Конспект интегрированного занятия по формированию предпосылок читательской грамотности для детей 5-6 лет с ОНР. "Путешествие по книжному миру".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия по формированию предпосылок читательской грамотности для детей 5-6 лет с ОНР.
"Путешествие по книжному миру".
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»
Конспект интегрированного занятия по формированию предпосылок читательской грамотности для детей 5-6 лет с ОНР.
"Путешествие по книжному миру".
Подготовили:
Учитель-логопед первой категории
Запольская А.В.
Воспитатель высшей категории
Михеева О.Ю.
г. Удомля
2023 год.
«Читать- это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое-
вот в чем главное дело.»
К.Д.Ушинский
Актуальность:
Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как дети в детском саду не пишут и не читают, и являются слушателями читаемого им. Занятость (нежелание) родителей, использование «гаджетов», превращают современных детей в «зрителей», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.
Цель:
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через:
– расширение знаний детей о книжном мире, его разнообразии и назначении;
– развитие интереса к чтению, любознательности и познавательных способностей;
– воспитание бережного отношения к книгам и уважения к труду авторов и иллюстраторов.
Задачи :
– создать условия для знакомства детей с книжной культурой, детской литературой, способствовать пониманию текстов различных жанров(сказки, рассказы, стихи, энциклопедии и т.д.);
– развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество, любознательность, воображение, навыки коммуникации;
– познакомить детей с различными книгами по жанрам, содержанию и назначению;
– развивать умение составлять рассказы, используя разные выразительные средства;
– формировать навыки бережного обращения с книгами и умение их ремонтировать;
– воспитывать интерес к литературному творчеству и формировать интерес к чтению;
Оборудование: – Книги разных жанров (сказки, стихи, рассказы, энциклопедии и т.д.)
– Иллюстрации к книгам
– Портреты писателей и поэтов
Цветные карандаши, клей, ножницы, бумага для творчеств.
Ход занятия.
I этап. Организационный (включающий).
Педагогическая цель: создание положительной эмоциональной атмосферы. Заинтересовать детей и помочь детям сформулировать учебную цель, как последующие действия, направленные на решение проблемной задачи для активизации деятельности.
Детская цель: готовность отправиться в увлекательное путешествие по книжному миру.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по книжному миру. Вы готовы?(ответы детей…)
II этап. Основной (изучение нового).
Педагогическая цель: Создать условия для того, чтобы дети рассказали какие книги они знают, какие любят читать, чему они учатся из книг. Через рассматривание книг разных жанров: сказки, рассказы, стихотворения, энциклопедии, учебники и т.д. обсудить с детьми особенностей каждого жанра.
Детская цель: В ходе игры отгадать название книги и ее автора. Познакомиться с обложками книг разных жанров. Выполнить творческое задание.
Ход занятия
– Ребята, вы любите читать книги?
– Да!
– А какие книги вы любите?
– Я люблю сказки.
– А я люблю книжки про животных.
– А мне нравятся книжки с картинками.
– Отлично! Давайте поговорим о том, какие бывают книги. Есть книги с картинками, их еще называют иллюстрированными. Есть книги со стихами, их пишут поэты. Есть книги с рассказами или историями, их пишут писатели. А есть книги, которые помогают нам узнать что-то новое, например, энциклопедии.
– Понятно!
А что такое энциклопедия?
– Энциклопедия - это книга, которая содержит много информации о разных вещах. В ней можно найти ответы на многие вопросы.
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о книжном мире. Какие книги вы любите читать?(Ответы детей):
– Я люблю читать сказки.
– А я люблю читать рассказы о животных.
– А мне нравятся книги про приключения.
– Отлично!
Игра: «Угадай книгу»
А теперь давайте поиграем в игру.
Я буду показывать вам обложки разных книг, а вы должны будете угадать название книги и автора. (Воспитатель показывает обложки разных книг, дети угадывают названия и авторов.)
Творческое задание: «Нарисуй обложку»
Детям предлагается самим придумать историю или сказку и нарисовать к ней иллюстрацию. После этого они рассказывают свои истории и показывают рисунки.
– Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам самим придумать свою книгу. Выберите любой жанр, тему и составьте краткое описание сюжета. А затем нарисуйте обложку для своей книги.
(Дети придумывают свои книги и рисуют обложки.)
– Очень хорошо! Ваши книги получились очень интересными.
(Организация выставки детских книг и обсуждение лучших работ.)
III этап. Заключительный, мотивирующий на дальнейшее познание.
Педагогическая цель: Создать условие для того, чтобы дети могли адекватно оценить приложенные усилия в решении игровых и познавательных задач, нацелить на дальнейшее чтение.
Детская цель: вспомнить и проговорить новую информацию.
А теперь давайте подведем итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня?
– Мы узнали о разных жанрах книг.
– И о том, как придумать свою книгу.
– Да, правильно. И я надеюсь, что теперь вы будете больше читать и любить книги. Ведь книги - это наши друзья, которые могут рассказать нам много интересного и научить нас чему-то новому.
Рефлексия: Обсуждение того, что дети узнали на занятии, что им понравилось больше всего. Поощрение активности детей и их стараний. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали о книжном мире? Какие книги вы хотели бы прочитать в будущем? (Ответы детей…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»
Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с помощью применения многофункциональных пособий
Двадцать первый век – это век компьютерных технологий. Век, в котором господствует телевидение, компьютерные игры. Современные дети предпочитают проводить много времени с гаджетами, отодвигая кн...
Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».
Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна»....
Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».
Как говорил К. И. Чуковский «Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища - вкусная, питательная, светлая, способст...
Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке
Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...
Выступление на РМО воспитателя младшей группы (2-3 года) на тему: «Эффективность работы с родителями по формированию предпосылок читательской грамотности у детей раннего возраста»
Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.Работа над словом начин...
Консультация для родителей " Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Читательская грамотность...