Конспект занятия по звукопроизношению старшая группа для детей с ОНР: Тема: Звук О.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Горина Марина Викторовна

Конспект занятия по звукопроизношению (старшая группа для детей с ОНР:

Тема: Звук  О.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_zvukoproiznosheniyu.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по звукопроизношению (старшая группа для детей с ОНР:

Тема: Звук  О.

Цель:

Коррекционно – образовательная: формирование  понятия  «гласный  звук»,  на  примере звука «О»; совершенствование навыков  словоизменения (преобразование существительных  множественного числа  в  единственное  число)  и словообразования (подбор  родственных  слов  по  наводящим вопросам); уточнение  значения  предлога  «около»;  составление  предложений  с  предлогом  «около»;

Коррекционно – развивающая: развитие  эмоциональной  сферы; совершенствование чувства ритма; развитие мелкой  моторики;

Коррекционно – воспитательная: воспитание усидчивости, интереса к окружающем миру;

Оборудование: мяч; большое «облако»; капельки с предметными картинками на  каждой (слова подобраны с ударным звуком «О»); массажные мячики для физминутки; ведерко; пластиковые стаканы с водой и соломинки; сумочки; разноцветные  шнурки, для выкладывания буквы «О»; буквы «О» из наждачной бумаги; музыкальные молоточки; воздушные шары для сюрприза.

Ход  занятия:

1.  Организационный  момент.

1).Что  у  меня  в  стакане?  (вода).

У вас тоже есть стаканы с водой, попробуйте подуть в воду через соломинку.

2)«Водные» упражнения:

- сделайте «чашечку» из языка, чтобы вода не пролилась из нее;

-«проглотите» воду;

-«полоскание»;

-«желобок».

 3)Попробуйте  угадать,  какие  слова  я  загадала.

Знаете,  все  мои  загаданные  слова похожи на  слово  «ВОДА».

Как  назовём  слово  «вода»  ласково  -  …  (водичка,  водица).

Как  называется  место  где  вода  падает  с  высокой  скалы  или  горы  -  …  (водопад).

Как  называется  спорт,  связанный  с  водой  -  …  (водный).

Как  называется  машина,  которая  перевозит  воду  -  …  (водовоз).

Как  называется  сказочный  герой, который  живёт  в  воде - … (Водяной).

Как  называются  растения,  которые  растут  в  воде  -  …  (водоросли).

Как  называются  трубы,  которые  проведены  для  воды  …  -  (водопровод).

Как  называется  профессия  человека, который  чинит  эти  трубы, -  …(водопроводчик);

Как называют  человека, который надел специальный костюм и залез в воду..(водолаз).

Как  называется лилия,  которая  растёт  в  воде  …  -  (водяная  лилия)

Видите,  сколько  набралось  слов,  похожих  на  слово  «вода»,  прямо  семейка  «водных»  словечек  получилась.

2.  Введение  в  тему.

Назовите «самый громкий звук» в  слове  «водные» … («О»).

Правильно, именно этот  звук  будет  у  нас  сегодня  главным.

Игра «Эхо»  (дети повторяют за логопедом каждое предложение):

 О! – мы губы округляем.

О,- мы плавно напеваем.

О – свободно голос льется.

О! – так звонко раздается!

Давайте  проверим, какой  это  звук  (гласный  или  согласный)?

Можем  мы  его  пропеть  голосом?  (да,  значит  он  -  гласный)

 II. Основная  часть.

1.  Произнесение  изолированного  звука  с  эмоциональной окраской.

Поиграем  с  этим  звуком? Представьте,  что  мы с вами  оказались  на  острове.

А  там  так  красиво!  Давайте  скажем  этот  звук  с  восхищением.  (О! О!  О!)

Стали  осматриваться  по  сторонам. Удивляемся,  что-то никого  не видно. (О–о–о–о!)

Никого  не  увидели  и  огорчились.  Говорим  с  грустью. (О – О – О)

И  вдруг  мы  увидели  вдалеке  корабль! Радостно  (Ооооо!)

 2.  Введение  понятия  ударный  звук.

Давайте  будем  звать,  может  кто-нибудь  отзовётся:  То-о-оля,  О-о-оля,  По-о-оля,

Ко-о-оля.  А  вы  заметили,  что  когда  мы  зовём  кого-то,  мы  как бы  громче  произносим  один  звук.  Послушайте,  какой  звук  я  выделяю,  по  какому  звуку  «ударяю»  голосом?  (Со-о-оня)  Такой  звук,  выделяемый  голосом  называют  «ударным».

