Использование разных анализаторных систем при формировании звуко-буквенной связи у детей с трудностями в овладении письменной речью.
статья по логопедии

Статья раскрывает способы формирования звуко-буквенной связи у детей с трудночтями в овладении письменной речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование разных анализаторных систем при формировании звуко-буквенной связи у детей с трудностями в овладении письменной речью.

Статья учителя-логопеда МБОУ «СОШ№ 12» города Новочебоксарска Павловой Маргариты Петровны

Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. 

По разным данным, несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервно-психического здоровья. При этом у 2-10% учеников массовой школы и до 50% учеников вспомогательной школы препятствием для обучения становится дислексия. (Корнев А.Н.)

Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. (Лалаева Р.И.)

Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.

Выделяют разные формы дисграфии и дислексии, в статье же  хочу затронуть оптическую и мнестическую формы.

Оптическая дислексия обусловлена недостаточной сформированностью зрительной анализаторной системы и оптико-пространственных представлений. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки. Он с трудом усваивает зрительный образ буквы и расположение элементов.

Мнестическая форма связана со сложностями работы процессов речевой памяти, проявляющаяся в соотнесении образов фонемы и буквы. Ребенок в течение длительного времени не может запомнить букву и ее составляющие.

Общим при этих формах является трудности усвоения звукобуквенной связи, графического образа букв.

Усвоение букв — это механизм, путь формирования собственного опыта ребёнка в обобщённых способах узнавания, прочтения и написания букв. Процесс усвоения состоит из ряда компонентов. В овладении графикой языка этот ряд возможно представить следующим образом: мотивационная готовность к процессу изучения букв и положительное отношение к нему; чувственное ознакомление с буквами; запоминание и сохранение их зрительных и моторных образов, сочетаемых с артикуляционными и акустическими образами соответствующих фонем; активная переработка материала в мышлении.

Для преодоления этих трудностей, одновременно с развитием речевых предпосылок чтения, пространственной ориентировки, рекомендуется формировать стабильный графический образ буквы (графемы) на полианализаторной основе.

Для этого можно использовать следующие приемы и упражнения:

  1. Обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв ( в т.ч. букв из наждачной и бархатной бумаги). Тактильное опознание этих букв.
  2.  Письмо букв на песочном столе (можно использовать поднос с манной крупой). 

C:\Users\User\Videos\Downloads\IMG_20181210_125334 (1).jpg

  1. Дермолексия. Взрослый «рисует» на ладони или спине ребенка букву, а тот должен опознать ее.
  2. Обведение букв на графомоторном тренажере.

с 3 до 6 лет > Умные кубики+тренажер для письма, русский язык купить в  интернет-магазине

  1. Конструирование букв из пластилина, проволоки, веревки, камней, элементов и т.д. Штриховка букв, обмазывание пластилином, оклеивание семенами.

C:\Users\User\Videos\Downloads\IMG_20211014_113431.jpg 

Указанные выше приемы задействуют кинестетический анализатор, это облегчает дифференциацию букв.

  1. «Группировка стилизованных букв». Ребенку предлагают сгруппировать одинаковые буквы написанные разным шрифтом.
  2. Достраивание букв (добавление недостающих элементов).
  3. Узнавание наложенных букв.
  4. Корректурные пробы.  Ребенок учится «идти» по строчке, слева на право, а не в хаотичном порядке.

  1. Буквенные лабиринты, где до цели нужно дойти по изучаемой букве.

Приемы  6, 7,8, 9, 10  способствуют развитию зрительного гнозиса.

Для лучшего запоминания задействуем ассоциативное мышление, которое тесно связано с воображением. Ассоциативное обучение предусматривает присутствие фактора положительного подкрепления и также является вариантом долговременной памяти.

На что похожа буква? Придумать с ребенком алфавит и зарисовать. Например С -кусочек сыра в виде этой буквы.

C:\Users\User\Videos\Downloads\Polish_20211004_003615470.png

               

   Литература:

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. -- СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
  2. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»)
  3. В. И, Ноделъман, Е. Ю. Хан Формирование ассоциативных образов букв в процессе преодоления трудностей в усвоении графики языка учащимися первого класса // СИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ (научно-практическое издание) 5/2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуко-буквенных связей у детей дошкольного возраста.

Практический материал для логопедов, воспитателей логопедических групп, дефектологов....

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...

Формирование звуко-буквенных связей у детей дошкольного возраста

В публикации предложена поэтапная система коррекционной работы по преодолению фонематических, оптических, двигательных нарушений у дошкольников с нарушениями речи. Предложенная автором система являетс...

Семинар-практикум "Формирование предпосылок к овладению письменной речью"

Педагогическая работа по предупреждению дислексии и дисграфии осуществляется в рамках логопедической деятельности  в ДОУ с детьми, имеющими фонетико–фонематическое недоразвитие речи в тесно...

Педагогический опыт по теме: «Использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей группы»

Педагогический опыт по теме: «Использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей группы»...

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.Ключевые слова: фонематические процессы, фонематический слух, ...