Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Абдусаламова Галина Геннадьевна

Конспект для индивидуальной работы с ребёнком-логопатом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx458.01 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 103»

Конспект

индивидуального логопедического занятия

«Автоматизация звука ш»

                                                            Учитель – логопед

                                    Абдусаламова Г.Г.

Цель: формирование правильного звукопроизношения у детей с ОНР.

Задачи:

Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях.

• Учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотворном тексте.

• Продолжать учить определять место звука [ш] в словах.

• Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм.

• Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

• Развивать память, мелкую моторику.

Оснащение – картинки символы со звуком [ш] в разных позициях, игрушка медведя либо карточка с изображением, карточки с птицами,  разноцветные фишки для игры, картинки-«доски».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в увлекательное путешествие. Но перед дорогой мы проведем разминку.

Проводится артикуляционная гимнастика: «Лопата», «Чашечка», на воздушную струю, «Парус».

«Лопатка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

C:\Users\Лилия\Downloads\aea3fece7946df596da122949e10cd97 (1).jpg

Упражнение «ПАРУС»

Описание: Широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении около 5 - 10 секунд (под счет от одного до десяти). Выполняем упражнение 2-3 раза.

C:\Users\Лилия\Downloads\636325_22.jpeg

 Упражнение «Чашечка»

C:\Users\Лилия\Downloads\slide-13 (1).jpg

Исходное положение – сидя на стуле пред зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

2. Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмём звук ....

Ребёнок узнает звук [ш] по беззвучной артикуляции и произносит его.

Идём по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук [ш]. Каждый шаг будем обозначать фишкой. (Медленно читает стихотворение.)

Ребёнок каждое слово со звуком [ш] обозначает фишкой-квадратом, выкладывая дорожку.

Для Мишутки малыша

Маша вяжет теплый шарф.

Шарф на шею он повяжет

И тихонько Маше скажет:

«Спасибо!»

3. Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: аШта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа.

Ребёнок пальчиками имитирует прыжки по кочкам-кружочкам, разложенным на столе.

4. Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то лежат. (Раскладывает на столе кучкой шесть картинок.)

 Давай разберём эти «доски», может, они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова, в центре — если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.

Ребёнок раскладывает картинки-«доски» в зависимости от места звука в слове.

C:\Users\Лилия\Downloads\0011-014-.jpg

А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово: машина (какая?); шкаф (какой?) ...

Ребёнок строит мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова. Логопед фиксирует себе эти слова и затем переворачивает каждую картинку изображением вниз.

5. Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдём, если подберём слова «наоборот».

Маленький — ... большой.

Гладкий — ... шершавый.

Узкий — ... широкий.

Плохой — ... хороший.

6. А тут нас медвежонок Мишка  встречает. Он маленький и все предметы у него маленькие.

C:\Users\Лилия\Downloads\pic-0231bgvca7-001.png

У Мишки не большая рубашка, а ... маленькая (рубашечка).

У Мишки не большая шапка, а ... маленькая (шапочка).

У Мишки не большие шорты, а ... маленькие (шортики).

У Мишки не большой нос, а ... маленький (носик).

У Мишки не большие уши, а ... маленькие (ушки).

У Мишки не большие зубы, а ... маленькие (зубки).

Ребёнок повторяет начало фразы и договаривает её словом в уменьшительно-ласкательной форме.

7. Мишка привёл нас на лесную полянку, но все птицы разлетелись. Нужно их позвать, а для этого составь про нашего Мишу предложения.

Ребёнок составляет предложения по опорным словам. За каждое составленное предложение логопед даёт ребёнку птицу, место которой нужно найти на картинке-полянке.

Миша, машина, мешки.

Миша, шарик, мышка.

Миша, каша, малыш.

Миша, подушка, окошко.

Вот и вернулись птицы на свои места!

C:\Users\Лилия\Downloads\36658.970.jpgC:\Users\Лилия\Downloads\зимующие птицы.jpg

Нам пора возвращаться. А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнил? Про какую картинку ты говорил?..

Логопед поочередно перечисляет слова, которые подбирал ребёнок. Тот, вспоминая картинку, отвечает: «Я хорошо запомнил...». Картинка переворачивается для проверки правильности ответа ребёнка.

8. Итог занятия.

Логопед. Вот и подошло к концу наше путешествие. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?

Ребёнок. Звук,.. ш-ш-ш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [Ш]»

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, тексте...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Ш" для детей 5-7 лет

индивидуальная работа по автоматизации звука "Ш"...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Ш]. Подготовительный этап.

Конспект индивидуального логопедического занятия на основе сказки "Волк и семеро козлят".  Тема недели "Домашние животные"...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук «С»

Тема: Работа над звуком [с].Цель: Вызывание правильного звука[с] и его автоматизация изолированно и в прямых слогах.Задачи:1.      Развитие правильной чёткой воздушной струи д...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Звук "Ш".

Занятие состоит из двух частей: основной части и итога. Основная часть состоит из развития фонематического слуха, звуко - слогового анализа, умения подбирать антоним к прилагательным. В качестве физку...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук З"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук З"....