Постановка и автоматизация звука р и рь
учебно-методическое пособие по логопедии (средняя, старшая группа)

Нейман Виктория Александровна

Постановка звука, артикуляционная гимнастика, автоматизация в слогах, словах, предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika111.docx670.24 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка и автоматизация звука Р и РЬ.

 

Звук Р:

  • положение губ зависит от последующего гласного (здесь и далее дается описание естественной артикуляции, при постановке звука артикуляция более утрированная);
  • нижняя челюсть, корень и средняя часть спинки языка напряжены;
  • кончик языка широкий, истончённый, поднят и вибрирует у альвеол, то прилегая к ним, то отходя от них (частота колебаний от трёх и более, в зависимости от звукосочетания в слове);
  • язык принимает форму «ложечки»: средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята, боковые края приподняты, упираются в верхние коренные зубы;
  • мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук);
  • голосовые складки сомкнуты (Р — звонкий звук).

 

Звук РЬ:

  • артикуляция звука Рь очень схожа с артикуляцией звука Р;
  • отличается лишь тем, что средняя часть спинки языка приподнята, а кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд.

 

Нарушения произношения звуков Р, РЬ:

 

Дефекты произношения звуков Р и Рь называются ротацизмом.

Частыми причинами ротацизма  являются нарушения в строении языка (короткая уздечка языка, длинный, узкий, слишком большой), боковой открытый прикус (нет смыкания коренных зубов), нарушения мышечного тонуса при дизартрии.

Часто звуки Р, РЬ заменяются другими звуками и такое нарушение называется параротацизмом. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха, это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.

Звуки Р и РЬ  чаще всего заменяются на Л, ЛЬ, Й, Д, Г, К, Т.

Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 – 5 лет (до этого возраста нарушения в произношении сонорных Р,РЬ считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.

 

Техника выполнения упражнений:

 

  1. Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.
  2. Начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно.
  3. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
  4. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  5. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
  6. Артикуляционную гимнастику следует выполнять до тех пор, пока ребенок не станет произносить звуки Р, Рь правильно.
  7. Рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

Артикуляционная гимнастика

«Лягушка»

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы ;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

 

«Змейка»

  • открыть рот ;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот ;
  • не прикасаться к губам и зубам .

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

  «Чашечка»

  • открыть рот;
  • широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
  • прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

«Маляр»

  • приоткрыть рот;
  • широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.

«Индюк»

  • рот открыть ;
  • широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка.  При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна!!!

«Лошадка»

  • присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
  • щелкать языком медленно и сильно;

 «Грибок»

  • улыбнуться;
  • присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;

«Гармошка»

  • улыбнуться;
  • сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
  • не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Дятел»

  • улыбнуться;
  • открыть рот;
  • кончик языка за верхними зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…» .

Карточки по автоматизации звука Рь в слогах, словах. предложениях.

№ 1 Звук «Рь»
1) Повторить каждый слог 8-9 раз:
Р___________________________Я
Р___________________________И
Р___________________________Е
Р___________________________Ю

2) Повторить каждый слог 8-9 раз:
А___________________________РЬ Я________________________РЬ
Ы___________________________РЬ И________________________РЬ
Ю___________________________РЬ У________________________РЬ
О____________________________РЬ Е________________________РЬ

3) Повторить чистоговорки 3-4 раза:
А) Ря-ря-ря – яркая звезда. Б) Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – молоко в ведре. Рю-рю-рю – я обед варю.
Ри-рри-ри – ну-ка, повтори. Ри-ри-ри – светят фонари.
Рю-рю-рю – гирю подарю. Ре-ре-ре – дети на горе.

4) Повторить чистоговорки 3-4 раза:
А) Арь-арь-арь – я хочу букварь. Б) Ерь-ерь-ерь – дикий зверь.
Орь-орь-орь – у Никиты корь. Орь-орь-орь – прогоняю хворь.
Ерь-ерь-ерь – постучите в дверь. Арь-арь-арь – на дворе январь.
Урь-урь-урь – не боимся бурь. Ырь-ырь-ырь - на воде пузырь.

5) Повторить слоги и слова 6-7 раз:
Ри-ри-ри – рис. Ри-ри-ри – курица.
Рё-рё-рё – рёв. Ре-ре-ре – берег.
Ре-ре-ре – репа. Рю-рю-рю – рюкзак.
Рю-рю-рю – рюмка. Ря-ря-ря – якоря.