3.  Преобразование  слов. (существительные  среднего  рода  мн.  числа.  в  ед.  число)

Так  мы  обрадовались,  что  решили  поиграть.  Постарайтесь  чётко  и  громко  произносить  звук   «О»  в  своём слове, Выделить  его  голосом.

 Игра  с  мячом  «Много  -  один»:     крылья - …(крыло),        колеса - …(колесо)

окна  -  … (окно)           перья  -  … (перо)                 кольца  -  … (кольцо)                  

стёкла  -  … (стекло)           брёвна  -  … (бревно)                вёсла - … (весло)

сёла  -  … (село)                вёдра  -  … (ведро)                    гнёзда  -  … (гнездо)  

4.Выделение  ударного  звука  в  слове  (с  опорой  на  картинки). Утрированное  произнесение  звука  «О»  в  словах. Закрепление нового понятия  «ударный  звук».

«Волшебный  дождь». Посмотрите,  какое  облако  заплыло  к  нам  в  комнату  необычное,  волшебное! А капельки  -  это  волшебный  дождик,  который  пролился  из  него. Каждый возьмет  капельку.

Назовите словечко, которое  принесла  вам  ваша  капелька, так, чтобы все услышали наш  главный  звук О.

А теперь посчитайте слоги в названиях своих картинок (хлопки, прыжки, приседания).

У меня есть ведёрко, в которое я хочу собрать волшебные капельки. Но  ваша  капелька упадёт в ведёрко только тогда, когда вы придумаете предложения со своими картинками.  Разбейтесь по парам и вместе придумайте предложение.

5. Отстукивание ритма молоточками. «Игра «Дождик»:

«Дождик, дождик – кап да кап, ты не капай долго так.

Хватит землю поливать, нам пора идти гулять»

6.  Звуковой  синтез  и  анализ  слов  «сом, дом, ком, сок, мох, том».

Пока мы  играли  я  услышала  всплеск,  и  увидела  такую  крупную рыбу!

Хотите   узнать  как  она  называется?  Тогда  ловите  звуки,  соедините  их,

может  догадаетесь,  какую  я  видела  рыбу.  «С»  -  «О»  -  «М»

(дом, лось, конь, кот)

7.  Физминутка с массажными мячиками:  

           Не  под  окном,  а  около, катилось  «О»  и  охало

           «О»  охало,  «О»  охало, не  под  окном,  а  около.

8. Уточнение понятия предлога «около».  Составление  предложения  с

предлогом  «около»  по  образцу.

Ребята,  вы  догадались,  кто  охал  около  окна?  (буква  «О»)  Правильно.

Буква  «О»  была  около    окна.  А  ты, Настя,  около  кого  сидишь?

Подразумевается  ответ: «-  Я  сижу  около  Лизы.  А  ты  около  кого  сидишь?».

Дети задают однотипные  вопросы друг другу  и отвечают  на  них  по  цепочке.

9.  Работа  с  буквой. А  я  стою  около  нашего  волшебного  облака.

Посмотрите,  на  какую  букву  оно  похоже?   (На  букву  «О».)

  Построение  буквы  с  помощью  пальцев  рук  (одной  рукой,  двумя  руками

 вместе,  двумя  руками  отдельно) со словами:

              «В этой букве нет угла, оттого она кругла.

               До того она кругла, покатиться бы могла».

 Посмотрите  на  настоящую  букву.  Что  я  в  руке  держу?  (Букву  «О»).

И у вас есть такие же буквы. Обведение контура буквы пальцем.

Она черная,  какая – то  грустная,  а  мы  можем  сделать  весёлые  буквы.

У меня в руках простые шнурочки, но если вы постараетесь они превратятся в украшение для буквы  «О». Выкладывание из шнурков буквы «О».

10.  Итог. Какое  задание  вам  больше  всего  понравилось?

11. Сюрпризный момент. Ребята, вы уже поняли, что наше облако не простое, а волшебное. В нем спрятался сюрприз для вас  (дети берут шары).

 Посмотрите, на что похожи шарики (на капельки, на букву «О»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ФФНР Тема «Звуки м - м’»

Тема «Звуки м - м’»Тема открытого занятия «Звуки м - м’» Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м\' в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; упражнять в...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР. Тема: "Звук Ш"

Конспект занятия фронтального занятия в старшей группе для детей с ТНР с использованием мультимедийной презентации. Тема "Звук Ш"...

Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: Звуки [А], [У].

Представленный конспект занятия может быть использован учителями-логопедами в процессе обучения детей дошкольного возраста с ФФН, ОНР, ЗПР....

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, тема: «Звук и буква К»

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи и интелектуал...