Программа самообразования учителя - логопеда
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Леушкина Мария Михайловна

Данный материал будет полезен педагогам и специалистам дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_uchitelya_-_logopeda.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»

Программа

Профессионального саморазвития учителя – логопеда

Сроки реализации программы: 2022 – 2023 учебный год

««Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелым нарушением речи посредством использования сюжетных картин»

Пояснительная записка

Актуальность проблемы:

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.

        Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование связной речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

          Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей у детей с ТНР.

          Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что большая часть детей старшей группы имеют недостаточный уровень умений по данному виду речевой деятельности. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден. 

          Присутствует средний уровень. В рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий. Высокий уровень отсутствует. 

          Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности в области развития речи благодаря использованию сюжетных картин. 
          
Задачи: 

 – изучение методической литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через использование сюжетных картин»;

– создать условий для работы с детьми в этом направлении;

– внедрить и применять в работу методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников. 

Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, публицистическая, художественная), интернет – ресурсы, мастер – классы, курсы.


        Ожидаемый результат самообразования:

  1. Повышение качества коррекционно – развивающей работы;
  2. Совершенствование развивающей речевой среды:
  3. Разработка и апробирование дидактических материалов, заданий, текстов.
  4. Совершенствование связной речи, умение составлять рассказы по серии сюжетных картин.

Планируемые результаты самообразования:

  1. Разработка дидактических материалов;
  2. Решение коррекционно-воспитательных (воспитание доброты, гуманности, выдержки, ответственности, самопожертвования, патриотизма); коррекционно-развивающих (развитие познавательных процессов, просодической стороны речи, умение передавать образ через мимику, жест, движения); коррекционно-образовательных задач;
  3. Публикация статей в интернет-сообществах на городском уровне

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 учебный год.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 учебный год.

  Этапы реализации программы:

I этап подготовительный.

  • Изучение литературы по данной теме.
  • Диагностика детей с нарушениями речи.
  • Подготовка материальной и методической базы.
  • Разработка критериев эффективности проекта.

Критерии эффективности.

  • Связанная речь

II этап – основной.

  • Разработать картотеку картинок и заданий и апробировать их в программе.
  • Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине. 

III этап - заключительный.

  • Анализ достигнутых результатов.
  • Презентация опыта, видео – фотоматериалы.

 

2023 – 2024 уч.г.

    

месяцы

педагог

дети

родители

сентябрь

– Постановка проблемы.

– Определение цели и задач над темой.

– Подбор и изучение литературы  по теме

– Составление перспективного плана направленности действий и содержание работы по данной теме. 

Мониторинг  уровня  развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Установление доброжелательных, сотруднических отношений (беседа).

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

октябрь

Создание картотеки «Картины для составления рассказов»:

– «Кошка с котятами»,

– «Ежи»,

– «Купание медвежат»,

– «Верблюды» и др.

Составление с детьми рассказов по картине «Кошка с котятами».

Задачи: 

– формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;

 – упражнять в подборе слов, близких по значению и слов обозначающих действия предметов.

Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»:

– внимательно рассматривать картину; 

– рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя);

– составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;

– подбирать слова, близкие по значению и слова, обозначающие действия предметов.  

– Игра «Отгадай загадку, зарисуй отгадку»;

– Игра «Что умеет делать кошка».

Родительское собрание на тему «Развитие связной речи дошкольника через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

Памятка «В игры играем – речь развиваем» 

ноябрь

Создание картотеки «Серии сюжетных картинок для составления рассказов»:

– «Как Миша варежку потерял»,

– «Медвежонок на прогулке».

– «Как подружки котёнка спасли»,

– «Девочка и ёж».

Составление с детьми рассказов по картине «Ежи».

Задачи:

– формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана;

– упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему;

– воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.

– развивать внимание, память.

Составление рассказов по картине «Ежи»:

– внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя);

– рассуждать над её содержанием;

– составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана; 

– внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его;

– оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. 

 

– Игра-разминка «Осень».

Стендовая консультация «Давайте научим ребёнка, внимательно рассматривать картину»

«Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей»

декабрь

Создание презентации «Картины для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста»

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял».

Задачи:

– формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу);

– упражнять в подборе прилагательных к существительному и в подборе слов, обозначающих действие;

– развивать память, внимание.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял»:

– составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу);

– подбирать прилагательные к существительному, слова обозначающие действие;

– выделять «зимние» слова.

– Игра «Послушай и запомни;

– Игра «Отгадай задуманное слово».

Папка – передвижка

«Составляем рассказы по картинке»

Памятка «Наши помощницы – весёлые картинки»

январь

Создание презентации «Серии сюжетных картинок  для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста»

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке».

Задачи:

– формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; 

– составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений.

 – упражнять в подборе слов близких по значению;

– воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа; – Развивать внимание память.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке»:

– составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; 

– составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

– подбирать слова близкие по значению;

– внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа. 

– Отгадывание кроссворда;

Круглый стол на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

февраль

Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!»

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали».

Задачи:

– продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); 

– формировать умение выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; 

Формировать умение составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

– воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасли»:

– внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);

– выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; 

– составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

– слушать друг друга, не перебивая.

– Упражнение «Соедини по точкам»;

– Игра «Предложения в шкатулке».

Мастер – класс «Приёмы обучения детей рассказыванию».

Памятка «Играем вместе с ребёнком»

(речевые игры).

март

Составление с детьми рассказов по картине «Купание медвежат».

Задачи:

– Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;

– формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст; 

– упражнять в подборе слов, близких по значению и в образовании окончаний прилагательных; 

– воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

Составление рассказов по картине «Купание медвежат»:

– внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя);

– рассуждать над её содержанием;

– составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст;

– подбирать слова, близкие по значению; 

– слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

– Игра «Умное эхо».

Памятка «И снова поиграем!».

апрель

Педагогическая гостиная «Игры по развитию речи своими руками»

Составление с детьми рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж».

Задачи:

– продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её;

– формировать умение составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений;

– побуждать детей к придумыванию окончания рассказа; 

-упражнять в подборе слов на заданную тему; – воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; 

– договариваться и приходить к общему мнению.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж»:

– отгадывать загадки, аргументируя свой ответ;

– внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль и озвучивать её; 

– составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений; 

– придумывать окончание рассказа; – подбирать слова на заданную тему;

– выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению.

– Отгадывание загадок;

– Игра «Доскажи словечко».

Стендовая консультация «Красивая речь – залог успеха»

май

Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине. 

Задачи:

– продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием;

– формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. 

– воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.

Подготовка отчёта по самообразованию на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

Составление рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине:

– внимательно рассматривать картину;

– рассуждать над её содержанием; 

– составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; 

– слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.

– Игра «Опиши предмет».

Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи»

    

         

 

          Методическая литература.

  1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. 
  2. Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г.;
  3. Гербова В. «Занятия по развитию речи», N 12, 1999 г.;
  4. Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», N 6, 2000 
  5. Методические советы к программе «Детство»;
  6. Статьи журнала «Дошкольное воспитание»;
  7. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
  8. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;
  9. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976. 
  10. Ушакова О. «Развитие речи детей»;
  11. Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997 г.;
  12. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.
  13. Ушакова О. С., Струнина Е. М.- М.: ТЦ «Сфера», 2007. 
  14. Ушакова О. С.Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду/  О. С.Ушакова. – М.: ТЦ «Сфера»,2004. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя – логопеда

 Данная программа направлена на изучение научно-теоретической базы и передового педагогического опыта по проблеме внедрения в работу учителя – логопеда инновационных образовательных технол...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...