6) Повторить слова 8-9 раз:
рис риск рябь редька рябчик редко ряд рёбра

7) Повторить слова 8-9 раз:
рюмка рюкзак рёв рейка репа ритм Рита рябчик

8) Повторить слова 8-9 раз:
зорька горький борьба моря заряд моряк наряд коряга
№ 2 Звук «Рь»
1) Повторить слова 8-9 раз:
порядок буря гиря пряжа грядка тряпка прялка хрящик

2) Повторить слова 8-9 раз:
Ирина Марина варить сорить перина турист пузыри двери

3) Повторить слова 8-9 раз:
шарик курица комарик фонарик грива зрители пристань привет

4) Повторить слова 8-9 раз:
крем время грелка гречка кресло стремя гребень пресный

5) Повторить слова 8-9 раз:
букварь дикарь сухарь фонарь январь янтарь вратарь словарь

6) Повторить слова 8-9 раз:
пескарь глухарь календарь слесарь токарь писарь зверь снегирь

7) Повторить предложения 3-4 раза:
У Бори фонарик. Варя режет редиску. У Ларисы отец – токарь. Ваня потерял букварь. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье. Мама принесет грецкие орехи. У Риты варежки дырявые. За рядом ряд идет отряд.

8) Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает (повторить 3-4 раза):
Я варю варенье.
Ты варишь варенье.
Он … .
Она … .
Мы … .
Вы … .
Они … .

9) Выучить загадку, запомнить отгадку:
Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостиком крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

№ 3 Звук «Рь»
1) Повторить предложение. Ответить на вопросы фразой:
Иринка нарисовала огурец.
Кто нарисовал огурец? Что сделала Иринка? Что нарисовала Иринка?

2) Повторить предложения 3-4 раза:
На берегу реки пристань. На реке ныряют и загорают ребята. Во дворе ребята играют в прятки. Мы Борису подарим снегиря в клетке. В мае цветет сирень и черемуха. Рядом с деревней рисовые поля.

3) Отработать произношение звука в стихотворении:
Рак
Про меня говорят,
Будто пячусь назад.
Не назад, а вперед-
Только задом наперед.

4) Повторить предложение. Ответить на вопросы фразой:
Гриша берет фонарь.
Кто берет фонарь? Что делает Гриша? Что берет Гриша?

5) Повторить предложения 3-4 раза:
Рядом с деревней рисовые поля. На грядке растет репа, редька и редиска. У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики. У Сережи в ведре много грибов. Андрюше примерили брюки. Над дверью горит фонарь.

6) Отработать произношение звука в стихотворении:
Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку –
Бросит корочки в корзинку.

7) Послушать предложения. Исправить их, повторить 3-4 раза:
Редиска режет Варю. Грецкие орехи принесли ребят. Во дворе прятки играют в ребят. Рядом с рябиной растет деревня. В сирени и черемухе цветет май. У фонаря горит дверь. На редиске и редьке растет грядка.

8) Повторить предложение. Ответить на вопросы фразой:
Над речкой растет рябина. Где растет рябина? Что делает рябина? Что растет над речкой?

«Автоматизация звука РЬ в словах, словосочетаниях»

Цель: Автоматизировать произношение звука [Р"].

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
. закрепление формирования артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедо м, самостоятельном произношении в словах, словосочетаниях, чистоговорках;
. обучение правильному грамматическому оформлению словосочетаний «существительное и прилагательное», «числительное и существительное»;
Коррекционно-развивающие:
. развитие фонематического слуха; речевого дыхания; зрительной, слуховой памяти и внимания;
. развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук;
. развитие дикции и интонационной выразительности;
Коррекционно-воспитательные:
. формирование положительной мотивации на занятии;

воспитание навыков речевого общения, умения слушать инструкцию;

воспитание интереса к природе, животным;

Оборудование: плоскостное изображение черепахи, игрушечная черепаха и черепашата, песок, пластмассовые яйца с картинками (слова со звуком рь), дидактическая игра «Звуковые ходунки — звук рь», картинки со звуком рь, книга «Найди акулу в океане», деревянные палочки, дидактические материалы для закрепления произношения звука рь, наклейки, зеркало, жетоны.

Ход занятия:

Организационный момент. Дыхательная гимнастика.

Логопед предлагает ребенку угадать загадку, чтобы узнать - кто придет в гости на занятие:

Идет спокойно, не спеша -

Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит… (черепаха)

Познакомься, это черепаха Рита (фигурка черепахи), мы будем с ней играть. И к концу занятия узнаем, какой у Риты самый любимый звук. Ты знаешь, как называется прочная рубашка у черепах? - панцирь; для чего он нужен? - чтобы защищать ее от врагов.

2. Дыхательная гимнастика.

Логопед предлагает помочь черепашке ползти — нужно сдувать нарисованную черепаху (длинная плавная воздушная струя, щеки не надуваем)

3.Артикуляционная гимнастика. ( Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений)

Конфета — Черепашке дадим мы конфету,

Пусть спасибо нам скажет за это.

Маляр — Покрасим черепашке дом,

Красиво очень будет в нем.

Лошадка — Черепаха лошадке сказала -

«Как же ты далеко убежала...»

