Рабочая программа учителя-логопеда на подготовительную группу комбинированной направленности.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Ерёмина Марина Петровна

Оглавление

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Возрастные особенности воспитанников

1.1.2. Характеристика речевого развития детей с ОНР

1.1.3. Цели и задачи Рабочей программы

1.1.4. Принципы и подходы к формированию программы

1.1.5. информационно-методическое содержание

1.2. Целевые ориентиры освоения воспитанниками Программы

2. Содержательный раздел

2.1. Основное содержание коррекционной работы 

2.1.1. Направления логопедической работы

2.1.2. Образовательные области

2.1.3. Виды детской деятельности

2.2. Перспективное тематическое планирование логопедической работы

2.3. Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателей

2.4. Формы сотрудничества с семьями воспитанников

3. Организационный раздел

3.1. Структура реализации образовательного процесса

3.1.1. Система работы учителя-логопеда

3.1.2. Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

3.2. Условия реализации Программы

3.2.1. Оборудование и материалы

3.2.2. Учебно-методическое обеспечение

 

 

 

 

 

          1. Целевой раздел

          1.1. Пояснительная записка

          Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновление содержания работы комбинированных групп в дошкольных образовательных учреждениях.

          На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы ДОУ.

          Решение данной проблемы возможно через разработку Рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционной программ.

          В Программе учитываются концептуальные положения общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется на:

- современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира;

- философской теории познания, теории речевой деятельности, теории о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.

          В основе Программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

          Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. В ней предусмотрено разностороннее развитие детей, коррекция недостатков речевого развития, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

          Рабочая программа учителя-логопеда является локальным актом МБДОУ №17 «Родничок», разработанным в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

- Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

- Уставом МБДОУ №17 «Родничок»;

          Теоретической основой Программы стали:

- Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С.Выготский);

- Учение об общих специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С.Выготский, Н.Н.Малофеев);

- Концепция о соотношении мышления и речи (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.);

- Концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М.Солнцев);

- Концепция о соотношении элементарных и высших психических процессов развития ребенка (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия);

- Современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.).

          Данная Программа разработана на основе:

- Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ №17 «Родничок»;

- Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №17 «Родничок»;

- Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.Н. Нищевой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

          Рабочая программа состоит из трех разделов:

- целевого,

- содержательного,

- организационного.

          Рабочая программа раскрывает комплексный подход и содержательные линии воспитания и образования детей 6-7 лет. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и построено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечение единства коррекционных, воспитательных, развивающих и обучающих задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya_gruppa.docx70.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение            детский сад № 17 «Родничок»

Рабочая  программа

учителя-логопеда на подготовительную группу

 комбинированной направленности

2022-2023  учебный год

                                                                                учитель-логопед: М.П.Ерёмина

     

                                                               Принят на  педагогическом  совете

                                                                    Протокол №______

                                                                     От «____»________________2022

Оглавление

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Возрастные особенности воспитанников

1.1.2. Характеристика речевого развития детей с ОНР

1.1.3. Цели и задачи Рабочей программы

1.1.4. Принципы и подходы к формированию программы

1.1.5. информационно-методическое содержание

1.2. Целевые ориентиры освоения воспитанниками Программы

2. Содержательный раздел

2.1. Основное содержание коррекционной работы  

2.1.1. Направления логопедической работы

2.1.2. Образовательные области

2.1.3. Виды детской деятельности

2.2. Перспективное тематическое планирование логопедической работы

2.3. Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателей

2.4. Формы сотрудничества с семьями воспитанников

3. Организационный раздел

3.1. Структура реализации образовательного процесса

3.1.1. Система работы учителя-логопеда

3.1.2. Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

3.2. Условия реализации Программы

3.2.1. Оборудование и материалы

3.2.2. Учебно-методическое обеспечение

          1. Целевой раздел

          1.1. Пояснительная записка

          Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновление содержания работы комбинированных групп в дошкольных образовательных учреждениях.

          На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы ДОУ.

          Решение данной проблемы возможно через разработку Рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционной программ.

          В Программе учитываются концептуальные положения общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется на:

- современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира;

- философской теории познания, теории речевой деятельности, теории о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.

          В основе Программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

          Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. В ней предусмотрено разностороннее развитие детей, коррекция недостатков речевого развития, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

          Рабочая программа учителя-логопеда является локальным актом МБДОУ №17 «Родничок», разработанным в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

- Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

- Уставом МБДОУ №17 «Родничок»;

          Теоретической основой Программы стали:

- Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С.Выготский);

- Учение об общих специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С.Выготский, Н.Н.Малофеев);

- Концепция о соотношении мышления и речи (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.);

- Концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М.Солнцев);

- Концепция о соотношении элементарных и высших психических процессов развития ребенка (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия);

- Современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.).

