Перелетные птицы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Титова Анастасия Николаевна

конспект занятия по развитию речи подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перелетные птицы

Цель: создать условия для расширить и обогащения  знание детей о перелетных птицах.

Задачи:

коррекционно-образовательная:

 Учить детей образовывать сложные слова.

- закреплять и уточнять названий перелетных птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания;

- обогащать словаря по данной теме.

- обучать детей   выразительно  пересказывать текст с помощью опорных сигналов;

коррекционно-развивающие: 

- развивать мелкую, моторику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать слухоречевую память, логическое мышление, внимание;

- развивать умение ориентировать в пространстве

- закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;

- закреплять умение синтаксически верно строить предложения;

- упражнять детей в образовании сложных прилагательных;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

- развивать умение самостоятельно работать;

- воспитывать желание защищать и оберегать перелетных птиц

Оборудование: Картинки перелетных птиц, текст рассказа  И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли»

Интеграция: Художественно-эстетическое И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли»

 Физическое развитие:  Физминутка «Кукушка», мимическая гимнастика «Осень» Художественно-эстетическое музыкальное сопровождение «пение птиц».

Здоровьесбережение: Физминутка «Кукушка», мимическая гимнастика «Осень»

Ход занятия

I. Оргмомент

1.Л. А сейчас посмотрите все на меня. Поднимаем руки вверх: тянемся к знаниям. Оставляем позади все неудачи (дети убирают руки за спину). Забираем накопившиеся знания (руки прижимают к себе). Делимся своими умениями и знаниями друг с другом (дети пожимают друг другу руки). А теперь давайте подарим улыбки друг другу. И пусть от улыбки станет всем светлей… Садитесь, ребята на свои места.

2.Активизация знаний по теме «Осень»

Л. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы скажите, о каком времени года говорится в нем.

Золотые, тихие, рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром.

Спасть ложится солнышко

Раньше с каждым днем.

Когда это бывает?

Как вы догадались? О каких признаках осени говорилось в стихотворении?

Какие еще признаки осени вы можете назвать?

Перечислите осенние месяцы.

3. Развитие временных представлений

Какой месяц перед октябрем?

Какой месяц после ноября?

Какое время года между летом и зимой?

4. Развитие мимической моторики Поиграем в игру: «Осень»

Осенью часто идет дождь, нам это не нравится –нахмурим брови; но иногда солнышко все –же выглядывает из –за туч –улыбнемся солнышку; вот оно посветило нам в правый глаз-зажмурим его, теперь в левый –зажмурим его.

II Сообщение темы занятия.

Активизация знаний по теме «Перелетные птицы»

Догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить? (запись щебетания птиц)

Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах.

1 .загадки.

- Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Дети. Я думаю это кукушка.

- Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной. (соловей)

- Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (грач)

- Птица белая как снег.

Птица, что красивей всех

Выгибает гордо шею, назовем ее скорее? (лебедь)

-Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

- Он твердит одно га-га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Ну конечно это (гусь)

- Этот старый наш знакомый:

он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками

К болоту. (аист)

Логопед. Назовём перелётных птиц.

Дети. Это - соловей, аист, лебедь, кукушка.

2.Что у этих птиц общего? (Два крыла, две лапки, хвост, круглая голова, овальное туловище,оперение, пух. Все эти птицы на зиму улетают в тёплые края)

А чем они отличаются? (Размером, цветом оперения, пением, местом гнездования, обитания. Едят разный корм)

Куда осенью улетают птицы?

Как вы думаете, почему некоторые птицы улетают осенью на юг? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Назовите перелетных птиц, которых вы знаете (логопед демонстрирует предметные картинки)

3.Образование сложных слов Игра «Образуй слово»

У утки короткий хвост — значит, это короткохвостая утка.

У грача острый клюв — значит, это остроклювый грач.

У гуся красные лапы — значит, это краснолапый гусь.

У цапли длинные лапы — ...

У грача черные крылья — ...

У аиста тонкая шея — ...

4.Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».

5. Чтение рассказа с последующим обсуждением.

- Куда собрались улететь журавли?

- В какое время года птицы улетают в теплые края?

- Как собираются журавли для полета?

- Как сказать по-другому: «косяк»? ... («журавлиный ключ»)

- Над чем пролетали журавли?

- Где останавливались на отдых?

- Какой был лес? (Мрачный, темный.)

- Когда журавли продолжили свой путь?

- Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?

- Когда можно ждать журавлей обратно?

6. Физкультминутка. «Кукушка».

        

У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку!

Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.

Внизу бежит речонка По желтому песку. Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку!

Присели. Руками производят волнообразные движения.

Зеленые лягушки Попрыгали в реку. Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку!   (М. Клокова)

Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки.

7. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Во время чтения логопед выставляет опорные сигналы, соответствующие данному отрывку в рассказе.

8. Пересказ произведения детьми.

III. Итог занятия.

- Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?

- Полет каких птиц был описан в рассказе?

- Как выстраиваются журавли для полета?

Улетают журавли

И. С. Соколов-Микитов

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.

Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...