Консультация для родителей "Играя - развиваем речь ребенка".
консультация по логопедии (старшая группа)

      Мы все хотим, чтобы наши дети , став взрослыми, добились в жизни успехов, сделали блестящую карьеру, преуспевали в бизнесе, одним словом, состоялись, как личности, чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем. А для этого надо научить наших детей говорить. И говорить они должны правильно, грамотно. Ведь правильная, грамотная речь – это, во-первых, залог успешного обучения в школе, во-вторых, более широкие возможности выбора жизненного пути, в-третьих, трудно представить себе преуспевающего в современном сложном мире делового человека, неумеющего убедительно, связно, логически последовательно изложить партнерам свою точку зрения.

      В  силах родителей заинтересовать ребенка  в игры  по развитию речи. В сотворчестве с ребенком можно добиться многого: научить его отличать правильное произношение от дефектного, контролировать собственное произношение и оценивать качество звуков (можно записать на магнитофон и дать послушать; внимательно слушать свою речь – «Я сама замечаю, что сказала неправильно), различать звуки на слух и воспроизводить их правильно), (поиграть погремушкой, хлопнуть в ладоши, если в слоговом ряду услышишь звук «ш», повторять слоги с опорой на движение руки: Са-ша), развить внимание, память и интеллект, подготовиться к освоению письма.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Консультация для родителей

                                         Играя - развиваем речь ребенка.

     Игра для детей- это сама жизнь. Невозможно переоценить то значение, которое в дошкольном детстве  имеет  игра для всестороннего развития ребенка. В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание  происходит  быстрей и становится более прочным.

     Она составляет основное содержание жизни малыша. В ходе игры он не только отражает свои представления и знания об окружающем , проявляет имеющиеся у него умения и навыки, но и приобретает новые. Происходит развитие всех сторон психики ребенка- дошкольника. Причем в игре это происходит значительно легче и быстрее.

      Мы все хотим, чтобы наши дети , став взрослыми, добились в жизни успехов, сделали блестящую карьеру, преуспевали в бизнесе, одним словом, состоялись, как личности, чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем. А для этого надо научить наших детей говорить. И говорить они должны правильно, грамотно. Ведь правильная, грамотная речь – это, во-первых, залог успешного обучения в школе, во-вторых, более широкие возможности выбора жизненного пути, в-третьих, трудно представить себе преуспевающего в современном сложном мире делового человека, неумеющего убедительно, связно, логически последовательно изложить партнерам свою точку зрения.

      В  силах родителей заинтересовать ребенка  в игры  по развитию речи. В сотворчестве с ребенком можно добиться многого: научить его отличать правильное произношение от дефектного, контролировать собственное произношение и оценивать качество звуков (можно записать на магнитофон и дать послушать; внимательно слушать свою речь – «Я сама замечаю, что сказала неправильно), различать звуки на слух и воспроизводить их правильно), (поиграть погремушкой, хлопнуть в ладоши, если в слоговом ряду услышишь звук «ш», повторять слоги с опорой на движение руки: Са-ша), развить внимание, память и интеллект, подготовиться к освоению письма.

        Вся эта работа должна проводиться под доступным и понятным детям девизом:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать 
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.

     
А теперь предположим, ребенок освоил новый звук ( с вашей помощью или самостоятельно). Но нельзя требовать, чтобы ребенок сразу пытался пользоваться им в речи. Ребенок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять изолированный звук, чтобы правильная артикуляция стала для него привычной. А чтобы для ребенка это не стало утомительным и скучным занятием, надо выбирать разнообразные творческие игровые упражнения, чередуя и меняя их.

     Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию(«з-з-з» - комарик звенит, « р-р-р» - собака рычит ), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. Часты случаи, когда ребенок при просьбе повторять слог «ра», говорит «рак»; вместо слога «ша» - «шар», «шарф».

     Существуют универсальные игровые приемы, которые могут всегда находиться в копилке родителей, и не требуют особой подготовки и оборудования. Они предназначены для автоматизации звуков: изолированных, в слогах и в словах. 


  1. «Кто дальше протянет ниточку» Ребенок и педагог поочередно произносит как можно дольше, вытягивая нитку из катушки. У кого ниточка длиннее, тот побеждает и получает приз. 

  2. «Кто больше собрал?» За каждое правильное произнесение звука или слога ребенок и педагог берут себе по одной ягодке (грибочку, яблоку, фишке). Могут участвовать 2-3 ребенка с однотипными нарушениями, а педагог уже выступает в роли судьи, подводит итоги. 

  3. «Повтори для Маши». На столе кукла Маша. Ребенок произносит звук или слог, а кукла его поощряет: «Какой ты молодец! Как хорошо у тебя получилось! А сможешь еще раз так же сказать?» (можно сразу выставить несколько игрушек, и для каждой ребенок будет произносить). 

  4. «Научи игрушку». Педагог берет любую игрушку или пальчиковую игрушку и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. 

  5. «Пальчики здороваются». Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинцев, произнося при этом нужный звук или слог. Затем можно начать с больших пальцев и произносить другой слог. Или поочередно прикасаться большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог. 

