Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующего вида
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Материал содержит конспект логопедического занятия по обучению грамоте с использованием нейропсихологических игр и упражнений. В нём описываются цели, задачи, подробное содержание занятия и оборудование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с использованием нейропсихологических игр и упражнений в подготовительной группе компенсирующего вида.

Тема «Звуки Х и ХЬ. Буква Х»

Цель:

Знакомство со звуками Х и ХЬ и их буквенными обозначениями.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

• закрепить у детей представление об артикуляционном укладе звуков[х] и [х']; дифференциации звуков [х] и [х'] с использованием нейрогимнастики в слогах, словах и фразах; понятие «мягкий согласный»;

• выделять последний и первый глухие согласные «Х» и «Хь» из слов, тренироваться в определении положения звука «Х», «Хь» в словах;

• познакомить с буквой «Х», и её написанием. Печатать в тетрадях букву «Х» и слоги с буквой «Х» (АХ, УХ, ИХ, ХА, ХУ, ХИ);

• знать основные отличия звука от буквы.

Коррекционно – развивающие:

• звуко – буквенный анализ слогов АХ, УХ, ОХ, ХА, ХО, ХУ;

• развивать фонематический слух и восприятие;

• развивать внимание, память, мышление;

• развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно – воспитательные:

• расширять кругозор детей;

• воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: картинки – символы звука (синий и зеленый), предметные картинки со звуками «Х» и «Хь», разрезные азбуки, зеркала, тетради, карандаши, счётные палочки, панно «Нейробуквы», игрушки «Хомяк – Харитон», «старичок - моховичок», хорек, пеналы с набором для звуко-слогового анализа, карточки со схемами слов для определения места звука в слове (начало, середина, конец), корзинка с фруктами (хурма).

Ход занятия:

Знакомство со звуками «Х» и «Х*»

Логопед: Решили согласные звуки пойти в лес за ягодами. Надели свои комбинезончики: синие и зеленые. Идут по тропинке, а навстречу хомяк бежит. Щечки раздуты, а в щечках зернышки – запасы на зиму.

– Покажите, какие щеки были у хомяка. (Дети надувают щеки.)

Хотел хомяк мимо пробежать, но любопытно ему стало, что за ребята в разноцветных комбинезончиках бегут по дорожке.

Спрашивает: - Вы кто? - Мы – звуки, - отвечают.

– А вы меня не съедите?

- Ну что ты! – удивились звуки.

– А ты кто? – поинтересовались они у хомяка.

– Я – хомяк Харитон. Я – хозяин леса.

– Ах! – восхитились звуки.

- Меня в лесу все боятся, - продолжил Харитон. - Вот вчера бегу я по лесу, а навстречу хорек. Я его хвать за хвост! Спрашиваю его: «Опять вчера кур воровал?!» Заплакал хорек, еле упросил, чтобы я его отпустил. Тут веточка хрустнула, из-за куста показалась мордочка хорька. Тут же скрылся Харитон, будто его и не было. Испугался! Впопыхах свой первый звук и потерял.

Логопед: Какой звук потерял хомячок?

Дети: звук Х

- Ха-ха-ха, - засмеялись звуки, подобрали звук «Х».

Логопед: сложите портрет звука Х из двух палочек.

Вот так: Как будто звук «Х» идет, руками размахивает, небылицы рассказывает.

(Дети выполняют задание со счетными палочками, «строят» портрет звука Х с помощью рук.)

Логопед: Вспомним начало сказки, назовите слова со звуком «Х».

Дети: Хомяк, хотел, Харитон, хорек, хрустнула.

Логопед: в этих словах звук твердый или мягки?

Дети: Во всех словах звук Х –твердый!

Логопед: Набрали звуки ягод и грибов полные корзинки. Идут домой довольные. Им навстречу старичок-моховичок. Борода из мха, глазки хитрые! Пойдемте, я вам что то покажу. Пришли на полянку. Мох на полянке, как ковер зеленый. А во мху полно грибов в желтых бархатных шляпках. «– Это моховики», - говорит старичок-моховичок. – Их собирайте пожалуйста. – Спасибо, сказали звуки моховичку. Наполнили свои корзинки и пошли домой.

Давайте вспомним как смеялся моховичок ?

Дети: хи-хи-хи!

Логопед: Услышал смех звук «Х», подбежал к звуку «И» и в месте они пропели ласковую песенку: ХИ» Нарисуй кружочками звуковую схему песенки «ХИ»

Логопед: Произнесите твердый звук «Х». Обратите внимание на то, когда вы произносите звук «Х» кончик языка слегка отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Произнесите мягкий звук «Х*».Обратите внимание на артикуляцию. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Звуки «Х» и «Х*» - произносятся кратко. Значит это согласные звуки. - Твердые согласные звуки мы обозначаем синим цветом и произносим их сердито. А мягкие – зеленым и произносим их ласково, мягко. Раскрасьте кружочки возле хомяка синим цветом, а возле старичка-моховичка - зеленым. Положите руку на горлышко и произнесите звуки «Х» и «Х*» - горлышко не дрожит, нет голоса, значит звуки «Х» и «Х*» - глухие.

