Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [Ж] . Путешествие Жука.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Трушникова Алла Геннадьевна

Цель: автоматизация [Ж] в слогах, словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Автоматизация звука [Ж] .27.29 КБ

Предварительный просмотр:

                            Конспект подгруппового логопедического занятия

(вид занятия:  открытие нового знания)

Авторы конспекта:

 Трушникова Алла Геннадьевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»

г. Исилькуль                         

Дата проведения занятия: ________

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III р.у.)

Возраст детей: 6-7 лет

Тема: Автоматизация  звука [Ж] . Путешествие Жука.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей:  Социально-коммуникативное развитие

                                     Познавательное развитие

                                                                     Физическое развитие

                                                                     Художественно - эстетическое развитие

Цель: автоматизация [Ж] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:                                  - учить  соотносить  звук  с  символом  и  буквой;

                                               - развивать  кинетические  ощущения  и  оптические  

                                                 представления;

                                               - учить  образовывать  родственные  слова  к  слову  «морж,

                                                 ёж»;

                                               - закреплять  умение  употреблять  в  речи  предложения  с  

                                                 противительным  союзом  «а», антонимов;

                                               - упражнять  в  образовании  существительных  уменьши-

                                                 тельно- ласкательного  значения;

                                               -закрепление употребления  в  речи  относительных  прила-

                                                 гательных;

                                               - отрабатывать  дикцию;

                                               - закрепление  обобщающего  понятия  «Одежда».

                                               - развитие  фонематического  восприятия;

                                               - развитие  логического  мышления.

Оборудование: разрезные  картинки, зеркала, карточки  для  фронтальной, текст  

                                 рассказа  «Жук» стилизованное  изображение  буквы.

Ход  занятия:

1.Орг. момент.

    Игры  для  формирования  движений  губ  и  языка.

    ПОКУСАТЬ:

    а) язык  от  кончика  к  середине.

    б) «Хобот  слонёнка» Подражаю  я  слону:

                                          Губы  хоботком  тяну…

                                          Даже  если  я  устану,

                                          Их  тянуть  не  перестану.

                                          Буду  долго  так  держать,

                                          Свои  губы  укреплять.

        «Бублик»                  Сделаем  губами  бублик:

                                          Бублик  мы  изобразили-

                                          Плавно  губы  округлили,

                                          Их  теперь  нельзя  смыкать:

                                          Бублик  надо  удержать.

        «Вкусное  варенье» Ох  и  вкусное  варенье!

                                          Жаль, осталось  на  губе.

                                          Язычок  я  подниму

                                          И  остатки  оближу.

        «Чистим  зубы»      Чистим  зубы, чистим  зубы

                                          И  снаружи  и  внутри,

                                          Не  болели, чтоб  они.

2.Основная  часть.

а)Развитие  слухового  внимания.

   - Послушайте  скороговорку   и  назовите  часто  встречающийся  звук. О  ком  загадка?

                                        Жу-жу-жу, жу-жу-жу-

                                        Я  на  ветке  сижу.

                                        Я  на  ветке  сижу

                                        И  жужжу, жужжу, жужжу

- Как вы думаете, о ком эта загадка?

 б)Пальчиковая  гимнастика.

Жук  летит, жук  жужжит

И  усами  шевелит.

Сжать  кулачок. Указательный  палец  и  мизинец   развести  в  стороны («усы»). Шевелить « усами».

в) Уточнение  артикуляции  звука  «Ж».

    - Наш  друг  Жук живет в необычной стране- Жужжандия, но вот беда- живет о совсем один, без друзей. Сегодня  мы  с  вами  отправляемся  в  эту страну, чтобы помочь Жуку найти друзей и слова со звуком «Ж». Ну, что отправляемся на поиски друзей?

Как  жужжит  Жук? Произнесите  этот  звук  «ж», наблюдая  за  

      артикуляцией  в  зеркале.

     Ж- согласный, звонкий, твёрдый.

         - губы  округлены, язык  за  верхними  зубами, голос  участвует.

г) Знакомство  со  стилизованным  изображением  буквы  «Ж».

             Буква  Ж  

             Жужжит  как  жук

             На  жука  похожа-

             У  жука  шесть  лапок  есть

             И  у  буквы  тоже.

3. Упражнение  в  произношении, работа  над  дикцией.

 а) Произношение  изолированного  звука  «Ж».

     - Жук  жужжит  громко; тихо; протяжно; отрывисто.