          Данная Программа разработана на основе:

- Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ №17 «Родничок»;

- Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №17 «Родничок»;

- Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.Н. Нищевой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

          Рабочая программа состоит из трех разделов:

- целевого,

- содержательного,

- организационного.

          Рабочая программа раскрывает комплексный подход и содержательные линии воспитания и образования детей 6-7 лет. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и построено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечение единства коррекционных, воспитательных, развивающих и обучающих задач.

   

          1.1.1. Возрастные особенности воспитанников

          Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной степени опосредована речью.

          Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действия на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренне речи.

          Таким образом формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

          Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств. А также тормозит становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняет переход к более организованной учебной деятельности.

          Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной нарушения речи подразделяются на две группы:

- нарушение средств общения,

- нарушение в применении средств общения.

          Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

          Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у этих детей, часто усугубляются сопутствующими неврологическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревания ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто встречаются гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром, синдром двигательных расстройств и др.

          Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание детей с ОНР.

          При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушениях тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, для детей характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

          Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

          1.1.2. Характеристика речевого развития детей с ОНР

          Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) – это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

          Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

          Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

           В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи.

           При первом уровне речевого развития средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

          При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т.д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

          Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

          Четвертый уровень речевого развития характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т'-с-с'-ц], [р- р'-л-л'-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели незакончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

          Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

          1.1.3. Цели и задачи Рабочей программы

          Цели Программы:

- проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей систему средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- осуществление своевременного и полноценного личностного развития;

- обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования;

- организация взаимодействия субъектов образовательного процесса.

          Коррекционно-образовательный процесс представлен в Программе как целостная структура.

          Рабочая программа направлена на решение основных задач:

- способствование общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, коррекции речевых нарушений, динамике индивидуального развития;

- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- создание активной среды, направленной на самореализацию ребенка в различных видах деятельности;

- обеспечение развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

- способствование объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, а также обеспечение взаимодействия всех участников образовательных отношений;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- способствование участию родителей в образовательном процессе МБДОУ.

          1.1.4. Принципы и подходы к формированию Программы

          Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в педагогике: научности, системности, доступности, повторяемости.

          Рабочая программа учителя-логопеда

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- основывается на принципе гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка всех участников образовательного процесса);

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности дошкольников;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- поддержка инициативы детей во всех видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.

          1.1.5. Информационно-методическое содержание

          В коррекционно-развивающей работе используются игры и игровые упражнения на формирование общих речевых навыков, звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя речи, синтаксической структуры предложения, связной речи, а также на развитие моторики (артикуляционной, мимической, общей, мелкой), оптико-пространственных функций и графомоторных навыков.

          Программа рассчитана на один год.

          В коррекционно-развивающей работе используются следующие технологии:

- информационно-коммуникационные;

- здоровьесберегающие;

- проектной деятельности;

- исследовательской деятельности;

- личностно-ориентированные;

- игровые.

          1.2. Целевые ориентиры освоения воспитанниками Программы

          Планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров:

- ребенок проявляет и обладает мотивацией к занятиям, попытками планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо цели;

- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

- правильно употребляет грамматические формы слова, продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

- умеет подбирать однокоренные слова;

- умеет строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

- составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждений) с соблюдением целостности и связности высказывания;

- осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

- владеет простыми и сложными формами фонематического анализа и синтеза;

- владеет понятиями слог, слово, предложение;

- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (односложных, двусложных с открытыми и закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами);

- умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;

- знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;

- правильно произносит большинство звуков (либо изолированно, либо в условиях контекста);

- у большинства детей скорректирована звукослоговая структура слова (изолированно и в условиях контекста).

          2. Содержательный раздел

          2.1. Основное содержание коррекционной работы

          2.1.1. Направления логопедической работы

          Основной задачей логопедической работы в подготовительной к школе группе является дальнейшее совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности.

          В процессе работы над активной речью детей большое внимание должно уделяться переработке накопленных знаний, конкретизации и дифференциации понятий, формированию умений устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.

          Расширение и уточнение понятий и представлений, словаря импрессивной и экспрессивной речи, овладение различными способами словоизменения и словообразования, синтаксическими конструкциями, установление логических связей и последовательности событий являются основой для дальнейшего обучения детей составлению связных рассказов.

          В подготовительной к школе группе продолжается и усложняется работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова, отрабатываются навыки элементарного фонематического анализа, формируется способность к осуществлению более сложных его форм.

          Одним из основных направлений логопедической работы в подготовительной к школе группе является продолжение развития коммуникативной функции речи в процессе расширения возможностей участия детей в диалоге, а также формирование монологической речи.

          Таким образом, коррекционно-логопедическая работа направлена на развитие различных компонентов языковой способности: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, семантического.

          2.1.2. Образовательные области

          Социально-коммуникативная:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

          Познавательное развитие:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)    

          Речевое развитие:

- коррекция, формирование и совершенствование речевой функции;

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи;

- развитие фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

          Художественно-эстетическое развитие:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру.

