Логопедическое пособие "Колесо чудес"
презентация по логопедии

Густова Ольга Юрьевна

Использование наглядного моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koleso.pptx698.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическое пособие Густова Ольга Юрьевна учитель-логопед высшая категория МБ ДОУ №81 «Колесо чудес»

Слайд 2

Каждый логопед ищет способ сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Использование моделей на логопедических занятиях позволяет этого добиться. Практика логопедической работы показывает, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981). Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Использование модели приведет к поставленным целям в том случае, если будут пройдены все этапы работы с моделью: знакомство с графическим образом модели; дешифровка модели; непосредственно работа с моделью.

Слайд 3

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. Использование моделей на логопедических занятиях ставит своей целью формирование представлений об основных признаках и структуре изучаемых объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова. Работа с моделью предполагает определенный уровень сформированности умственных операций у детей (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения), что должен учитывать логопед при выборе моделей. Назначение модели – облегчить процесс усвоения ребенком предлагаемого ему материала, но достигнуть этого можно только, если модель отражает основные свойства объекта и доступна ребенку по возрасту. Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения, широки. Например, я в своей работе использую пособие « Колесо чудес ».

Слайд 4

Для создания пособия сделан круг, который был заламинирован . С помощью самоклеющейся бумаги был разделен на сектора, в каждый из которых была прикреплена на липучку карточка-модель того или иного задания, используемого на моих занятиях. В центре круга – легко вращающаяся стрелка.

Слайд 5

Секторы «Колеса чудес»: 1 блок – формирование лексико-грамматических представлений . « Скажи какой?» (образование относительных прилагательных ) «Скажи ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением)

Слайд 6

«Большой, еще больше, самый большой» (образование сравнительной степени прилагательных) « Один-много- нет чего» ( образование формы единственного и множественного числа существительных и формы родительного падежа)

Слайд 7

« Мой, моя, мои» (определение рода существительных) «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

Слайд 8

«Чей ? Чья ? Чьи ? » (образование притяжательных прилагательных)

Слайд 9

«Маленькое слово» (использование предлогов ) н а под над в за

Слайд 10

2 блок – работа со звуками . «Где звук?» (определение места звука в слове) «Расскажи про звук» (анализ звука: гласный-согласный; твердый-мягкий; звонкий- глухой)

Слайд 11

«Раздели слово на части» (деление слова на слоги)

Слайд 12

3 блок – развитие словаря и связной речи. «Назови детенышей животных» «Скажи, живое или неживое»

Слайд 13

«Назови слова-родственники» (образование однокоренных слов) «Слово одно, а значений много» (работа с многозначными словами)

Слайд 14

«Вопрос» - сектор сюрпризов для ребят и возможность для логопеда включить в занятие любое другое задание, которого нет на колесе. Составь предложение с данным словом

Слайд 15

Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков. Это получилось универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях . Можно оставлять на колесе определенный набор карточек, в зависимости от поставленных целей и задач. Сначала мы изучали модели на карточках, обычно на индивидуальных занятиях, а потом перешли к пособию. Варианты выбора модели: Логопед объявляет задание – дети ищут соответствующую модель (поворачивают стрелку). Логопед выбирает модель (поворачивает стрелку) – дети рассказывают в чем суть задания. Дети сами выбирают модель (задание ), вращая стрелку Надо отметить, что карточки являются так же достаточно востребованным и самостоятельным пособием, они очень удобны на индивидуальных занятиях.

Слайд 16

Каким образом я использовала это пособие на занятиях. По-разному, можно предложить детям поиграть в «Поле чудес» (колесо похоже на барабан из этой передачи), только изменить правила, сказав, что в каждом секторе будут не баллы, а задания. Можно поиграть в « Угадалки », когда по наводящим вопросам или фразе дети угадывают сектор. Но чаще всего пособие даже не требует специального обыгрывания, «Колесо чудес» само по себе достаточно интересено детям. Схема использования самой модели при работе над звукопроизношением чаще всего была такова: берем несколько слов на определенный звук и выполняем задание, затем на том же речевом материале выполняем другое задание (меняем карточку или поворачиваем стрелку). Например: автоматизация звука Р, слова – рука, рыба, шар, сыр, ковер, нора, гора, дыра, перо. Сектор «Скажи ласково» - ручка, рыбка, шарик, сырок, коврик, норка, горка, дырка, перышко. Сектор « Один-много-нет чего» - руки, рыбы, шары, сыры, ковры, норы, горы, дыры, перья Сектор «Мой или моя?» - рука, рыба, нора, гора, дыра – моя; шар, сыр, ковер – мой, перо - моё .

Слайд 17

Самым, на мой взгляд, большим достоинством данного пособия, помимо его универсальности, является то, что дети сами проговаривают формулировку задания, озвучивают свои действия, таким образом лучше осмысливая его. Например, дети говорят так: «Сейчас мы будем подбирать родственные слова», «Мы образовывали новые слова, они более ласковые» или «Мы думали, как можно сказать про эти слова, мой или моя» и др. Конечно, такие ответы я слышу в середине или к концу учебного года, когда дети осваивают модели и эти ответы тоже являются результатом моей работы. Кроме всего выше сказанного хочется отметить, что детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, или, что добавляет элемент игры, довериться случаю и просто раскрутить стрелку. А ведь этого мы и добиваемся - повысить самостоятельность детей и за счет этого эффективность самих занятий.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в логопедической подготовительной группе. "Природа дарит чудеса"

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим в логопедической подготовительной к школе группе .Тема:  "Природа дарит чудеса"...

Конспект логопедического досуга Игра «Поле чудес»

Данное мероприятие направлено на развитие фонематических представлений у дошкольников с ОНР....

Итоговое занятие 1-го периода обучения в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР III уровня "Поле чудес" Звук, слог, слово, предложение/.

Это занятие подводит итог знаний в разделе "Обучение грамоте" , полученных детьми с нарушениями речи в 1-м периоде обучения. Содержание занятия показывает  умение детей различать между собой глас...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей логопедической группы "Чудеса весеннего леса."

Конспект представляет собой подробный сценарий совместной деятельности педагога с детьми, в ходе которого в игровой форме решаются поставленные задачи.Целью данного мероприятия является закрепление зн...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе "В мире сказок и чудес"

Цель: показать уровень развития речевых процессов у детей старшей логопедической группы.Задачи:1. Закреплять умения звукового анализа и синтеза слов.2. Продолжать развивать фонематический слух и слухо...

"Поле Чудес" логопедический досуг

ММО для учителей-логопедов...

Физкультурное развлечение для детей старшей логопедической группы. «Осенний лес – полон чудес!»

Оборудование и материал: аудиозаписи, вырезанные из картона следы, дорожка гимнастическая, корзина с шишками, корзина с овощами и фруктами.Под весёлую музыку дети выходят на полянку.Педагог....