б) Произнесение  слогов.

             Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

             Я  по  разному  жужжу.

    - Произнесите  и  вы  слоги  по-разному:

              Жа- жо- жу                    же-жи-жа

              Жи-жу-жо                     жо- жу-жи

в) Произношение  скороговорки: без  голоса- медленно, шепотом – быстро,  громко.

             Скороговорку  повторите

             На  звук  Ж  сильней  нажмите:

             ЖУТКО   ЖУКУ   ЖИТЬ   НА  СУКУ.  

4. Упражнение   «Подскажи  словечко».

  - Жужжал, жужжал  жук, скучно  ему  стало. С  кем  бы  подружиться? Мы  сможем  ему  

     помочь?(Сможем! Поможем!)

   - А  сейчас  познакомим  Жука  с будущими  друзьями. Если  вы  произнесёте  вместе  У  

     и  Ж . (УЖ).

   - Узнай  имя  второго  друга  по  перепутанным  слогам : ЖИ-Е, третьего:  ЖА- ТА- Е.

  - Имя  следующих  друзей вы  можете  составить  из  первых  звуков, взятых  из  слов

    Журавль-Арбуз-Барабан-Апельсин (ЖАБА)         

    Жеребёнок-Игла-Ракета-Автобус-Флажок (ЖИРАФ).

  - Имя  ещё  одного  друга  вы  узнаете, если  соберёте  «рассыпанные  звуки»  Р, М, О, Ж     

    МОРЖ.

 -  Назовите, с  кем  подружился  ЖУК?

    (вывешиваются  картинки  УЖ, ЖАБА, ЁЖ, ЕЖАТА, МОРЖ, ЖИРАФ)

5. Развитие  звукового  анализа  на  уровне  слова. Разрезные  картинки.

  - Подбежал  Жук  к  Ежу. Смотрит, под  кустом  ежевики  сидит Ёжик  и  шьёт  одежду.    

  - Возьмите  лоскутки  и помогите  Ежу  сшить  одежду. Назовите  её. Выберите  одежду  

      со  звуком «Ж» (пиджак, джинсы, пижама, жилет).(начертите  схемы  слов  в  

      тетради)

  - Определите  место  звука  «Ж»  в  слове.

6. Упражнение  «Четвёртый  лишний».

  - Прибежали  Ежата  и  попросили  Жука  поиграть  с  ними. Ежата  назовут  слова, а  вы  

    помогите  Жуку  выделить  лишнее  и  объясните, почему  оно  лишнее.

    Одежду  стирают, купают, гладят, сушат.

   Одежду  моют, чистят, отжимают, складывают.

7. Употребление  слов  с  противоположным  значением.

  - Пошёл  Жук  к следующему  другу  в  гости  к  Ужу. Уж  жил  на  Жёлтой  лужайке. Ёж    

     стал  рассказывать,  какую   замечательную  одежду  шьёт  Ёж. Посмотрите  на  

     картинки  и  помогите  Жуку  рассказать  об одежде.

     Плащ  длинный, а  (пиджак)….

     Футболка  чистая, а  (джинсы)….

     Пиджак  тёмный, а  (пижама)…..

     Шорты  короткие, а  (джинсы)….

8.Физминутка   «Дышим  носом  глубоко».

     

Дышим  носом  глубоко.

Поднимаемся  легко.

Приседания.

Наклоняемся  вперёд,

Прогибаемся  назад.

Как  деревья  ветер  гнёт,

Так  качаемся  мы    лад.

Наклоны  взад-вперёд.

Головой  теперь  покрутим.

Так  мы  лучше  думать  будем!

Поворот  и  поворот, а  потом наоборот.

Вращение  головой  в  стороны.

Встанем  дети  на  носочки,

На  зарядке  ставим  точку.

Потягивания-руки  вверх.

9. Образование  относительных  прилагательных.

 - Идёт  Жук  по  Жужжандии, смотрит  около  лужи  Жаба  сидит. Рассказал  Ей  Жук  об  

   одежде, которую  шьёт  Ёж, а  Жаба  и  спрашивает: «А  из  чего  он  такую  красивую  

   одежду  шьёт?». Помогите  Жуку  рассказать  какая  одежда, если  её  сшили  из  кожи,

   из  трикотажа. Если одежду  носят  женщины, то  она….. (женская), а  если  мужчины,    

   то  она (мужская.)