          Физическое развитие:

- приобретение опыта двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.

          2.1.3. Виды детской деятельности

          Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах детской деятельности:

          Игровая деятельность включает дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, а также игры с правилами.

          Коммуникативная деятельность: общение, взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

          Познавательно-исследовательская деятельность: исследование объектов окружающего мира.

          Восприятие художественной литературы и фольклора: при автоматизации и дифференциации звуков, при формировании лексико-грамматического строя, фразовой и связной речи.

          Конструирование: при формировании и развитии графо-моторных навыков.

          Двигательная: общая, мелкая, мимическая и артикуляционная моторика.

          2.2. Перспективное тематическое планирование логопедической работы         

Период

Основное содержание работы

I период обучения

сентябрь,

октябрь,

ноябрь

Развитие словаря

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными, увеличительными суффиксами, суффиксами единичности.

3. Обогащение экспрессивной речи сложными, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

4. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.

5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.

8. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоимений, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем лексическим темам.

2. Закрепление умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам.

3. Совершенствование умения образовывать и использовать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам.

4. Формирование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

6. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах.

7. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

8. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

9. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

1. Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса.

2. Формирование умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.

3. Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.

4. Формирование умения говорить в спокойном темпе.

5. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений речевого аппарата.

2. Продолжение автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

3. Уточнение произношения звука [j] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

1. Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытыми слогами.

2. Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных.

3. Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи двусложные слова с двумя стечениями согласных.

4. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

1. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

2. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а также по акустическим признакам и месту образования.

3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лес.

4. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобер, липа, лист, клен.

5. Формирование представления о звуке [j], умения отличать этот звук от звуков [л'], [р'].

Обучение грамоте

  1.  Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
  2. Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
  3. Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывание из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных», изображенных с недостающими элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
  4. Формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанное чтение коротких слов.

Развитие связной речи и речевого общения

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания по заданному плану.

4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.

II период обучения

декабрь,

январь,

февраль

Развитие словаря

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Обогащение экспрессивной речи однокоренными, сложными и многозначными словами, словами в переносном значении.

3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей; прилагательными с противоположным значением.

4. Пополнение словаря однородными определениями.

5. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами.

6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами.

Совершенствование грамматического строя речи

1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами.

2. Совершенствование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

3. Формирование умения образовывать и использовать прилагательные в сравнительной степени.

4. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным.

5. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

7. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины.

8. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

1. Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания.

2. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата.

2. Дальнейшее продолжение работы по автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков.

3. Уточнение произношения звуков [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

1. Формирование умения правильно произносить четырехсложные слова из открытых слогов и использовать их в активной речи.

2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

1. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук.

2. Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по акустическим признакам и месту образования.

3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением).

4. Ознакомление с новыми звуками [ц], [ч], [щ]. Формирование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

Обучение грамоте

  1. Закрепление понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
  2. Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.
  3. Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывание из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных», изображенных с недостающими элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
  4. Формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанное чтение коротких слов.
  5. Формирование навыка осознанного чтения слов и предложений с изученными буквами.
  6. Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения).

Развитие связной речи и речевого общения

1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

2. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3. Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4. Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и знакомых сказок по коллективно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказчика.

III период обучения

март,

апрель,

май,

июнь

Развитие словаря

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными, однокоренными и многозначными словами, словами в переносном значении.

3. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами-синонимами и словами-антонимами.

4. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными прилагательными, прилагательными с противоположным значением.

5. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми.

6. Пополнение словаря отглагольными существительными.

7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами.

8. Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Совершенствование грамматического строя речи

1. Дальнейшее совершенствование употребления сформированных ранее грамматических категорий.

2. Совершенствование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

3. Совершенствование умения образовывать и использовать прилагательные в сравнительной степени.

4. Закрепление умения подбирать определения к существительным.

5. Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

6. Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных и числительных с существительными.

7. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

8. Совершенствование навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами и навыка составления графических схем предложений.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

1. Дальнейшее развитие и совершенствование речевого дыхания.

2. Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).

3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке в спокойном темпе.

4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в свободной речевой деятельности.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Продолжение работы по совершенствованию и активизации движений речевого аппарата.

2. Завершение работы по автоматизации правильного произношения звуков всех групп.

Работа над слоговой структурой слова

1. Формирование умения правильно произносить четырехсложные и пятисложные слова сложной звукослоговой структуры.

2. Дальнейшее совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

1. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук.

2. Развитие навыков дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по акустическим признакам и месту образования.

3. Дальнейшее совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из пяти звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением).

4. Ознакомление с новыми звуками [л], [л'], [р], [р']. Формирование умения выделять эти звуки из слов, подбирать слова с этими звуками.

