конспект непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука «Ш»
учебно-методический материал по логопедии

Гладышко Наталья Викторовна

конспект непосредственно образовательной деятельности  по автоматизации звука «Ш»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Крутой Лог Белгородского района Белгородской области»

структурное подразделение «детский сад»

конспект непосредственно образовательной деятельности

по автоматизации звука «Ш»

 «В гостях у змейки Шуши»

 Подготовила:

 учитель-логопед      

 Гладышко Наталья Викторовна

                

Цель: автоматизация звука «Ш» в речи ребенка.

Задачи:

- Развивать фонетически чистую, правильную, лексически развёрнутую речь.

- Автоматизировать звук «ш» в слогах, в словах и предложениях.

- Закрепить представления о звуковом анализе и синтезе слов.

- Развивать мышление, внимание, слуховую и зрительную память.

Оборудование:

Игрушка змейка Шуша, схемы- картинки для  артикуляционной  гимнастики,  картинки на  звук «ш»,  игра: « Посели  звук «ш» в свой домик», «Подбери  слова  на  слоги». «Доскажи словечко», тренажеры для развития межполушарного взаимодействия, нейрокарточка на звук «ш»,

Ход коррекционной работы.        

Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня я вам хочу рассказать сказку.

        В одном волшебном лесу под высокой сосной, в норке жила весёлая змейка Шуша. Любила она выползать на солнышко, греться и от удовольствия петь песенку-шшш. А ещё она очень любит ходить в гости. И сегодня змейка Шуша пришла к нам в гости (достаёт игрушку змейки)

Змейка Шуша: здравствуйте, ребята.  Я очень люблю ходить в гости-ш-ш-ш.

Дети: здравствуй, змейка Шуша мы тоже любим гостей.

Логопед: Усаживайся змейка Шуша поудобней и посмотри какие интересные логопедические упражнения умеют выполнять наши дети.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

                                      «Заборчик»
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать это положение под счет от 1 до 5. Ладонь в вертикальном положении повернуть к себе, пальцы сомкнуть.
                                       «Блинчик»
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть.
                                 «Слоненок»
Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек. Пальцы соединить вместе трубочкой.

                                     «Часики»

Рот приоткрыть, губы в улыбке

   

 Кончик узкого языка двигать влево-вправо, касаясь углов рта.

 Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. Кисть руки сгибать одновременно с языком в одну сторону.
                                                 «Чашечка»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Язык сделать широким. Кончик языка поднять за верхними зубами, боковые края прижать к верхним зубам.

Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать.
                                             «Вкусное варенье»

Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

 Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз.

                                                   «Качели»
Рот открыть. Кончик языка поднимать к верхним зубам и о пускать к нижним зубам                                                                         «Кошка сердится»
Рот открыть. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинку языка поднять вверх. Пальцы сомкнуть, ладонь согнуть горкой.

                                      «Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Ладонь с сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком стучать по столу.
                         Самомассаж лица «Озорные мишки»

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать ее вперед,

а затем назад, считая медленно до 10.                                                              

Оттяну вперед я ушки, а потом назад. Словно плюшевые мишки, 

детки в ряд сидят.      Раз, два, три - скажу, четыре, 

пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.

Оттяну вперед я ушки, а потом назад.

Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами рук

 одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 мин.

А теперь по кругу щечки, дружно разотрем: 

Так забывчивым мишуткам память разовьем.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек. Нужно делать всем!

Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом - круги на лбу, также считая до 30. Делать по 1 разу.

На подбородке круг черчу: Мишке я помочь хочу

Четко, быстро говорить, звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре, Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем!

Чтобы думали получше озорные мишки,

Мы погладим лобики, плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой нужно делать всем!

Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 мин.

Чтобы мишка лучше видел, стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой, нужно делать всем!

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.

Точка чуть ниже крыльев носа. Справа и слева.

Мы подушечками пальцев, в точки попадем:

Так курносому мишутке носик разомнем. 

Раз, два, три - скажу, четыре

Точка чуть выше крыльев носа, тоже справа и слева

Пять, и шесть, и семь. Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем! Мы подушечками пальцев

В точки попадем: Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа нужно делать всем.

Мы подушечками пальцев в точки попадем:

Так курносому мишутке носик разомнем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Делать по 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки,

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!

Змейка Шуша: Мне очень понравились ваши игры, а я люблю петь песенки, спойте их вместе со мной, но не просто спойте, а покажите песенки вашими ручками. (использование нейротаблицы)

        Ша-ша-шо,    шу-шэ-ши,   ша-шо-шу,   шу-ша-ши.

        Аш-ош-аш,    уш-аш-эш,   ош-уш-иш,   аш-иш-уш.

Логопед: Ребята, скажите какой звук живёт в песенках змейки Шуши.

Дети: В песенках змейки Шуши живёт звук «ш».

Логопед: Ребята, а скажите змейки Шуши, что вы знаете про звук «ш».

Дети: Звук «ш» согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: Молодцы, ребята. А я знаю с песенками змейки Шуши игру называется «Говорим быстро, чисто и красиво». Пусть змейка Шуша говорит, а мы будем повторять.

        Ши-ши-ши-вот играют малыши.

        Ша-ша-ша-наша Маша хороша.

        Шу-шу-шу - я флажком машу.

        Шо-шо-шо - летом хорошо.

        Уш-уш-уш - я приму горячий душ.

        Аш-аш-аш-это синий карандаш.