Автоматизация звука РЬ в словах, развитие фонематического восприятия -

игра «Черепашьи яйца»

Рита рассказала мне, что черепахи откладывают яйца в теплый песок и через некоторое время появляются маленькие черепашки. Но наша знакомая не может найти свои яйца в песке, помоги ей. Ребенок руками ищет пластмассовые яйца в емкости с песком.

Логопед — Смотри черепашки нарисовали на скорлупках от яиц какие-то рисунки, рассмотри и назови их. (на половинках яиц нарисованы рисунки со звуком РЬ, ребенок называет картинки, четко проговаривая звук РЬ (репа, матрешка, перец, ремень, редиска, кресло, гриб, дворец, рельсы, дверь, гири, фонарь). Какой звук есть во всех этих словах? - РЬ)

5. Автоматизация звука РЬ в словосочетаниях.

Логопед — ты правильно назвал все рисунки и черепашата больше тебя не боятся, они тоже пришли к нам в гости (маленькие фигурки черепашат). Давай подарим малышам подарки. Ребенку предлагается дидактическая игра «Звуковые ходунки — звук рь», на ней нужно жетонами закрывать картинки, называя их, а затем придумывать словосочетания, подбирая прилагательное к существительному (например — скрипучая дверь)

6. Физ. Минутка — речь с движением.

Черепаха, черепаха

Носит панцирь, как рубаху. (на корточках, руками изображаем панцирь)

Ничего прочнее нет,

Хоть носи ее сто лет. (руки в замок)

Длинный рог не пробьет, (пальцами у головы показываем рога)

Острый зуб не прогрызет. (пальцами показываем клыки)

И копытом не разбить. (топаем ногой)

Очень в нем удобно жить. (обнимаем себя руками)

7. Выделение автоматизируемого звука. Игра «Черепашьи бега».

А ты знаешь, что черепахи могут прожить больше ста лет? Вот почему черепаха Рита такая умная. За свою долгую жизнь, она узнает много интересного и играет в разные игры, которые учат быть внимательным. Сейчас она хочет поиграть с нами в игру «Черепашьи бега».

На полу разложены картинки, ребенок должен поднять только те, в которых есть звук РЬ.

Зрительная гимнастика, согласование числительного и существительного в словосочетании.

Логопед:

А сейчас черепашки хотят поиграть с тобой и проверить, какие внимательные у тебя глаза.

Ребенку предлагается книга «Найди акулу в океане». На рисунке множество морских черепах, ребенок должен сосредоточиться и найти те картинки, которые описывает логопед (например- черепашонок, который ползет в другую сторону т.д.)

Логопед — покажи мне, пожалуйста, 10 черепашек, которые тебе понравились больше всего - ребенок считает черепашек до десяти (одна черепашка и т.д.).

9. Развитие мелкой моторики. Игра «Конструктор» Конструирование из палочек изображения черепахи.

Нашей гостье очень понравилось, как ты сегодня занимался, но ей уже пора с нами прощаться, а чтобы ты о ней не забыл, Рита решила оставить тебе на память свое изображение из палочек. Попробуй его повторить.

Для произнесения звуков Р, Р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной. Мягкий звук Р‘ отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении Р.

Произносить слоги со звуком рь.

Звук рь произносится раскатисто.

арь - орь - урь
арь - орь - ырь
ёрь - ырь - ирь
юрь - урь - ерь
ря - ре - рё
рю - ря - ри

Произносить слова.

Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.

Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.

Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик.

Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина.

Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, фонари.

Двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик.

Речь, репа, орех, рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня.

Орел, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха.

Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка.

Верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак.

Крюк, трюк, брюки, трбюмо, крючок, Андрюша.

Прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.

Крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.

Крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.

Произносить предложения.

У Бори фонарик.
Варя режет редиску.
У Ларисы отец - токарь.
Ваня потерял букварь.
Эта дверь скрипит.
Римма варит варенье.
Мама принесет грецикие орехи.
У Риты варежки дырявые.
За рядом ряд идет отряд.
На берегу реки пристань.
На реке ныряют и загорают ребята.
Во дворе ребята играют в прятки.
Мы Борису подарим снегиря.
В мае цветут сирень и черемиуха.
Рядом с деревней рисовые поля.
На грядке растет репа, редька и редиска.
У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики.

Произносить тексты.

Загадки.
Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостки крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)

Про меня говорят, будто пячусь я назад.
Не назад, а вперед - только задом наперед.
(Рак)

***
Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандарику - бросит корочки в корзинку.

Небылицы.
Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
А на дереве ерши строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.
(К. Чуковский)

Кормушка для птиц.

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка и автоматизация звука "К"

Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [...

Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на  деятельности и  поведении ребенка. Дети с речевыми  нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...

Постановка и автоматизация звука[к].

Довольно часто начинающие логопеды испытывают трудность в постановке и автоматизации звука [к]. Подборка  данного материала поможет им в этой работе....

картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».

Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...