5. Формирование представлений о том, что буквы «Ь» и «Ъ» не обозначают звуков.

 Обучение грамоте

  1. Ознакомление с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь,Ъ
  2. Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита
  3. Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мозаики, навыков печатания, лепки букв из пластилина.
  4. Закрепить умения трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы.
  5. Совершенствование навыка осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
  6. Закрепление знания уже известных детям правил правописания
  7. Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У)
  8. Формирование навыка разгадывания ребусов, решения кроссвордов, чтения изографов.

Развитие связной речи и речевого общения

1. Повышение речевой коммуникативной культуры и речевых коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.

2. Дальнейшее совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3. Совершенствование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4. Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

5. Дальнейшее совершенствование умений отвечать на вопросы по тексту литературного произведения и задавать их.

6. Совершенствование навыка пересказа небольших рассказов и сказок по коллективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия.

Повторение пройденного материала и закрепление приобретенных речевых навыков в играх, во время совместной деятельности.

          2.3. Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателей

          Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателями

1. Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого негативизма

Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

Обследование общего развития детей, состояния их навыков и знаний по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевых карт, изучение результатов обследования и определения уровня речевого развития детей

Заполнение таблицы обследования, изучение результатов с целью перспективного планирования работы

4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.

5. Развитие слухового внимания и сознательного восприятия речи

Воспитание общего и речевого поведения, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

Расширения кругозора за счет проведения экскурсий, целевых прогулок, наблюдений, просмотра мультфильмов и спектаклей, чтения художественной литературы

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексическо-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

Развитие представлений о времени и пространстве, величине и цвете предметов

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и коррекция звукопроизношения

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

10. Развитие фонематического восприятия

Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций учителя-логопеда

11. Обучение процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

Закрепление речевых навыков, использование их на занятиях, в практической и повседневной деятельности

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

Развитие памяти путем заучивания речевого материала различного вида

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

Закрепление навыков словообразования в различных играх и повседневной жизни

14. Формирование навыка составления предложений разных типов в речи по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и ситуации

Контроль за речью детей по рекомендации учителя-логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и развитие диалогической формы общения

Развитие диалогической речи через использование различных игр, театрализованной деятельности

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картине и сериям картин, пересказывать

Формирование навыка составления короткого рассказа

          2.4. Формы сотрудничества с семьями воспитанников

          Успех коррекционной работы во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей (законных представителей). Задача педагогов – установить партнерские отношения с семьями воспитанников, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Сроки

Формы взаимодействия

Тема

Информационно-аналитический и диагностический этап

Цель: Изучение, анализ изменений, произошедших за лето и прогнозирование деятельности с семьями воспитанников. Сбор информации о вновь поступивших детях.

Сентябрь

Анкетирование родителей

«Анкета для родителей детей, имеющих нарушения речи» (первичная)

Организационно-педагогический этап

Цель: Повышение педагогической культуры родителей

Сентябрь

Родительское собрание

«Организационное родительское собрание»

Ноябрь

Консультация

«Возрастные особенности речевого развития детей с 6-7»

 Май

Итоговое открытое занятие

Занятие в рамках мероприятия «День открытых дверей» по теме: «Развитие звукового - буквенного  анализа и синтеза»

           В течение года осуществляется регулярное и систематическое информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательно-коррекционного процесса, индивидуальные и групповые консультации, создание памяток, рекомендации для закрепления речевых навыков, полученных на занятиях, дома.

          3. Организационный раздел

          3.1. Структура реализации образовательного процесса

          3.1.1. Система работы учителя-логопеда

          Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: детей, учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.

          Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на ребенка в ДОУ.

          Учебный год в комбинированных группах начинается 19 сентября, длится девять месяцев (по 19 мая) и условно делится на три периода:

1. Сентябрь – адаптационный период и углубленная диагностика (логопедическое обследование, заполнение речевых карт, наблюдение за детьми в различных ситуациях: во время режимных моментов, игры, общения со взрослыми и сверстниками), индивидуальная работа с детьми, а также составление плана работы на первое полугодие.

2. Октябрь, ноябрь, декабрь, январь – 1-й этап работы (в январе подводятся итоги работы за 1-й период, проводится промежуточная диагностика речевого развития детей).

3. Февраль, март, апрель, май – 2-й этап работы (в мае подводятся итоги работы за год).

          3.1.2. Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

          Образовательный процесс предусматривает решение программных образовательных задач в ходе совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, взаимодействие с семьями воспитанников групп.

          Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей 6 лет планируется с учетом результатов логопедического обследования.

          Логопедическая работа с детьми проводится индивидуально и подгруппами. Причем индивидуальная работа носит опережающий характер, так как основная их цель – подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.

          На индивидуальных занятиях проводится работа по:

- активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

- подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих и исправления искаженных звуков;

- постановке отсутствующих или искаженных звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

          В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется от 4 до 6-7. В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.

          Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:

- развитие понимания речи;

- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны;

- развитие самостоятельной фразовой речи.

          Подгрупповые занятия проводятся учителем-логопедом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе.

          Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:

- от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

          В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

          Содержание образовательного процесса в комбинированных подготовительных к школе группах определяется адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ТНР МБДОУ №17 «Родничок».

          Образовательная деятельность с детьми осуществляется как в первой, так и во второй половине дня после дневного сна.

          Коррекция речевых нарушений проводится учителем-логопедом в рамках непрерывной образовательной деятельности: коррекция и развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи (4 раза в неделю).

Календарный учебный график

на 2022-2023 учебный год

          Календарный учебный график разработан в соответствии с пунктом 9 статьи 2, пунктом 10 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Регламентирование образовательного процесса на учебный год

Начало учебного года

19.09.2022 г.

Окончание учебного года

19.05.2023 г.

Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками

04 ноября 2022 г. – День народного единства

31декабря 2022- 8 января 2023 г.– Праздничные мероприятия и новогодние каникулы

23 февраля 2023 г. – День защитника Отечества

08 марта 2023 г. – Международный женский день

01 мая 2023 г. – Праздник Весны и Труда

09 мая 2023 г. – День Победы

Продолжительность учебной недели

Понедельник – пятница

Продолжительность учебного года

34  недели

1 полугодие

Период каникул

2 полугодие

Продолжительность полугодия

Количество недель (полных)

Продолжительность полугодия

Количество недель (полных)

С 19.09.2022 г.

по 30.12.2022 г.

         15

С 31.12.2022 г. по 08.01.2023 г.

С 09.01.2023 г.

по 19.05.2022 г.

        19

Логопедическая диагностика

(мониторинг)

          Цель логопедической диагностики (мониторинга): оценка результативности логопедической работы с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции.

          Мониторинг разработан на основе:

- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда;

- Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника;

- Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей 5-7 лет;

- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет);

- Бадяева Н.Е., Десюкова Н.В. (материалы по мониторингу, представленные в журнале «Логопед» №5/2005).

           Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах воспитанников, в диагностическом обследовании речевого развития каждого ребенка, в отчетах и годовом анализе коррекционной работы учителя-логопеда.

          Периодичность логопедической диагностики: сентябрь, январь, май.

          3.2. Условия реализации Программы

          3.2.1. Оборудование и материалы

          Стол письменный, столы детские, стулья для взрослых, стулья детские, доска магнитно-маркерная, мольберт магнитно-маркерно-меловой, шкафы полузакрытые, шкафы закрытые.

Логопедический инструментарий:

- шпатели медицинские деревянные стерильные,

- ватные палочки,

- вата, бинт, спирт;

- перчатки медицинские стерильные;

- салфетки бумажные;

- бумажное полотенце;

- настенное зеркало для индивидуальных логопедических занятий с лампой дневного освещения;

- песочные часы

Дидактические пособия:

Пособия для обследования

  • Зрительного восприятия:

- предъявление предметных картинок (№ 1, 2, 3, 4)

- предъявление контура (№5, 6, 7, 8)

- предъявление неполного рисунка (№ 9, 10)

- предъявление перечеркнутых фигур (№ 11, 12, 13, 14)

- предъявление наложенных друг на друга изображений (№ 15, 16)

- подбор картинок к цветовому фону, дифференциация цвета (№ 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25,26)

- предъявление цветных фигур (№ 27, 28, 29, 30, 31, 32)

  • Слухового восприятия:

- исследование слухового гнозиса (колокольчик)

- дифференциация звучащих игрушек (бубен, дудочка, барабан, гармошка, погремушка, картинки № 33, 34, 35, 36, 37, 38)

  • Оптико-пространственных представлений:

- демонстрация действий с предметами (кукла, машинка)

  • Конструктивного праксиса:

- складывание фигур (счетные палочки, изображения образцов – картинки №39, 40, 41, 42)

  • Динамического праксиса:

- воспроизведение ритмического рисунка (молоточек)

  • Зрительной памяти:

- запомнить и найти изображения однородных предметов (№ 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50)

- запомнить и найти изображения предметов (№ 51, 52, 53, 54, 55, 56)

- запомнить и показать, что изменилось в ряду (небольшие игрушки - самолет, машинка, куколка, пирамидка, мячик, картинки - № 51, 52, 53, 54, 55, 56)

- сравнить изображения игрушек и найти в них сходство и различие (№ 57, 58, 59, 60, 61, 62)

  • Интеллекта

- разложить картинки с учетом последовательности развития сюжета (№61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70)

  • Импрессивной речи:

- понимание связной речи (№ 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77)

- понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам (№ 78, 79, 80, 81, 82, 83)

- понимание грамматических форм (№ 79, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, мяч, стол, кубик, ящик, кукла, стул, лист бумаги и карандаш)

