Дифференциация глаголов единственного и множественного числа . Домашние животные.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гринь Светлана Витальевна

Занятие в старшей логопедической группе по формированию лексико-грамматических категорий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom._zhiv._konechnyy_variant_2.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 400»

Конспект

логопедического занятия в старшей группе

Вид:  формирование лексико-грамматических  категорий и связной речи. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Домашние животные.

Тип: подгрупповое.

Подготовила:

Учитель-логопед

Репина Светлана

Витальевна

Омск – 2011 г.


Цель: дифференцирование глаголов единственного и множественного числа глаголов.

Программные задачи:

- расширять представления о домашних животных, их образе жизни: как питаются, кричат, двигаются;

-  уточнять и расширять глагольный словарь по теме: мяукать, лаять, мычать, ржать, блеять и т. д.;

-  продолжать формировать обобщающее понятие – домашние животные;

-  совершенствовать грамматический строй речи – дифференцировать глаголы ед. ч. и  мн. ч.;

-  развивать связную речь (составлять простые предложения: объект и действие);

-  развивать творческое воображение посредством силуэтных картин;

-  развивать  мелкую и общую моторику, координацию речи с движением;

- воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к домашним животным; навыки сотрудничества.  

Оборудование:  карточки с изображением домашних животных: кошки, собаки, коровы, кролика, лошади; мультимедийная презентация, звукозапись с голосами животных, медальоны с изображением домашних животных на каждого ребёнка, силуэты ладоней красного, жёлтого и синего цвета.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.   

Игра «Назови домашнее животное»

На  экране компьютера спрятана картинка домашнего животного и звучит загадка. После отгадывания загадки детьми, появляется домашнее животное.

Звучат следующие  загадки. Дети отгадывают.

Логопед:  Кого вы сейчас называли?  Как можно назвать всех этих животных?

(Дети отвечают, что это домашние животные).

Логопед: Почему их так называют?

(Дети говорят, что домашние животные живут рядом с человеком, и  человек ухаживает за ними).

Звучит загадка про корову. 

(Предполагаемые ответы детей)

На экране появляется изображение коровы.

Логопед: Эту корову зовут Бурёнка. Она хочет послушать стихотворение, которое  вы выучили вчера.    

2. Повторение.

Логопед: Кто хочет  рассказать стихотворение?

Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

2-3 ответа.

Стихотворение «Рыжая корова»

Ходит, бродит на лужку рыжая корова,

Даст она нам к вечерку молочка парного.

Сане, Мише и Маринке

Будет всем по полной кринке.

Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Покажите пальцами голову коровы.

Дети выполняют упражнение.

3. Новый материал.

Игра «Кто как ест?»

Логопед:   Бурёнка проголодалась. Как ест корова?  (Дети отвечают, что она жуёт).

Логопед: Корова  жуёт. А коровы что делают?

(Дети отвечают, что коровы жуют).

Логопед: Послушайте внимательно ещё раз.  Жуёт –  жуют. Одинаковые хвостики у этих слов? Давайте их выделим голосом. Послушайте как.

Логопед начинает говорить слово шёпотом, окончание произносит громко.

(Дети повторяют за логопедом хором окончания слов).

На экране появляется изображение свиньи.

Логопед: Как ест свинья?

(Дети отвечаю, что свинья чавкает).

Логопед:  А свиньи что делают?

  (Дети отвечают, что свиньи чавкают).

На экране появляется  изображение козы.

Логопед: Как ест коза?

(Дети отвечают, что коза жуёт).

Логопед: А козы что делают?

(Дети отвечают, что козы жуют).

На экране появляется изображение кошки.

Логопед:  Как пьёт молоко кошка?

(Дети отвечают, что кошка  лакает)

Логопед: А кошки  что делают?

(Дети отвечают, что кошки  лакают).

На экране появляется изображение собаки.

Логопед: Что делает собака с костью?

(Дети отвечают, что  собака грызёт).

Логопед: А собаки что делают?

(Дети отвечают, что собаки  грызут).

Физ. минутка.

Игра «Кто как передвигается?»

Логопед:  Дети, покажите, как собака виляет хвостом.

(Дети показывают, как собака виляет хвостом).

Логопед: Дети, что делает собака?

(Дети отвечают, что собака виляет).

Логопед: Что делают собаки?

(Дети отвечают, собаки виляют).

Логопед: Покажите, как собаки виляют хвостами.

(Дети показывают, как собака виляет хвостом).

Логопед: Как скачет лошадь; как идёт рогатая корова.

(Предполагаемые ответы детей. Дети имитируют движения животных).