  6. «Маленькие ножки бежали по дорожке». Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шаг» слог или звук. 

  7. «Лесенка». Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук и слог. 

  8. « Прокати мяч». Педагог предлагает ребенку прокатить по полу мяч. Пока мяч катится, ребенок должен тянуть звук. Могут играть 2 ребенка, перекатывая мяч друг другу и произнося длительно звук или слог. 

  9. «Ромашка». На листочке, в альбоме или тетрадке ребенка нарисовать ромашку. В ее центре написать нужную согласную букву, а на лепестках – гласные буквы. Ребенок ставит большой палец на середину цветка, не закрывая букву, а указательным пальцем переходит от одного к другому, прочитывая прямые ( по ходу часовой стрелки) и обратные (против часовой стрелки ) слоги: са, со, су, сы; ыс, ус, ос, ас. 

  10. «Змея ползет». В тетради, на листке, на доске нарисовать извилистую дорожку к кустику, к лесу. Ребенок ставит палец или игрушечную змейку на начало и «ползет», произнося длительно звук «ш» (шипит). Для звука «ж»-жук летит; «з» - комар звенит; «р» - машина едет; «л»- пароход гудит. 

  11. «Стадион. Бег с препятствиями». Берем строительный конструктор, (кубики), располагаем по кругу на столе. Ребенок начинает «бегать» по стадиону, преодолевая препятствия (может перепрыгивать препятствия пальчиками (развитие мелкой моторики) или вместе с игрушкой (мышкой, лисой, матрешкой)). Чтобы преодолеть препятствие, ребенок должен правильно повторять слоги или называть придуманные слова на заданный звук. Можно усложнить задание: называть слова с заданным звуком в начале; середине; конце слова. Чем больше кругов сделает, тем больше символов, призов ребенок получит. 

  12. «Собери цветок» - эта игра многофункциональная, так как с ее помощью можно закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематический слух, зрительную память, грамматический строй. 
    Можно собирать цветок, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. Другой вариант этой игры: предложить ребенку закрыть глаза и убрать 1-2 лепестка. Ребенок должен ответить, каких картинок не стало. С помощью этой игры можно делить слова на слоги, определять место звука в слове, придумывать предложения по картинкам. Педагог может и не делать специально такой цветок, а подобрать картинки на определенный звук и обыграть так же. 

      С детьми старшего дошкольного возраста полезно играть в словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображения. Играть в словесные игры  можно по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте. Я приведу примеры наиболее известных словесных игр для детей.

  1. «Противоположности»

Вы называете слово, задача ребенка назвать в ответ слово противоположное по значению. Примеры: холодный-горячий,  добрый-злой. и  т. д.

  1. «Каким бывает?»

В этой словесной игре надо по очереди подбирать определение к выбранному слову. Например: какой бывает собака  ( домашней, злой,  породистой, кусачей)Кто больше не сможет придумать определений- проиграл.

  1. «Новые слова».

В данной словесной игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом надо не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение. Например, арбудыня- это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки.

  1. «Буриме».

В этой игре надо сочинять стихи на заранее заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребенком сочинить стишок с рифмой корона-ворона. У нас получился вот такой стих: Птица важная ворона, к  лицу была бы ей корона.  Прежде чем предлагать ребенку поиграть в эту игру, надо объяснить ему, что такое рифма и научить его находить пары рифмованных слов.  

5. « На одну букву»

Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова  в которых начинаются на одну букву. Например: Заяц звенел золотым звонком. Кошка купила килограмм конфет.

6. «Я знаю»

В эту словесную игру обычно играют с мячом. Можно стучать им об пол и произносить: « Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, василек, тюльпан, медуница» Называть можно что угодно.

Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания

Звук [ш]. «Шумелочки». Шум ветра в лесу; шелест листвы деревьев; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы; шипение гусака; шипение змеи; шуршание мышей в норке; шуршание шин по мостовой; надуваем шарик».

Звук [с]. «Свисток». «Свистелочки». Вода в кране, свист ветра в трубе, выходит воздух из колеса (проколотая шина), насос (накачаем воздух в колесо), проколотый шарик, пар выходит из кастрюли.

Звук [р.]. «Рычалочки». Рокот самолета; работающий трактор; работающий мотор машины; рычание сердитой собаки или щенка; рычание тигра, тигрицы и тигренка; мамы-звери учат детенышей рычать; разговор мам-животных с детенышами.

Звук [л]. «Гуделочки». Пароход гудит, сирена скорой помощи, сирена пожарной машины, приземление ракеты, посадка ракеты на Луну, инопланетяне прилетели, малыш учится говорить, самолет заходит на посадку.

Звук [ж]. «Жужжалочки». Жук жужжит, шмель жужжит, разговор жуков, разговор шмелей, едет товарный поезд, выжимаем сок в соковыжималке, включаем пылесос.

Звук [з]. «Звенелочки». Звонок на урок, колокольчик на ветру, звенит пчела, назойливый комар.

