Конспект индивидуального логопедического занятия "Этап постановки звука [Ш]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Перемышлина Елена Владимировна

Формирование правильного произношения звука [Ш].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Этап постановки звука [Ш]»

Возраст: 5 лет

Патология: межзубный сигматизм шипящих

Речевое заключение: ФФНР

Цель: формировать правильное произношение звука [Ш]

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- Развивать артикуляционную моторику через артикуляционную гимнастику для губ и языка;

- Развивать правильное речевое дыхание, с помощью игры «ветерок»;

- Вызвать изолированное произношение звука [Ш], через игры «Как шипит змея», «Шумит лес», «Воздушный шар», «Ты шипи, как змея, а я буду договаривать слово», «Договори слово»;

- Развивать фонематический слух с помощью игры «поймай звук Ш».

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитать усидчивость и внимание при выполнении заданий.

Коррекционно-образовательные:

- Уточнение акустического и произносительного образа звука [Ш].

Оборудование: профиль артикуляции звука [Ш], настольное зеркало, карточки с буквами, султанчик, картинки с разными животными (медведь, лиса, змея, еж, ворона и т.д).

Нормативное произношение звука [ Ш ]

профиль звука [Ш]

Правильный уклад звука.

Верхняя артикуляция

Губы выдвинуты вперёд и округлены, между зубами небольшая щель, кончик языка и передняя часть спинки языка подняты (но не касаются ни альвеол, ни резцов) и образуют щель. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята (вторая щель). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык в форме чашечки. Мягкое нёбо поднято [Ш] — ротовой звук. Голосовые складки разомкнуты [Ш] – глухой звук.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте! Я рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение? (можно попросить ребенка выбрать подходящий под его настроение смайлик)

Ребёнок: Здравствуйте, у меня всё хорошо!

Логопед: Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие! Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие? Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Губки пожуем мы, шарики надуем,

И губами вправо-влево потанцуем!

Язычок покусаем мы слегка,

Чтобы речь наша правильной была!

  1. Постановка цели занятия.

Логопед: Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Ш].

Сегодня к нам на занятие пришла Маша. Маша очень хочет научиться шипеть. Давай попробуем ее сегодня вместе научить шипеть! Ты ведь тоже учишься шипеть? Сегодня ты будешь мне в этом помогать. Согласен? (ответ ребенка)

Сначала мы покажем ей, как нужно правильно дышать, чтобы у нас получился красивый шипящий звук.

  1. Развитие речевого дыхания:

Логопед: Давай поиграем со снежинками. Подул ветерок – и зашелестели полетели снежинки в разные стороны! Вот так! (педагог дует на подвесные снежинки, а потом предлагает подуть ребенку на них). А теперь ты подуй!

А теперь давай покажем Маше, как надо размять язычок, чтобы он стал сильным, ловким и послушным.

  1. Артикуляционная гимнастика.

«Чистим зубки»

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

(губы в улыбке, рот приоткрыт, делаем выталкивающие движения языком вперед)

«Качели»

Вот веселые качели -

Выше крыши подлетели.

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись!

(губы в улыбке, рот широко открыт, поднимаем и опускаем язычок то за верхние зубы, то за нижние)

«Маляр»

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Все, до дальнего угла!

(губы в улыбке, рот широко открыт, широким кончиком языка водим по небу вперед и назад)

«Чашечка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели

Язычок мы к носу тянем

Чашку с чаем представляем.

«Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем.

С губ сотрем следы варенья,

Угощенья - объеденья!

(губы в улыбке, рот широко открыт, широким кончиком языка облизываем верхнюю губу сверху вниз, следим, чтобы нижняя губа не помогала)

«Лошадка»

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости,

Цокай громче, язычок,

Чтоб никто догнать не мог!

(следим, чтобы подбородок оставался неподвижным)

«Грибок»

Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!

«Гармошка»

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не опускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

Логопед: Всё, мы выполнили все упражнения. Ты справился, сделал всё правильно! Молодец!

5. Постановка звука:

А. Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию.

При артикуляции звука [Ш]

1. Губы несколько вытянуты вперёд;

2. Кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;

3. Боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

4. Посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

5. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

6. Голосовые складки не напряжены, голос не образуется.

Ребенок поднимает язык в «Чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки» (сначала логопед сама дует на руку ребёнку, потом ребенок сам дует на свою руку).

Логопед: Давай с тобой ещё раз вспомним упражнение «Чашечка». Молодец! Вот у тебя получилась «Чашечка».

Теперь отдохни! (После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука. Сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).

Давай ещё раз повторим! Молодец! Ты такой старательный!

6. Изолированное произношение звука [Ш]

Логопед: А теперь мы с тобой поиграем.

  • Игра «Как шипит змея». Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».

Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».

Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты, когда увидишь змею, шипи как она (взрослый показывает ребенку картинки с разными животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.

  • Игра «Шумит лес»

Вспомните с ребенком, как они с группой ходили летом в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточки и много листочков. Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш.

Встаньте и поднимите руки вверх, руки – это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш.

  • Игра «Воздушный шар»

Ребенок стает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш-ш-ш-ш

  • Игра «Ты шипи, как змея, а я буду договаривать слово»

Ребенок произносит звук [Ш], а взрослый добавляет к нему целое слово. Например: Ш...(утки), Ш...(куры), Ш...(рамы), Ш…(пулька)т.д.

  • Игра «Договори слово»

Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.

Например: Каранда...(Ш), малы...(Ш), голы...(Ш), шала...(Ш), ланды...(Ш)

8. Посмотри, Маша принесла с собой в мяч, давай мы сейчас поиграем в игру «Повторялки». Я буду бросать тебе мяч и называть слоги, а ты повторяй за мной. Готов?

Ша-ша-ша – шапка,

Ша-ша-ша – шаль,

Ша-ша-ша – шах.

Шу-шу-шу – шут,

Шу-шу-шу – шуба,

Ши-ши-ши – шина,

Ши-ши-ши – шип,

Ши-ши-ши – шило.

9. Домашнее задание.

Логопед: А теперь я дам вам с Машей задание. Дома вы с мамой или папой обязательно повторите те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Чистим зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Гармошка», «Как шипит змея», чтобы наш язычок с каждым днем становился всё сильнее и крепче.

10. Итог.

1. Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие? Что было тяжело?

2. Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику: Звук [Ш] (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки»).

Посмотри, по-моему, Маша улыбается, значит ей понравилось наше занятие и скоро она тоже, как и ты научится шипеть, если будет каждый день выполнять упражнения.

Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо. А за хорошую работу получай наклеку!

*При составлении конспекта был использован материал В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, О.С. Гомзяк, а также интернет-источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"

Конспект индивидуального логопедического занятия  на этапе постановки звука.  Для ребёнка с открытой ринолалией в послеоперационный период....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ш"

Индивидуальное логопедическое занятие, цель: закрепить знания о строении речевого аппарата. Упражнять в правильном произношении звука  [ ш ]; продолжать подбирать слова с предложенным звуко...

Конспект индивидуального логопедического занятия постановка звука [р]

Конспект индивидуального занятия постановка звука [р]Подготовила и провела: учитель – логопед Ефимова Н.СЦели:Коррекционно-образовательные:- закрепить умение подбирать слова-антонимы;- закреплен...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Р"

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Р....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"...