- дифференциация единственного и множественного числа существительных (№ 93, 94, 95, 96)

- дифференциация глаголов с различными приставками (№ 97, 98, 99)

- понимание сложноподчиненных предложений (№ 100, 101, 102)

  • Пассивного словаря:

- понимание обобщающих слов с деталями (№ 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114)

- понимание названий детенышей домашних и диких животных (№ 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123)

- понимание слов с противоположным значением (№124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 262, 264)

  • Экспрессивной речи:

- исследование звукопроизношения (Иншакова О.Б. Альбом для логопеда)

- исследование активного словаря:

состояние предикативного словаря (№ 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155)

подбор антонимов к словам (№ 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165)

состояние номинативного словаря (№ 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 183)

- исследование грамматического строя речи:

исследование способности к словоизменению, изменение слова по падежам (красный карандаш, лист бумаги)

преобразование существительного в именительном падеже единственного числа в форму множественного числа (№ 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213)

образование форм родительного падежа существительных в единственном и множественном числе (№ 184, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213)

согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде (№ 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225)

согласование числительных «два» и «пять» с существительными (№ 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241)

- исследование способности к словообразованию:

образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (№ 242, 243, 244, 245, 246, 247, 248, 249)

образование прилагательных от существительных (№ 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258)

образование глаголов движения с помощью приставок (№ 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269)

исследование характера употребления предложных конструкций (карандаш, коробка, книга, картинки № 270, 271, 272, 273, 274, 275, 276)

  • Фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений:

- фонематический анализ:

выделение звука на фоне слова (№ 277, 278, 279, 280, 281)

выделение на слух ударного гласного из начала слова (мяч)

- фонематический синтез:

составление ребенком слов из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности (№ 286, 287, 288, 289)

- фонематические представления:

выбор ребенка из ряда картинок тех, в названии которых есть произнесенный логопедом звук (№ 277, 278, 279, 280, 281, 282, 283, 284, 285)

  • Продуктов детского творчества (Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей 5-7 лет)

Пособия, дидактические игры для коррекционной логопедической работы:

  • По связной речи

- настольный театр «Колобок»

- фигурки: крокодилы (2 шт.), утенок

- сюжетные картинки для составления рассказов, предложений, словосочетаний

- опорные схемы для составления предложений

- серии сюжетных картинок для составления рассказов

- дидактическая игра «Перевертыши»

- «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше

  • По грамматическому строю

- «Действия» развивающая игра-лото

- «Предлоги» С, ИЗ, У, ЗА, НАД развивающая игра-лото

- «Предлоги» В, НА, ПОД, К, ОТ развивающая игра-лото

- дидактическая игра «Кто где живет?»

- дидактическая игра «Найди пару» (что к чему относится)

- дидактическая игра «Малыши и взрослые»

- дидактическая игра «Без чего»

- дидактическая игра «Чей хвост, чье ухо?»

- дидактическая игра «Из чего сделано?»

- дидактическая игра «Один – много»

- схемы предлогов

- «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше

  • По лексическому запасу

- Набор бумажных кукол с одеждой

- «Дикие животные» интерактивные карточки

- «Что происходит в природе?» развивающая игра

- «Цвет» развивающая игра-лото

- «Домашние животные» интерактивные карточки

- предметные картинки «Одежда»

- предметные картинки «Обувь»

- предметные картинки «Овощи»

- предметные картинки «Фрукты»

- предметные картинки «Грибы»

- предметные картинки «Ягоды»

- предметные картинки «Домашние животные и птицы»

- предметные картинки «Дикие животные»

- предметные картинки «Зимующие птицы»

- предметные картинки «Перелетные птицы»

- предметные картинки «Инструменты»

- предметные картинки «Электрические приборы»

- предметные картинки «Деревья»

- предметные картинки «Цветы»

- предметные картинки «Злаки»

- предметные картинки «Мебель»

- предметные картинки «Посуда»

- предметные картинки «Продукты питания»

- предметные картинки «Игрушки»

- предметные картинки «Школьные принадлежности»

- предметные картинки «Транспорт»

- предметные картинки «Профессии»

- разрезные кубики «Посуда»

- предметные картинки «Рыбы»

- предметные картинки «Насекомые»

- предметные картинки «Здания/постройки»

- предметные картинки «Спорт»

  • По звукопроизношению

- «Играем со звуками» Л, Ль, Р, Рь

- «Играем со звуками» С, Сь, З, Зь, Ц

- «Утро с котиком Музиком» комплекс артикуляционной гимнастики в стихах

- Артикуляционные упражнения в картинках

- фигурка Веселый Язычок

- «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше

- Дидактический материал по автоматизации звуков Л, Ль у детей В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

- Дидактический материал по автоматизации свистящих звуков у детей В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

- Дидактический материал по автоматизации шипящих звуков у детей В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

- Дидактический материал по автоматизации сонорных звуков Р, Рь у детей В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

- «Дошкольный логопункт» раздаточный материал для работы с детьми 5-7 лет Ю.В.Ивановой

  • По фонематическому восприятию

- Ширма настольная

- «Слоги. Выбери картинку по первому слогу» БА, ВА, МА, СА, ТА

- «Слоги. Выбери картинку по последнему слогу» БА, ЕЦ, КА, КИ, СЫ

- Комплект звуковых символов Фотековой

- колокольчики – 2 шт.