4. Закрепление нового.

Игра «Отгадай, кто на фотографии и что делает?»

Дети угадывают  и  называют, кто это.  

На экране появляются затемнённые силуэты животных, выполняющие разные действия.

На экране появляется корова.

Логопед: Угадайте, кто это?

 (Предполагаемые ответы детей).

Логопед: Что делает корова?

(Дети отвечают, что корова жуёт).

Логопед: У кого есть такая же корова? Давайте подружим этих коров.

(Дети выходят к наборному полотну и выставляют картинки с собаками)

Логопед: Корова жуёт,  а  как сказать про 2-х коров (Что они делают?).

(Дети отвечают, что   коровы жуют).

Логопед начинает говорить слово шёпотом, окончание произносит громко.

Логопед: Теперь давайте вместе повторим.

Собака лает – собаки лают.

Котёнок играет – котята играют.

Лошадь лягает – лошади лягают.

Кошка лакает – кошки лакают.

Коза бодает – козы бодают.

Лошадь прыгает – лошади прыгают.

Собака грызёт – собаки грызут.

Собака лежит – собаки лежат, спит –  спят.

Логопед: Давайте скажем вместе: спят.

Свинья лежит – свиньи лежат.

Собака сидит –  сидят.

Игра «Угадай, чей голос?»

Логопед  включает запись голосов животных, а дети угадывают, чей это голос. После того, как дети угадали, появляется картинка животного.

Игра «Кто как кричит?»

Логопед раздаёт карточки с изображением домашних животных и одевает их на шею детям, как медальоны  и предлагает детям, вспомнить, как кричат эти домашние животные.  Каждый ребёнок  кричит голосом животного, которое изображено на медальоне. Логопед показывает силуэты рук: красную, жёлтую, синюю. Если логопед показывает красную руку, дети кричат громко; если показывает жёлтую руку, то дети говорят тихим голосом; если логопед показывает синюю руку, дети замолкают и замирают на месте.

5. Итог.

Логопед:  Кто к нам приходил в гости? (Дети отвечают, что в гости приходили домашние животные).

Сейчас я называю действия, которые выполняют животные. Если действие выполняет одно животное, то вы ничего не делаете. А если действие выполняют несколько животных, то вы все  должны сделать то же самое. Давайте попробуем.

Свинья хрюкает. – Вы ничего не делаете, потому что свинья – это одно животное. А кони ржут. – Вы все начинаете кричать:  И-го-го.

Собаки лают.

Свиньи хрюкают.

Собака грызёт.

Коровы мычат.

Конь скачет.

Кони скачут.

Кролик прыгает.

Кролики прыгают.

Кошка умывается.

6. Оценка.

Логопед: Вы сегодня все хорошо занимались, Бурёнке очень понравилось. Поэтому она хочет вас угостить полезным молоком  и вкусными конфетами  «Коровка».

Слайд № 2

Слайды

 № 3-7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд

№ 12-13

Слайд

№ 14-15

Слайд

№ 16-17

Слайд

№ 18-19

Слайд

№ 20-21

Слайд №

22-23

Слайд

№ 24-25

Слайд

№ 26-27

Слайд

 № 28-29

Слайд

 № 30-31

Слайд

№ 32-33

Слайд

№ 34-35

Слайд

№ 36-37

Слайд

№ 38-39

Слайд

№ 40-41

Слайд

 № 42-43

Слайд

№  44-59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека предметных картинок. Грамматика. Существительных единственного и множественного числа.

Картотека составлена по материалам книги Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой « Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Авторы предлагают определённую пос...

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР: «Единственное и множественное число существительных. Относительные прилагательные»

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе для детей с ЗПР  «Единственное и множественное число существительных. Относительные прилагательные» в рамках лексической темы "Деревья"....

Конспект логопедического занятия Тема: «Согласование прилагательных с существительными мужского рода в единственном и множественном числе. Развитие связной речи и речевого общения»

Согласование прилагательных с существительными мужского рода в единственном и множественном числе. Развитие связной речи и речевого общения...

Конспект занятия для старшей группы "Образование творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе с предлогом С."

Конспект занятия для старшей группы "Образование творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе с предлогом С."...

Конспект занятия по обучению русскому языку в старшей группе. Тема занятия: Формирование умения различать формы единственного и множественного числа имен существительных Тема для разговора «Игрушки».

Конспект занятияпо обучению русскому языку в старшей группеТема занятия: Формирование умения  различать формы единственного и множественного числа имен существительныхТема для разговора  &la...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...