью разноцветных резинок можно создавать геометрические фигуры, контуры разных предметов, узоры, буквы.

   Игровизор – пособие для развития зрительно-пространственной ориентировки на листе, графомоторных навыков детей.

Логико-малыш – учебно-дидактический комплект для развития логического мышления и речи дошкольников.

Пособие «Логико-Малыш» позволяет быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей; в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал.

   Коврограф Воскобовича «Ларчик» -

это универсальное пособие для раскрытия у дошкольников интеллектуально-творческого потенциала. Способствует сенсорному, психическому, речевому развитию, ориентировке в пространстве.

Мнемотехника

Это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, чистоговорок, скороговорок;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при  составлении рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

В качестве опоры для запоминания используются картинки, символы, мнемодорожки, схемы и таблицы, отдельные буквы, слова, движения.

Элементы ТРИЗ-технологий в логопедической работе

помогают эффективно решать многие коррекционные задачи.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

В содержании занятий по развитию связной речи включаются метод активизации перебора вариантов, метод противоречий, метод проблемной ситуации. Метод активизации перебора вариантов предполагает творческое отношение к рассказыванию. Например, дети могут придумать свой вариант окончания рассказа или сказки. Например, как сделать, чтобы сказка «Снегурочка» превратилась из грустной в радостную?

В процессе формирования лексико-грамматических структур языка детям предлагается представить, что чем будет ? (желудь – дубом; кирпич – домом и др.)     Кто кем был? (баран – ягненком; хлеб – колоском и др.) Что может быть пышным? (юбка, львиная грива, пирог и др), колючим? (ёж, кактус, свитер, папина щетина, снег и даже взгляд). Отрабатывая практическое употребление притяжательных прилагательных, коллективно придумываем и рисуем диковинного зверя , состоящего из частей разных животных, фантазируем, где он обитает, чем питается, чем защищается и т.д.

     В содержании фронтальных занятий по звуковому анализу и подготовке детей к обучению грамоте широко используется ТРИЗовский метод  маленьких человечков. Это один из инструментов ТРИЗ. Гласные звуки, согласные мягкие и согласные твердые, согласные звонкие и согласные глухие моделируются определенного цвета костюмом, положением губ, отсутствием или присутствием колокольчика. Такой человечек-звук приходит на каждое занятие про звук и букву. Метод маленьких человечков позволяет составлять и прочитывать слоги и слова.

Информационно-коммуникативные технологии

Цель: повышение качества образования.

Возможности использования ИКТ в логопедии:

• организация объективного контроля развития и деятельности детей;

• возможность быстрого создания собственного дидактического материала;

• визуализация акустических компонентов речи;

• повышение мотивации к логопедическим занятиям;

      • обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Области применения ИКТ в работе логопеда

  • ведение документации;
  • коррекционно-образовательный процесс;
  • методическая работа, повышение квалификации;
  • работа с родителями.

Использование ИКТ в работе с детьми с ТНР

  • диагностика речевого развития с помощью электронных речевых карт;
  • презентации по лексическим темам;
  • видеоролики;
  • логопедические тренажеры на автоматизацию звуков, развитие фонематического слуха, деление слов на слоги;
  • использование интерактивной доски;
  • программно-дидактический комплекс интерактивных игр «Логомер»;
  • компьютерная технология «Игры для Тигры»;
  • звуковые файлы для физминуток и логоритмики.

     Использование ИКТ в методической работе учителя-логопеда

  • создание, хранение и обработка информации;
  • создание презентаций, логопедических тренажеров, дидактических пособий;
  • обмен опытом на сайтах, знакомство с наработками коллег, публикация собственных материалов;
  • участие в вебинарах;
  • повышение квалификации, дистанционное курсовое обучение.

ИКТ в работе с родителями

  • использование на родительских собраниях мультимедийных презентаций и видеороликов;
  • оформление информационных стендов, создание буклетов;
  • ведение странички на сайте ДОУ;
  • оказание консультативной помощи;
  • демонстрация достижений детей;
  • информирование родителей о текущих событиях в группе и индивидуальных заданиях посредством общения в Viber. 

                                STEAM-технологии                                                    STEAM-образование является уникальным инструментом речевого развития дошкольников.

  • использование мини лого-робота Bee Bot «Умная пчела» с целью  формирования основ начального программирования у старших дошкольников;

работа с пчелой Bee Bot развивает пространственное мышление и ориентировку у воспитанников. Задавая алгоритм движения Умной пчёлке, дети упражняются в автоматизации звуков, делении слов на слоги, подбору слов-картинок к звуковой схеме, составлении последовательного рассказа по серии картинок.

  • работа с мультстудией                                                                                      

          Опыт использования мультстудии в работе учителя-логопеда показывает широкие возможности для закрепления навыка грамматически правильного построения предложения, логического обоснования своих утверждений, умения вести диалог.

 Современные развивающие технологии в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

                                                                                              2023г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе учителя - логопеда

Непосредственно образовательная деятельность учителя - логопеда с использованием личностно - ориентировочных технологий.Личностно - ориентировочные технологии - это разностороннее и творческое развити...

Владение современными образовательными технологиями в работе учителя - логопеда

Владение современными образовательными технологиями позволяют повысить результативгость и эффективность коррекционно - образовательного процесса....

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с ...

Современные компьютерные технологии в работе учителя-логопеда

Актуальность и значимость представленного опыта определяется необходимостью оказания поддержки детям с тяжелыми нарушениями речи, в виде организации специальных коррекционно-развивающих мероприятий и ...

«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития».

«Современные педагогические технологии в работе учителя – логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития». В нашем дошкольном учреждении существует три группы компенсирующего вида: две г...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...