- металлофон

- бубен

- флейта

- «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичевой, Г.А.Каше

  • По подготовке к обучению грамоте

- Набор гласных, твердых и мягких согласных букв с изображением предмета, название которого начинается на данный звук

- Настольно-печатная игра «Число и слово»

- Настольно-печатная игра «Азьука»

- Набор магнитных букв русского алфавита

- Веер с гласными буквами

- Детские кубики «Азбука»

- «Мы играем 2»

- буквы большие (демонстрационный материал)

- звуковые сигналы большие (демонстрационные)

- касса букв, слогов и счета (3 шт)

- буквы (раздаточный материал)

- фишки-символы звуков (раздаточный материал)

 Пособия и дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:

- Домино «Милые принцессы»

- Набор магнитных цифр

- Набор магнитных знаков

- Веер с цифрами

- Развивающие пазлы «Ассоциации. Формы и фигуры»

- Развивающая игра «Геометрические формы»

- Развивающая игра «Что к чему?»

- Развивающая игра «Барбоскины»

- Настольно-печатная игра «Логика»

- Настольно-печатная игра «Часть и целое»

- Настольно-печатная игра «Развитие внимания»

- Лото «Изучаем счет»

 - Часы детские

- Матрешка

- пазлы «Змейки»

- корзинка с шишками и грецкими орехами (для массажа рук)

- «Мозаика» (2 шт) + дополнительные планшеты (5 шт)

- пирамидка (4 кольца)

- вкладыши деревянные «Животные»

- «Мы играем 3»

- счетный материал (карточки)

 - дидактическая игра «Дорисуй по контуру»

- дидактическая игра «Заколдованные вещи»

- дидактическая игра «Узнай по силуэту»

- дидактическая игра «Угадай, кто нарисован»

- дидактическая игра «Угадай по тени (силуэту)»

- дидактическая игра «Дорисуй по контуру»

Картотеки:

- картотека артикуляционной гимнастики

- игры, развивающие речевое дыхание

- картотека пальчиковых игр по лексическим темам

- картотека игр для развития речи

- картотека консультация для родителей

Интонационная сторона речи:

- «Эмоции»

- звуковые «Дорожки»

- настольный театр «Колобок»

Дидактический материал для развития мелкой моторики:

- набор цветных прищепок + плоскостные фигурки для игры с прищепками

- набор Lego (среднее) в ведерке

- набор деревянных кубиков в корзине

Речевое дыхание

- «Магический шарик» (10 шт)

Игрушки:

- небольшая кукла девочка

- небольшая кукла мальчик

- средняя кукла

- большая кукла

- набор «Доктор» (стетоскоп детский, молоточек светящийся)

- мелкие игрушки из Киндер-сюрпризов

- мяч средний резиновый

- небольшие мячи пластмассовые основных цветов (4 шт.)

- мячики маленькие (5 шт.)

- флажки «Россия» (3 шт)

          Карандаши цветные, ножницы детские, гуашь, кисточки, кубики и фишки для настольных игр, маркеры для доски и мольберта, губка для доски и мольберта, ваза.

          3.2.2. Учебно-методическое обеспечение

«Логопедия» Учебн. для  студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мистюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой.-2-е изд. – В 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 1995. – 384 с.: ил.

«Логопедия» Учебн. для  студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мистюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой.-2-е изд. – В 2-х книгах. Книга II. М.: Просвещение: Владос, 1995. – 147 с.

Соколенко Н.Н. «Посмотри и назови» Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Книга первая: Свистящие звуки. Шипящие звуки.- СПб.: Библиополис, М.: Издательство ЛСТ – ЛТД, 1997 – 224 с.

Соколенко Н.Н. «Посмотри и назови» Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Книга вторая: Звуки Л-ЛЬ. Звуки Р-РЬ..- СПб.: Библиополис, М.: Издательство ЛСТ – ЛТД, 1997 – 152 с.

«Урок общения»

«Обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы»

Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева «Логопедическая работа в специальном детском саду»

Н.И.Кузьмина, В.И.Рождественская «Воспитание речи у детей с моторной алалией»

И.А.Корсаков, Н.К.Корсакова «Наедине с памятью»

Е.Ф.Рау, В.А.Спивак «Логопедия»

Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»

Е.Ф.Архипова «Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом»

М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян «Введение в логопедию» Часть 1

Е.С.Слепович «Формирование речи у дошкольников с ЗПР»

И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»

И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игре».