- Подарите каждому звуку по несколько картинок, названия которых начинаются на эти звуки.

Дети выполняют задание

Выделение звука «Х» из ряда звуков, слогов, слов.

Логопед: Поймайте звук «Х» .

Логопед произносит звуки (слоги), дети хлопают, услышав звук «Х».

- Х Х У Н М О Х Х Н М Х М А Н Х А Х А Ы Х О М … АХ УХ ХА ИМ ОН ОХ ИМ АХ АН УМ ХО МУ…

Логопед: Поймайте звук «Х» в начале (середине, конце) слова. Внимательно слушайте и следите за артикуляцией звука в начале слова. Чтобы вам было легче определить, где находится звук: в начале, в середине или в конце слова, поставьте указательный пальчик на кружок слева (он обозначает начало слова). Произносите медленно слово, одновременно ведите пальчиком по линии вправо. Кружок посередине – обозначает середину слова, а справа – конец слова. Следите, на каком кружочке поймаете звук.

ХОЛОД, ХОДУЛИ, МИНА, ХОЛКА, НОГА, ХОР…

МОХ, КОМ, ЛОМ, МАХ, ПУХ …

Дети выполняют задание.

Логопед предлагает детям карточки (с изображениями хоккеистов) со схемами слов для определения места звука в слове (начало, середина, конец) и предметные картинки.

- Подумайте, какому хоккеисту - какой предмет принадлежит? Обратите внимание на то, куда попала шайба и место звука «Х» в слове (начало, середина, конец) (муха, пух, петух, хата, черепаха, мухоморы, мох, хомяк, хворост, сахар, хлеб).
Дети выполняют задание.

Дифференциация звуков «Х» и «Х*».

Логопед: Произнесите звуки «Х» и «Х*» Что общего? (Оба согласные.) Произнесите звуки еще раз и понаблюдайте за положением языка. Что вы заметили? («Х» – кончик языка слегка отходит от нижних зубов, язык горкой, а «Х*» кончик языка упирается в нижние зубы, язык горкой.

Логопед предлагает выйти из – за столов, пройти на середину групповой комнаты.
- Сейчас я буду произносить звуки «Х» и «Х*», (слоги со звуками «Х» и «Х*»), а вы внимательно слушайте и показывайте соответствующий жест (взрослый произносит звук (слог) а дети показывают нужный жест.

Знакомство с буквой Х.

Логопед предлагает детям выполнить задание на листочках.

- Это буква Х. Обведите букву пальчиком по стрелкам. Раскрасьте букву Х- синим карандашом. Заштрихуйте букву Х. В квадрате, справа, выберите только те элементы, которые необходимы для буквы Х. Обведите их.

Это кот Буквоед. Он просто обожает грызть буквы и уже успел испортить некоторые из них. Попробуйте починить буквы. Дорисуйте в буквах недостающие элементы. Сначала обведите буквы по контуру, затем напишите их по точкам. А затем, в нижней строчке, пропишите буквы сами.

Дети выполняют задание

Логопед:

- Хомяк прислал вам фотографии, на которых он произносит разные звуки. Возле каждого фото, в кругу напишите, какой звук загадал вам хомяк. Затем соедините пары звуков по стрелочкам. Какие слоги у вас получились? Напишите эти слоги над стрелочками.

Дети выполняют задание

Упражнение «Нейробуква».

Логопед:

- Произнося звук «Х» - указательным пальцем левой руки проводите по элементу буквы сверху-вниз, а ладошкой правой руки касайтесь круга, соответствующего цвету элемента буквы.

Дети выполняют задание

Далее дети выполняют задание с разрезными азбуками.

АХ ОХ УХ ИХ ЫХ

Логопед:

- Прочитайте слоги. Сколько в них звуков? Назови первый звук, затем второй. Обозначь звуки кружочками (согласный – синим, а гласный – красным).

Итог занятия.

Логопед:

- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки эта буква обозначает? Дайте характеристику звуку Х, звуку Хь. Чем они похожи? Чем отличаются? Кто помог нам познакомится с этими звуками? Хомяк Харитон прислал вам угощение за то что вы столько много знаете и умеете.

Логопед угощает детей хурмой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...

конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

данные конспекты разработаны для воспитателей  с целью закрепления материала по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР в ходе взаимоработы учителя логопеда и воспитателей...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...

Интегрированное открытое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Занятие проводилось в подготовительной группе компенсирующей направленности с диагнозом: ТНР, дизартрия, первый год бучения. Цель занятия: формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как...