Конспект интегрированного занятия по формированию предпосылок читательской грамотности для детей 5-6 лет с ОНР. "Путешествие по книжному миру".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Запольская Альбина Викторовна

Конспект интегрированного занятия по формированию предпосылок читательской грамотности для детей 5-6 лет с ОНР.

"Путешествие по книжному миру".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»

Конспект интегрированного занятия по формированию предпосылок читательской грамотности для детей 5-6 лет с ОНР.

"Путешествие по книжному миру".

 

                                    Подготовили:

Учитель-логопед первой категории

                                                                            Запольская А.В.

                                                               Воспитатель высшей категории

                                                                           Михеева О.Ю.

г. Удомля

2023 год.

                                      «Читать- это еще ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое-

вот в чем главное дело.»

К.Д.Ушинский

Актуальность:

Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как дети в детском саду не пишут и не читают, и являются слушателями читаемого им. Занятость (нежелание) родителей, использование «гаджетов», превращают современных детей в «зрителей», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Цель:

Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через:
– расширение знаний детей о книжном мире, его разнообразии и назначении;
– развитие интереса к чтению, любознательности и познавательных способностей;
– воспитание бережного отношения к книгам и уважения к труду авторов и иллюстраторов.
             Задачи :
– создать условия для знакомства детей с книжной культурой, детской литературой, способствовать пониманию текстов различных жанров(сказки, рассказы, стихи, энциклопедии и т.д.);

– развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество, любознательность, воображение, навыки коммуникации;

  – познакомить детей с  различными книгами по жанрам, содержанию и назначению;
 – развивать умение составлять рассказы, используя разные выразительные средства;

  – формировать навыки бережного обращения с книгами и умение их ремонтировать;

 – воспитывать интерес к литературному творчеству и формировать интерес к чтению;

Оборудование: – Книги разных жанров (сказки, стихи, рассказы, энциклопедии и т.д.)
– Иллюстрации к книгам
– Портреты писателей и поэтов
 Цветные карандаши, клей, ножницы, бумага для творчеств.

Ход занятия. 
I этап. Организационный (включающий).
Педагогическая цель: создание положительной эмоциональной атмосферы.
 Заинтересовать детей и помочь детям сформулировать учебную цель, как последующие действия, направленные на решение проблемной задачи для активизации деятельности.

Детская цель: готовность отправиться в увлекательное путешествие по книжному миру.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по книжному миру. Вы готовы?(ответы детей…)

II этап. Основной (изучение нового).

Педагогическая цель: Создать условия для того, чтобы дети рассказали какие книги они знают, какие любят читать, чему они учатся из книг. Через рассматривание книг разных жанров: сказки, рассказы, стихотворения, энциклопедии, учебники и т.д. обсудить с детьми особенностей каждого жанра.

Детская цель: В ходе игры отгадать название книги и ее автора. Познакомиться с обложками книг разных жанров. Выполнить творческое задание.

Ход занятия
– Ребята, вы любите читать книги?
– Да!
– А какие книги вы любите?
– Я люблю сказки.
– А я люблю книжки про животных.
– А мне нравятся книжки с картинками.
– Отлично! Давайте поговорим о том, какие бывают книги. Есть книги с картинками, их еще называют иллюстрированными. Есть книги со стихами, их пишут поэты. Есть книги с рассказами или историями, их пишут писатели. А есть книги, которые помогают нам узнать что-то новое, например, энциклопедии.
– Понятно!

А что такое энциклопедия?
– Энциклопедия - это книга, которая содержит много информации о разных вещах. В ней можно найти ответы на многие вопросы.

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о книжном мире. Какие книги вы любите читать?(Ответы детей):
– Я люблю читать сказки.
– А я люблю читать рассказы о животных.
– А мне нравятся книги про приключения.
– Отлично!

 Игра: «Угадай книгу»

А теперь давайте поиграем в игру.

Я буду показывать вам обложки разных книг, а вы должны будете угадать название книги и автора. (Воспитатель показывает обложки разных книг, дети угадывают названия и авторов.)


Творческое задание: «Нарисуй обложку»

Детям предлагается самим придумать историю или сказку и нарисовать к ней иллюстрацию. После этого они рассказывают свои истории и показывают рисунки.
– Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам самим придумать свою книгу. Выберите любой жанр, тему и составьте краткое описание сюжета. А затем нарисуйте обложку для своей книги.
(Дети придумывают свои книги и рисуют обложки.)

– Очень хорошо! Ваши книги получились очень интересными.

 (Организация выставки детских книг и обсуждение лучших работ.)

 III этап. Заключительный, мотивирующий на дальнейшее познание.

Педагогическая цель: Создать условие для того, чтобы дети могли адекватно оценить приложенные усилия в решении игровых и познавательных задач, нацелить на дальнейшее чтение.

Детская цель: вспомнить и проговорить новую информацию.

А теперь давайте подведем итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня?
– Мы узнали о разных жанрах книг.
– И о том, как придумать свою книгу.
– Да, правильно. И я надеюсь, что теперь вы будете больше читать и любить книги. Ведь книги - это наши друзья, которые могут рассказать нам много интересного и научить нас чему-то новому.

 Рефлексия: Обсуждение того, что дети узнали на занятии, что им понравилось больше всего. Поощрение активности детей и их стараний. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали о книжном мире? Какие книги вы хотели бы прочитать в будущем? (Ответы детей…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»

   Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с помощью применения многофункциональных пособий

Двадцать первый век – это век компьютерных технологий. Век, в котором господствует телевидение, компьютерные игры. Современные дети предпочитают проводить много времени с гаджетами, отодвигая кн...

Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».

Занятия  по  формирование предпосылок  читательской грамотности у воспитанников    «Книжная  страна»....

Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».

  Как  говорил  К. И. Чуковский  «Книга  для детей – это, в  самом  деле, хорошая   пища -  вкусная, питательная, светлая, способст...

Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке

         Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...

Выступление на РМО воспитателя младшей группы (2-3 года) на тему: «Эффективность работы с родителями по формированию предпосылок читательской грамотности у детей раннего возраста»

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.Работа над словом начин...