Бурлакова М.К. «Коррекция сложных речевых расстройств»

Научно-методический журнал «Логопед»: 1,4,5,6/2004, 1,2,3,4,5,6/2005, 2,3,4,5,6/2006, 1,2,3,4,5,6/2007, 1,2,3,4,5,6,7,8/2008, 1,2,3,4,5,6,7,8/2009, 1,2,3,4,5,6,8/2010, 1,2,3,4,5,7,8,9,10/2011, 1,2,3,4,5/2016

Журнал «Логопед в детском саду» №1(14) 2005

Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 95 с.

Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. АЗБУКА, или Необыкновенное путешествие по Азбуке. Развитие предпосылок грамотности у детей 5-7 лет. Рабочая тетрадь. – М.: ИНТ, 2014. – 72 с.

Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 48 с. (Практическая логопедия.)

Журнал «Логопед» № 1-10/2014, № 3-4/2009

Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики

Нестерова А.Д., Танцюра С.Ю. Аппликация в развитии речи детей

Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы

Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа)

Емельянова Н.В., Жидкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ: метод. Пособие

Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы

Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения

Организация работы дошкольного логопедического пункта: Методическое пособие

Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей

Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях

Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада

Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников

Логопедическая служба ДОУ

Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ

Левчук Е.А. Материалы из опыта работы на дошкольном логопункте

Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков

Якунина В.А. Трудные звуки и буквы Ж и Ш. Задания для профилактики нарушений письма

Молчанова Е.Г., Кретова М.А. Речевое развитие детей 5-7 лет в логопункте

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников

Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. Дидактический материал

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей

Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников

Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях

Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения

Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить

Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки

Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с ОНР

Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующией направленности ДОО для детей с ТНР с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)

Жукова Н.С. Я пишу правильно

Жукова Н.С. Первая после Букваря книга для чтения

Козырева Л.М. Развитие речи и памяти

Козырева Л.М. Развитие речи и мышления

Дурова Н.В., Невская Л.Н. Поиграем в слова

Дурова Н.В., Невская Л.Н. От слова к звуку

Дурова Н.В., Невская Л.Н. От звука к букве

Матюгин И, Чекаберия Е. Зрительная память

Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 2-х частях

Журова Л.Е. Букварь  в 2-х частях

Жукова Н.С. Уроки логопеда

Жукова Н.С. Я говорю правильно

Жукова Н.С. Уроки правильной речи и правильного мышления

Жукова Н.С. Букварь

Большая энциклопедия развития и обучения дошкольника

 

Приложение

Календарно – тематическое планирование подготовительная группа

Месяц

Блок

Неделя

Тема недели

Сентябрь

День знаний

1

День Знаний

Осень

2

Осень, ранняя осень. Сельхозработы (сельскохозяйственные профессии, дары осени)

3

Краски осени (месяца осени, приметы, перелетные птицы, дары леса)

4

Безопасность в природе (поведение)

Октябрь

Мой город, моя планета

1

Моя страна, город, дом

2

Транспорт, правила безопасности на дорогах города  

День народного единства

3

Народная культура и традиции

4

Я - человек

Ноябрь

1

День народного единства

2

Животные (домашние, животные наших лесов)

Новый год

3

Дикие животные – взаимосвязи в природе (сезонные изменения)

4

Электроприборы - безопасность

Декабрь

1

Здравствуй, зимушка - зима

2

Зимующие птицы

3

Одежда, обувь

4

Новогодний калейдоскоп

Январь

Зима

3

Зимние виды спорта

4

Животные Арктики и Антарктики

5

Безопасность – это важно!

Февраль

День защитника Отечества

1

Профессии (инструменты, используемые в разных профессиях)

2

Наша армия родная

3

День защитников Отечества (рода войск)

Международный женский день

4

Моя семья

Март

1

Женский день

Народная культура и традиции

2

Ранняя весна (приметы, изменения в природе)

3

Миром правит доброта (народные обычаи, традиции)

4

Русское народное творчество

Апрель

Весна

1

Прилет птиц

2

Космос

День Победы

3

День Земли (приведем в порядок планету)

4

Животные весной

Май

1

День Победы

2

Мир природы (первоцветы, травы, злаки, хлеб)

3

Насекомые

4

До свидания Детский сад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На ферме» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)

«На ферме» Конспект  совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми  группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)...

Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического кружка «По ступенькам грамоты»

Материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, ведущим дополнительную коррекционно-образовательную деятельность с детьми 7-го...

План работы учителя - логопеда с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности

План работы учителя - логопеда с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности                            ...

Конспект интегрированной НОД учителя- логопеда + воспитателя в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «Ярмарка изделий русских мастеров»

Материал способствует развитию  связной речи  детей  в условиях смоделированной ситуации «Ярмарка,  позволяет обобщить знания детей через организацию различных видов дея...