Конспект интегрированного занятия по формированию предпосылок читательской грамотности для детей 5-6 лет с ОНР. "Путешествие по книжному миру".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Запольская Альбина Викторовна

Конспект интегрированного занятия по формированию предпосылок читательской грамотности для детей 5-6 лет с ОНР.

"Путешествие по книжному миру".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»

Конспект интегрированного занятия по формированию предпосылок читательской грамотности для детей 5-6 лет с ОНР.

"Путешествие по книжному миру".

 

                                    Подготовили:

Учитель-логопед первой категории

                                                                            Запольская А.В.

                                                               Воспитатель высшей категории

                                                                           Михеева О.Ю.

г. Удомля

2023 год.

                                      «Читать- это еще ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое-

вот в чем главное дело.»

К.Д.Ушинский

Актуальность:

Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как дети в детском саду не пишут и не читают, и являются слушателями читаемого им. Занятость (нежелание) родителей, использование «гаджетов», превращают современных детей в «зрителей», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Цель:

Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через:
– расширение знаний детей о книжном мире, его разнообразии и назначении;
– развитие интереса к чтению, любознательности и познавательных способностей;
– воспитание бережного отношения к книгам и уважения к труду авторов и иллюстраторов.
             Задачи :
– создать условия для знакомства детей с книжной культурой, детской литературой, способствовать пониманию текстов различных жанров(сказки, рассказы, стихи, энциклопедии и т.д.);

– развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество, любознательность, воображение, навыки коммуникации;

  – познакомить детей с  различными книгами по жанрам, содержанию и назначению;
 – развивать умение составлять рассказы, используя разные выразительные средства;

  – формировать навыки бережного обращения с книгами и умение их ремонтировать;

 – воспитывать интерес к литературному творчеству и формировать интерес к чтению;

Оборудование: – Книги разных жанров (сказки, стихи, рассказы, энциклопедии и т.д.)
– Иллюстрации к книгам
– Портреты писателей и поэтов
 Цветные карандаши, клей, ножницы, бумага для творчеств.

Ход занятия. 
I этап. Организационный (включающий).
Педагогическая цель: создание положительной эмоциональной атмосферы.
 Заинтересовать детей и помочь детям сформулировать учебную цель, как последующие действия, направленные на решение проблемной задачи для активизации деятельности.

Детская цель: готовность отправиться в увлекательное путешествие по книжному миру.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по книжному миру. Вы готовы?(ответы детей…)

II этап. Основной (изучение нового).

Педагогическая цель: Создать условия для того, чтобы дети рассказали какие книги они знают, какие любят читать, чему они учатся из книг. Через рассматривание книг разных жанров: сказки, рассказы, стихотворения, энциклопедии, учебники и т.д. обсудить с детьми особенностей каждого жанра.

Детская цель: В ходе игры отгадать название книги и ее автора. Познакомиться с обложками книг разных жанров. Выполнить творческое задание.

Ход занятия
– Ребята, вы любите читать книги?
– Да!
– А какие книги вы любите?
– Я люблю сказки.
– А я люблю книжки про животных.
– А мне нравятся книжки с картинками.
– Отлично! Давайте поговорим о том, какие бывают книги. Есть книги с картинками, их еще называют иллюстрированными. Есть книги со стихами, их пишут поэты. Есть книги с рассказами или историями, их пишут писатели. А есть книги, которые помогают нам узнать что-то новое, например, энциклопедии.
– Понятно!

А что такое энциклопедия?
– Энциклопедия - это книга, которая содержит много информации о разных вещах. В ней можно найти ответы на многие вопросы.

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о книжном мире. Какие книги вы любите читать?(Ответы детей):
– Я люблю читать сказки.
– А я люблю читать рассказы о животных.
– А мне нравятся книги про приключения.
– Отлично!

 Игра: «Угадай книгу»

А теперь давайте поиграем в игру.

Я буду показывать вам обложки разных книг, а вы должны будете угадать название книги и автора. (Воспитатель показывает обложки разных книг, дети угадывают названия и авторов.)


Творческое задание: «Нарисуй обложку»

Детям предлагается самим придумать историю или сказку и нарисовать к ней иллюстрацию. После этого они рассказывают свои истории и показывают рисунки.
– Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам самим придумать свою книгу. Выберите любой жанр, тему и составьте краткое описание сюжета. А затем нарисуйте обложку для своей книги.
(Дети придумывают свои книги и рисуют обложки.)

– Очень хорошо! Ваши книги получились очень интересными.

 (Организация выставки детских книг и обсуждение лучших работ.)

 III этап. Заключительный, мотивирующий на дальнейшее познание.

Педагогическая цель: Создать условие для того, чтобы дети могли адекватно оценить приложенные усилия в решении игровых и познавательных задач, нацелить на дальнейшее чтение.

Детская цель: вспомнить и проговорить новую информацию.

А теперь давайте подведем итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня?
– Мы узнали о разных жанрах книг.
– И о том, как придумать свою книгу.
– Да, правильно. И я надеюсь, что теперь вы будете больше читать и любить книги. Ведь книги - это наши друзья, которые могут рассказать нам много интересного и научить нас чему-то новому.

 Рефлексия: Обсуждение того, что дети узнали на занятии, что им понравилось больше всего. Поощрение активности детей и их стараний. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали о книжном мире? Какие книги вы хотели бы прочитать в будущем? (Ответы детей…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»

   Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с помощью применения многофункциональных пособий

Двадцать первый век – это век компьютерных технологий. Век, в котором господствует телевидение, компьютерные игры. Современные дети предпочитают проводить много времени с гаджетами, отодвигая кн...

Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».

Занятия  по  формирование предпосылок  читательской грамотности у воспитанников    «Книжная  страна»....

Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».

  Как  говорил  К. И. Чуковский  «Книга  для детей – это, в  самом  деле, хорошая   пища -  вкусная, питательная, светлая, способст...

Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке

         Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...

Конспект тематического занятия по формированию предпосылок функциональной грамотности во второй младшей группе «Маленькие путешественники»

Конспект тематического занятия по формированию предпосылок функциональной грамотности во второй младшей группе«Маленькие путешественники»...