^ Звук [ц]. «Просьба не шуметь». Поднести пальчик к губам и произносить ц-ц-ц.

Звук [ч]. «Поезд набирает скорость». В чайнике вода вскипела и поднимает крышку.


Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Слышать звук в ряду других звуков или слоговых сочетаний. (Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в слове будет изучаемый звук.)

Определение места звука в слове. (Где находится звук [с] в слове сад? Где находится звук [с] — в начале, в середине или в конце слова?)

«Дирижеры» (ле-ля-лю-ля).

«Альпинисты». Поднимаемся на гору и спускаемся с горы. Тяжело подниматься вверх (произносим слог ша протяжно). Легко спускаться вниз (произносим слог шу ).

«Рисуем елку (ствол, ветки), волны, море, океан». Рисование на столе пальцем перечисленных предметов с одновременным произнесением слогов са-со-су-сы.

«Намотаем нитки на клубок». Имитация наматывания ниток с произнесением слогов сты-ста-сто.

«Пальчики прощаются». Сгибание и разгибание пальчиков. Делать ритмичные взмахи соединенными вместе пальцами и произносить слоги пра-про-пру-пры.

«Режем бумагу большими и маленькими ножницами» (слоги чик-чик-чик, чак-чак-чак произносить медленно, быстро, замедляя темп).

Запоминание и воспроизведение слогов и слоговых сочетаний, и выражение эмоционального состояния при помощи интонации и мимики. Барсучиха ругает Барсучонка: «Бры-бра-бро» (сердито). Барсучонок виновато: «Гры-гра-гро». Мама простила его (слоги произносятся ласково).

Запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой ударения и интонации (вопросительно, убедительно, умоляюще, рассерженно, огорченно, печально).

«Разбилась чашка» (дззынь-дззынь-дззынь).

«Разговор инопланетян». Произносить слоги со сменой ударения и интонации: ^ Ра-ра-ра. Ра-ра-ра? Ра-ра-ра!

Отстукивание ритмического рисунка слов рак, рука, радуга, рукавица. Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

Игра «Поймай звук». «Поймай слог». Слышать слог в ряду других слогов или слоговых сочетаний. Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в названных слогах будет услышан заданный слог, например, ра.

Какой слог лишний — ра-ра-ла-ра?

Сколько звуков в слоге ас? Назови первый звук. Назови второй звук. «Разбросай» звуки слога ас.

Какие звуки есть в слоге ла? Какой слог получится, если мы «пригласим» к звуку [л] и звук [у]? (Слог лу.) Составь слог из звуков [ш], [а]. Я даю тебе звук [ш] и звук [а]. Какой слог ты мне вернешь?

Найди картинки, в названиях которых есть слог ру (рукавицы, рубашка, рубанок, ручей)Выбери картинки, в словах-названиях которых есть слог ла,из ряда других (лапа, ладошка).

Подскажи конец слова: иг... (ла), пи...(ла), по...(лы), го...(ры), помидо...(ры).

Запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных согласных и одинаковых гласных звуков: са-ча-ша-жа (на этапе дифференциации звуков).

Найди картинки, в названиях которых есть звук [р.]. Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [л], из ряда других.

Назови первый звук. Назови последний звук. На каком месте стоит звук [р.] в слове арка? Который по счету звук [р.] в слове марка? Между какими звуками стоит звук [р.] в слове арбуз?

После того, как дети овладели звуковым анализом слов, состоящих из трех звуков, можно приступать к работе над звуковым анализом и синтезом слов, состоящих из четырех звуков, например: кино, кони, ноты, коты, киты, Нина, мама, папа, сито, сани, пума, лиса, пони, тина, Тима, утка, утки.

Далее для звукового анализа и синтеза берутся слова из пяти звуков, например: нитка, нитки, каток, питон, кукла, санки.

«Разбрасывание», «рассыпание» звуков. «Разбросай» звуки слова рак. В правую сторону брось звук [р.], в левую — звук [а], прямо — звук [к].

Составление слова из «рассыпанных» звуков. Собери звуки в слово. Собери «рассыпанные» звуки в слово. Собери слово из звуков [с], [м], [к], [у], [а]. Составление слова из первых звуков названных слов. Например, возьми первый звук из слов сумка, осень, мох. Составь новое слово из этих звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка"

Консультация для родителей как развивать речь детей...

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка в домашних условиях»

Для родителей даны рекомендации, как в процессе ежедневного общения с ребенком, можно развивать речь по разным лексическим темам....

Консультация для родителей: "Развиваем речь ребенка: на прогулке, на кухне, на даче"

Данный материал предназначен для родителей, которые хотят принимать непосредственное участие в развитии активного и пассивного словаря ребенка....

Консультация для родителей «Развивайте речь ребенка»

В лексиконе детей мало слов, характеризующие качества, признаки, состояние предметов и действий. У детей недостаточно сформированы грамматические формы – ошибки в падежных окончаниях, смешении временн...

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка"

Советы родителям по развитию речи детей...

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка в семье "

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко...

Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка до 3 лет или как дорасти до Почемучек".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14301900","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"240","width":"480"}}]]...