Молодцы, ребята вы хорошо повторили песенки. А скажи, змейка Шуша, что у тебя в сумочке.

Змейка Шуша: У меня здесь лежат картинки я вам сейчас их покажу, дети называют: шуба, шапка, кошка, матрёшка, чашка, шиповник, машина, душ, ландыш. Я хочу поиграть с вами в игру называется «Посели звук «ш» в свой домик». Послушайте внимательно и скажите, где находится звук в слове в начале, в середине или в конце. Если звук находится в начале, то положи картинку в домик, где закрыт первый квадратик, если в середине то в домик, где закрыт второй квадратик, а если в конце, то закрыт последний квадратик.        

Логопед называет картинки, дети определяют звук (вначале слова, в середине или в конце) раскладывают по домикам-схемам.

Логопед: А теперь давайте ребята немножко отдохнём. Поможем змейке Шуши доползти до грибочка. Упражнение на развитие межполушарных связей.

                                             Физминутка.

                «Все ребята дружно встали»

        Все ребята дружно встали (выпрямиться)

        И на месте зашагали.      (Ходьба на месте)

        На носочках потянулись, (руки поднять вверх)

        А теперь назад прогнулись. (Руки за голову, прогнулись назад)

        Как пружинки мы присели (присесть)

        И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть)

Логопед: немножко отдохнули, а теперь давайте поиграем в игру называется «Четвёртый лишний». На магнитную доску крепятся картинки, ребёнок называет, и говорит, что лишнее (например - картинки шапка, шуба, шарф, сапоги; в слове сапоги нет звука «ш» - эта картинка лишняя)

        Душ, карандаш, малыш, белка;

        Ландыш, шляпа, шлем, рысь;

        Кошка, катушка, подушка, лимон;

        Шкаф, каша, мышка, велосипед;

Молодцы, ребята, вы отлично справились.

Змейка Шуша: Я тоже знаю игру называется «Доскажи словечко». Я буду вам рассказывать маленькие стихи, а вы договаривать слова.

        Я рубашку сшила мишке,

        Я сошью ему (штанишки).

                                 И беседовал с ужами

                               Заяц, хлопая (ушами).

        Утром выпадет снежок-

        Во двор выносим санки,

        Куртку, не забыв надеть

        И тёплую (ушанку).

                        Н. Кнушевицкая

                         А под снегом спит медведь.

                        Тише, тише. Не (шуметь).

                        И. Токмакова

         Всё, что нужно для игры:

        Куклы, мячики, (шары).

                        А. Матутис

Логопед: Молодцы, ребята. А у меня для вас есть интересное задание. Сейчас я на магнитную доску вывешу слоги и картинки, названия которых начинаются на эти слоги. А вы мне должны назвать слова.

        Ша - шалун, шары, шалаш.

        Шу - шуба, шуты.

        Ши - шило, шиповник, шина.

Молодцы, а теперь сами придумайте слова, чтобы они начинались на эти слоги.

Ребята, а в какую игру можно играть со словами.

Дети: можно из слов придумывать разные предложения.

Логопед: Давайте поиграем в игру «Подружи слова», а змейка Шуша придумает интересные слова, в которых есть звук «ш».

Змейка Шуша: Я очень люблю придумывать. Слушайте.

                Письмо, дедушка, пишет.

                Бабушка, катушку, купила, ниток.

                Сидит, в, камыши, лягушка.

                Машина, Паша, подарил, дедушка.

        Молодцы, ребята у вас получились красивые предложения.

                Итог занятия:

Змейка Шуша: Ребята, а вы любите отвечать на вопросы.

Дети: Да.

Змейка Шуша: Скажите, какой звук в моей песенке.

Дети: Звук «ш».

Змейка Шуша: Кто мне скажет, какой это звук.

Дети: Согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: Ребята, а в какие игры мы сегодня играли.

Дети: Мы играли в игры: «Посели звук «ш» в свой домик», «Четвёртый лишний»,

«Доскажи словечко», «Подружи слова».

Змейка Шуша: Мне было очень интересно играть с вами, а теперь мне пора домой. До свиданья, ребята.

Логопед: до свиданья, змейка Шуша, ребятам тоже пора в группу. У них ещё сегодня много интересных игр.

Список использованной литературы:

  1. Игры для интенсивного обучения/ Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Прометей, 2017. – 53 с.
  2. Шевченко И.Н./ Конспекты занятий по развитию фонетико- фонематической стороны речи у дошкольников. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС» 2019.-128с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедической образовательной деятельности "Автоматизация звука Р"

Цели: закрепление правильного произношения  [Р] изолированно, в прямых и обратных слогах; автоматизация [Р] в словах; развитие артикуляционной моторики, моторики рук; закрепление темы «фрук...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности (дифференциация звуков [с] и [с\']) в подготовительной логопедической группе «Поможем Снеговику»

Цель: Закрепить звуки [с] и [с\'] в речи детей. Программные задачи:·        Учить детей дифференцировать звуки [с] и [с\'] по твердости и мягкости в слогах,...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях

ЦЕЛИУточнить артикуляцию и изолированное произношение звука [р].Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах, словах и предложениях.Упражнять в определении наличия звука [р] в словах...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (ЗКР) "Звук Ц" в средней группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности (ЗКР) "Звук Ц" в средней группе...

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация звука Р на материале лексической темы «Весна» в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи.

План-конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения на материале лексической темы....