    Пиджак  из  кожи…                              Футболка  из  трикотажа…..

    Жилет  из  кожи…..                               Пижама  из  трикотажа …..

    Плащ  из  кожи…..                                 Джинсы  из  трикотажа …..  

10. Образование  родственных  слов.  

- Погостил  Жук  у  Жабы  и  отправился  дальше. Долго  ли  коротко  ли  шёл, и  вот  

  пришёл  к  Оранжевому  морю. Там  жил  старый  Морж  со  своими  родственниками.

                     Мы  слова  похожие, как  родственники  схожие,

                     Мы  живём  одной  семьёй, поиграть  хотим  с  тобой.

- Назовите  слова-родственники  к  слову  Морж.

- Как называют  детёныша  моржа? ….. МОРЖОНОК

- Как  зовут  их  маму? …..МОРЖИХА

- Если  морж  не  один, а  их  много. Их  называют  … МОРЖИ

- Чей  хвост  у  моржа? …МОРЖОВЫЙ

- Чьи  клыки  у  моржа? …. МОРЖОВЫЕ

- Решил  Жук  рассказать  Моржу, какая  большая  семья  у  его  друга  Ежа. Помогите  

  ему. Припомните:

- Как  называют  детёныша  ежа? …….ЕЖОНОК

- А  если  их  много? ……ЕЖАТА

- Мама  ежат? ……ЕЖИХА

- Домик  у  них?......ЕЖИНЫЙ

- Ласково  называют  ежа? ….ЁЖИК

- Помогите  Жуку  запомнить  эти  слова. Повторите  их.

11.Образование  существительных  с  уменьшительно- ласкательным  

     значением.

- Добрался, наконец,  Жук до  своего  нового  друга  Жирафа. А  он  оказался  такой  

   высокий, что  все  предметы  казались  ему  малюсенькими. Звук  «Ж» поможет  нам  

   сделать  большие  предметы  маленькими.

   Луг- лужок                        флаг-                      снег-                    берег-           утюг-

   Друг-                                  сапог-                     пирог-                 круг-             рог-

   

12. развитие  связной  речи.

- Помог  Жук  Жирафу  и  побежал  дальше. Вот  и  Желтый  лужок.

  Жучок  вернулся  домой  после  длительного  путешествия. Вбежал  в  свой  домик, а  на  

  столе  лежит  книга. Это  мама  купила  Жучку  новую  книжку  с  картинками. Сел  

 Жучок  читать.  Прочитайте  рассказ  вместе  с  ним.

                                Жук.

Однажды  Жанна  увидела  большого  ….  .

- Папа, что это  за, ….  ?-спросила  Жанна.

- Этот  …. – жужелица,- ответил  папа.

….  важно  жужжал  Ж-ж-ж.

Видит  Жанна: у  жука  усы  и  6 _____ .

Жанна  хотела  поймать  жука, но  он  улетел.

 ВОПРОСЫ:

1) Как  зовут  девочку?

2) Какого  жука  увидела  Жанна?

3) Как  называется  жук?

4) Как  жук  жужжит?

5) Что  увидела  Жанна  у  Жука?

6)Что  случилось, когда  Жанна  хотела поймать  жука?

Пересказ  рассказа  2-3 детьми.

                         

13.Итог  занятия.

- Как вы считаете, у вас получилось помочь жуку найти слова со звуком «Ж»?

- Как вы считаете, вы справились с заданиями?

 - Вспомните  и  назовите  слова  со  звуком  «Ж». К кому в гости ходил жук?

                      Жук  не зря  у  нас  гостил,

                      Букву  Ж  он  изучил.

                      И  за  знания  в  ответ

                      Нам  оставил  свой  портрет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Морское путешествие. Звук С"

Данный конспект был тспользован и составлен для проведения итогового занятия в 3 периоде обучения в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях"

Вашему вниманию представлен конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях". Данное занятие было проведено в логопункте детского сада с детьми старшего...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «Л» в словах»

Вашему вниманию предлагаю конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Автоматизация звука «Л» в словах»....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Африканские приключения"

Конспект подгруппового занятия на автоматизацию звука [Р] в предложениях и тексте по лексической теме "Животные жарких стран"...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему Тема: « Школа. Школьные принадлежности»

-Закрепить с детьми полученные знания, продолжать учить находить слова противоположные по смыслу, активизировать словарь,  уточнить знания о звуках, делить слова на слоги, звукового анализа слова...