Нейроупражнения как средство развития речи детей
консультация по логопедии (старшая группа)

Налимова Анна Игоревна

Консультация для родителей и педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Нейроупражнения как средство развития речи

детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Обучая левое полушарие, вы обучаете

только левое полушарие.

Обучая правое полушарие

вы обучаете весь мозг!

И.Соньер

Цель: познакомить педагогов и родителей с нейроупражнениями, способствующими развитию речи дошкольников.

В настоящее время часто встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которым нужна специализированная помощь. У таких детей есть различные нарушения с речью, памятью, координацией, восприятием, общей и мелкой моторикой.

Нейрологопедия – это дисциплина, которая изучает языковую речь в соотношении с мозговой деятельностью.

Мозг состоит из двух полушарий, каждое отвечает за свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет мыслительные операции. Правое полушарие – за интуицию, образное мышление, фантазию и творческие способности. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

- проблемы с памятью, общением, работоспособностью;

- задержка речи, нарушение всех компонентов речи;

- нарушение психомоторного развития, сна, аппетита;

- неловкость движений;

- заторможенность или гиперактивность;

- аутизм и РАС;

- низкий уровень самоконтроля, импульсивность;

- агрессия;

- неспособность, повышенная утомляемость;

- инфантильность;

- отсутствие познавательной активности;

- псевдолеворукость.

Нероупражнения – это специальные игровые комплексы, помогающие ребёнку решать следующие задачи:

- чувствовать пространство и своё тело;

- развивают зрительно-моторную координацию;

- формируют правильное взаимодействие ног и рук;

- учат последовательно выполнять действия;

- развивают слуховое и зрительное внимание.

Нейроупражнения позволят создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта и речи детей.

Упражнение №1.

Постучать по столу расслабленной кистью левой руки, а затем правой в течении 10 секунд.

Сжимать и разжимать кисти рук в течении 30 секунд. Затем расслабить руки. При этом можно проговаривать скороговорку напр.: Филипп к печке прилип.

Упражнение №2.

Ладошки вверх – вниз. Повернуть левую кисть на ребро, согнуть пальцы в кулак, затем выпрямить. Сделать тоже правой рукой. Движения выполнять поочередно по 5 – 6 раз каждой рукой.

Са – са – са хитрая лиса

Со – со – со новое колесо

Су – су – су увидели осу.

Упражнение № 3.

Ладони перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно.

Фонарики зажглись.

Фонарики погасли.

Упражнение № 4.

Пальцы сжать в кулак, затем вращать кулаком и кистью.

- правой руки;

- левой руки;

- обеими руками одновременно.

Действия выполнять  под текст стихотворения.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Упражнение № 5.

Поднять вверх ладошки обеих рук и начинать перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочерёдно указательный, средний, безымянный, мизинец.

- правой руки;

- левой руки;

- обеими руками одновременно.

Действия выполнять под текст стихотворения.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живёшь?»

Упражнение № 6.

Взрослый показывает два положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак. Сначала упражнение выполняется:

- ладонью правой руки;

- ладонью левой руки;

- обеими ладонями одновременно.

Действия выполнять под текст стихотворения.

Бежали бегемотики,

Толстые животики.

Бежали, бежали.

Друг другу повторяли:

«Ладонь – кулак,

Ты, тоже делай так!

Ладонь – кулак,

Ты, тоже можешь так!»

Упражнение № 7.

Ладошки плотно лежат на столе. Начинать с мизинца, поднимать по одному пальцу.

- на правой руке;

- на левой руке;

- на обеих одновременно.

Действия выполнять под текст стихотворения.

Вверх - вниз, вверх – вниз,

Каждый пальчик поднимись.

Вот как ловко я могу,

Двигать пальцы по столу.

Формировать речь следует не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием.

Список литературы

1. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. – М.: «Айрис – пресс», 2018.

2. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. – М.: «Айри – пресс», 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

«Нейроупражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Нейроупражнения – это специальные игровые комплексы, помогающие  ребёнку решать следующие задачи:                      ...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...