Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели: «Одежда и головные уборы в нашей жизни».
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели: «Одежда и головные уборы в нашей жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Одежда и головные уборы в нашей жизни»

Старшая группа

1. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса

1.Упражнения на дыхание.

«Гладим белье»

И.п.: о.с. 1-скользить правой ладонью по левой ладони (вдох); 2-на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

«Застегиваем молнию на куртке»

И.п.: о. с. 1 - правой рукой застегиваем куртку, вдох; 2 - на выдохе произнести «В-ж-ж-ж-и-и-и-к!». Повторить 3-4 раза.

2. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пыбы-пы-бы» .

2. Развитие общей моторики

Шапка шерстяная 

Шапка шерстяная, Наверху помпон. Круглый, словно мячик И пушистый он. Есть еще у шапки Отворот цветной.

В этой шапке можно Бегать и зимой.

Бабушка связала Шапку не спеша. Шапка шерстяная Вышла хороша.

Изображают шапку и помпон.

Показывают руками круг.

Показывают отворот у шапки (вокруг головы).

Бегут.

Вяжут спицами.

Руки на поясе, а затем показывают на воображаемую шапку.

3. Развитие мелкой моторики

Гномики-прачки

Жили-были в домике                        

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.          

Раз, два, три, четыре, пять,            

Стали гномики стирать:                  

Токи - рубашки,                            

Пики - платочки,

Лики - штанишки,

Чики - носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

(Сжимают и разжимают кулачки).

(Загибают пальчики, начиная с больших).

(Разгибают пальчики, начиная с больших).

(Трут кулачки друг о друга).

(Загибают пальчики, начиная с больших).

4. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Один - много» с мячом (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных).

Ход. Взрослый с детьми встаёт в круг и предлагает поиграть в мяч. Называет одежду  в единственном числе и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Он называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому (рубашка - рубашки, майка - майки, футболка - футболки, платье - платья, сарафан - сарафаны, юбка - юбки, пиджак - пиджаки, жилетка - жилетки, куртка - куртки, шуба - шубы, плащ - плащи, пуховик - пуховики, воротник - воротники, рукав - рукава, карман - карманы, застёжка - застёжки, манжет - манжеты, пуговица - пуговицы… и т.д.).

2. Игра «Приятные покупки»  (образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов).

Мама с дочкой пришли в магазин и купили себе одинаковую одежду. Только маме - большую, а дочке - маленькую. Кто продаёт одежду? - продавец. А покупает? - покупатель. Назови, что купили дочке?

Взрослый называет слово, ребёнок повторяет его, употребив в уменьшительно-ласкательной форме.

Маме купили платье, а дочке - платьице

Маме купили юбку, а дочке - ….

Маме купили свитер, а дочке - ….

Маме купили куртку, а дочке - ….

Маме купили блузку, а дочке - ….

Маме купили брюки, а дочке - ….

3. Упражнение «Расскажи, какая бывает одежда?» (образование относительных прилагательных).

Как называется одежда, которую носят только женщины? - женская.

Как называется одежда, которую носят только мужчины? - мужская.

Как называется одежда, которую носят только дети? - детская.

Как называется одежда, которую носят только зимой? - зимняя.

Как называется одежда, которую носят только летом? -  летняя.

Как называется одежда, которую носят весной и осенью? -  демисезонная.

Как называется одежда, которую носят только дома? - домашняя.

Как называется одежда, которую носят рабочие? - рабочая.

Как называется одежда, которую носят спортсмены? - спортивная.

Как называется одежда, которую носят военные? - военная.

Как называется одежда, которую носят в праздники? -  праздничная.

4. Дидактическая игра «Мой моя моё» (употребление притяжательных местоимений).

Дети берут картинки одежды, проговаривая, чья это одежда (мой шарф, моя шуба).

Одежда: майка, трусы, блузка, платье, юбка, сарафан, пижама, шорты, брюки, костюм, свитер, носки, плащ, пальто, комбинезон, шуба, шарф, шапка, варежки, перчатки.

5. Игра «Скажи наоборот» (закрепление в речи слов антонимов).

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее.

Длинный рукав - короткий рукав;

Узкая юбка - широкая юбка;

Короткое платье - длинное платье;

Белый костюм - черный костюм;

Грязные носки - чистые носки;

Большой карман - маленький карман.

Белая шляпа - чёрная шляпа.

6. Игра «Два - две» (упражнять в умении согласовывать числительные два-две с существительными).

Ход игры: Взрослый предлагает детям ответить на вопросы:

- О чём можно сказать два? 

- Два платья, два платка, два пальто, два плаща…

- О чём можно сказать две?

- Две футболки, две шапки, две шляпы, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

5. Развитие связной речи

1. Составить описательный рассказ об одежде, головном уборе (по выбору).

Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».

6. Развитие фонематического слуха и восприятия

1. Игра «Доскажи словечко».

Оно из шерсти иль из драпа,
Из меха воротник богатый,
А чтобы вы не заболели,
Согреет вас от злой метели!
Отгадайте, это что?
Это зимнее… (пальто).

Зимой наденешь шапку, шубку,
А летом что? -
Футболку, … (юбку).

Кто мало кушает конфет
И не любит тортики,
Летом будет очень стройным
И наденет… (шортики)

Загораем на лужайке
Без рубашек и без … (майки).

Полосатая рубашка
Называется … (тельняшка).

Врач шагает по палате,        
В белом, чистом он … (халате).

В дом войдя, наденьте тапки,
А с голов снимите … (шапки).

Мы воспитаны - и руки
Никогда не прячем в … (брюки).

2. Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»

Педагог произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, шапка, шляпа, шорты - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах (звук Ш); сарафан, свитер, косынка, костюм (звук С) и т.п..

3. Игра «Верно-неверно». 

Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (сарафан, марафан, карафан, сарафан, парафан, шарафан, царафан, сарафан). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. 

4. Упражнение «Назови 1-й  звук в словах»:

астра, Аня, Алла, Азбука.

обруч, Оля, ослик, очки.

- утка, улитка, Уля, удочка.

Подготовил учитель-логопед Филиппова И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме недели "Одежда, обувь, головные уборы (сезонная, домашняя, уличная одежда)".

Родителям даны рекомендации в рамках образовательной работы, Предлагаются задания, которые можно выполнить в домашних условиях....

Тема недели: «Одежда Обувь Головные Уборы»

Тема недели: «Одежда Обувь Головные Уборы» Цели недели: Учить детей называть и показывать одежду (пальто, шапка, сапоги, перчатки, называть признаки (цвет, размер). Закреплять обобщающее с...

Лексическая тема недели: "Одежда, обувь, головные уборы"

Рекомендации родителям по развитию и обогащению словаря ребенка (предметный, глагольный, словарь признаков по изучаемой теме), формирования грамматического строя речи, развитию речевого дыхания и мелк...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование)Тема НОД: «Декоративное рисование на квадрате» Тема недели: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(Рисование)Подготовительная  группаТема НОД: «Декоративное рисовани...

Дистанционный детский сад. Тема недели "Одежда, обувь, головные уборы"

Предложенный материал можно использавать в качестве дополнитльного образования детей дома, по следующим разделам: речевое развитие, художествеено-эстетическое развитие, физическое развитие, познавател...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели "Зимушка-зима".

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели "Зимушка-зима"....