Конспект занятия по фонематическому слуху
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты. Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит – для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_fonem_sluh_.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей с ТНР

 "В стране волшебных звуков "

Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.

Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит – для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности.

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети успешно автоматизируют поставленные звуки, воспринимают и различают окончания слов, приставки, выделяют количество слов в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

III этап – различение слов, близких по звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Длительность занятия – 30 мин

Цель: Развитие фонематического восприятия

Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:        

совершенствовать навыки различения неречевых звуков;

учить внимательно слушать речь, различать слова в потоке речи;

учить подбирать рифмы к словам;

закрепить умение различать слова, близкие по звуковому составу;

закрепить  умение выделять первый звук в слове;

закрепить правильное звукопроизношение.

Коррекционно-развивающие:        

развивать слуховое внимание;

развивать навыки звукового анализа через подбор слов, картинок с заданным звуком;

развивать навыки ориентации в пространстве при помощи предлогов «перед», «за», «между»

развивать наблюдательность, мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательные        

учить навыкам самоконтроля и самокоррекции;

учить навыкам коллективной и индивидуальной работы;

воспитывать в детях желание помогать друг другу.

 

Материал и оборудование: аудиозапись со звуками,  интерактивная доска, компьютер

 

Интеграция образовательных областей:  

– «Социально-коммуникативное развитие»;

– «Познавательное развитие»;

– «Физическое развитие».

 

 

Виды детской деятельности: слуховое восприятие, коммуникативная, игровая, двигательная,

 

Структурные компоненты:

I этап – Организационный: приветствие, создание атмосферы психологической комфортности, мотивации.

II этап  –  Основной: актуализация знаний, практическое выполнение заданий.

IIIэтап – Заключительный: рефлексия, подведение итогов детской деятельности.

 

Этап занятия (структурные компоненты деятельности)

        Ход занятия

I этап

Организационный

(введение в ситуацию)

Педагог создает атмосферу психологической комфортности

Включается аудиозапись со спокойной музыкой

– Ребята давайте сейчас  необычно поздороваемся друг с другом. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чем я буду говорить.

 

Скажем «здравствуйте» руками,

Скажем «здравствуйте» глазами,

Скажем «здравствуйте» мы ртом

Станет радостно кругом.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите вокруг – как стало радостно от наших улыбок!

Педагог демонстрирует детям скрипичный ключ и задает вопрос «Ребята, как вы думаете, дверь в какую страну открывает этот необычный волшебный ключ?»

-Ребята, этот ключ открывает двери волшебной страны звуков, куда я вам сегодня предлагаю отправиться. Вы согласны?

-Тогда ребята приглашаю вас в волшебный поезд, на котором мы отправимся в страну звуков.

Я буду паровозом, а вы вагончики. Первый вагончик тот, в чьем имени первый звук Я, второй – в чьем имени первый звук В, третий-в чьем имени первый звук М, последний вагончик , тот в чьем имени тоже первый звук Д

Звучит звук движущегося поезда, то быстро, то медленно

Дети приветливы, в хорошем настроении

Дети внимательны, активны, если у кого-то возникают трудности в определении звука-помогают друг другу

 5 мин

II этап

Основной

– ребята, страна звуков хранит множество тайн, давайте попробуем найти ответы на все вопросы.

– Ребята, закройте глаза и послушайте, что слышно вокруг.

– А что нам помогло услышать звуки вокруг? … Нам помогли уши. Мир полон звуков. Звуки окружают нас повсюду. Звуки могут издавать предметы, люди, птицы, животные

Давайте посмотрим на доску ,нас ждёт попугай Гоша,он хочет с вами поиграть

 

-сейчас вы услышите различные звуки , попробуйте догадаться что это за звуки,какие предметы их издают и как называются комнаты ,в которых эти предметы находятся (Игра "Наш дом ")

Высказывают свои версии

Дети активизируют слуховое внимание, верно или с небольшой помощью выполняют задание          

Вы прекрасно справились с заданием ,а теперь превратимся в музыкантов ,смотрите ,какие колокольчики на экране .

Игра "Колокольчики"

Послушайте внимательно как звучат колокольчики ,в какой последовательности,мы будем выходить к доске и повторять их звучание в определенной последовательности

А теперь попугай нас приглашает на птичий двор, давайте вспомним домашних птиц ,которых мы совсем недавно изучали , послушайте с закрытыми глазами,какие звуки издают птицы ,а потом повторим последовательность их звучания

-Ребята, а сейчас в стране звуков нам предстоит превратиться в поэтов. Посмотрите на доску, мы будем подбирать рифму к словам. А знаете ли вы, что такое рифма? Действительно, рифма – это слова, которые звучат похоже. Найти рифму слову – это искусство, и у настоящего поэта процесс поиска рифмы к какому-либо слову занимает достаточно длительное время, но я думаю, вы легко справитесь с этим заданием.

– Снова наш поезд отправляется по стране звуков.  Слушайте меня внимательно. Яна, встань между Василисой и Даниилом , Малика  встань перед Яной , Сережа встань за Данилом.

Рифма-это слова которые звучат похоже

Давайте выберем пары слов, которые рифмуются между собой

Дети высказывают свое мнение

Дети справляются с заданием, каждый ребенок имеет возможность проявить себя, при возникновении трудностей – коллективно обсуждаем

Дети владеют навыками ориентации в пространстве с использованием предлогов.

А теперь покажем попугаю наши знания про гласные звуки

Давайте посмотрим на доску и назовём гласные звуки

А давайте поиграем в игру

"Поймай звук У"

А теперь попробуем определить место звука У в слове

Игра "Определи место звука У в слове "

Физкультминутка

Ну что ж ребята, в нашей прекрасной стране звуков, где вы уже прекрасно ориентируетесь, нам осталось выполнить два задания

 В русском языке есть звуки ,которые дети часто путают ,это звуки -двойняшки .

Например звуки с-ш

з-ж

Р-л

Давайте попробуем разложить слова ,в которых есть звуки с и ш по корзинам и не ошибиться

III этап

Заключительный

– Ребята, вы большие молодцы. Выполнили в стране звуков все задания. Какое задание было самым сложным? Какое самым веселым?  Какое вам понравилось больше всего?

-Мне очень понравилось быть рядом с вами и наблюдать как ловко вы со всем справляетесь.

Я приготовила для вас угощение, попробуете по звуку догадаться что это?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию фонематического слуха "Заколдованный замок"

Конспект по развитию фонематического слуха "Заколдованный замок" в старшей группе...

Конспект занятий «Развитие фонематических процессов»

Конспект занятий «Развитие фонематических процессов»...

Конспект занятия "Развитие фонематического слуха"

Конспект занятия "Развитие фонематического слуха"...

Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ш]. Буква Ш»

Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ш]. Буква Ш»Возраст детей: 6-7 лет подготовительная группа.Цель занятия:формирование фонетико-фонематическог...

Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ж. Буква Ж»

Цель занятия:формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звука Ж в слогах, словах.Задачи:Образовательные:закрепление у детей правильного произношения звука [Ж] в слогах, словах.нау...

Конспект занятия "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи"

Конспект занятия с обучающимся 1 класса с нарушением слуха по предмету "ФРС и ПСУР"...

Конспект занятия «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш».

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш»....