ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВОГО НАБОРА "ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Петрова Анна Сергеевна

Обучить детей звуковому анализу с помощью занимательных и результативных игр помогают дидактические материалы. Все этапы обучения обязательно связаны с моделированием этого процесса. Умение работать с моделью звука, слога, предложения требует от ребенка не только установления последовательности элементов, но и определения их качественных характеристик. Методический комплекс «Дары Фребеля» помогает сделать задания более интересными и разнообразными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВОГО НАБОРА "ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

 На сегодняшний день по-прежнему актуальной остаётся проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями.

У большинства дошкольников данной категории при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Наличие  у них пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьёзным препятствием при овладении грамотой.

К 6 годам у детей оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Без специально организованной коррекционной работы эти дети не смогут успешно обучаться.

В основе процесса обучения грамоте лежит  аналитико-синтетический метод. Овладевая  языковым анализом и синтезом, дети:

  • усваивают принцип объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов - в предложения,
  • знакомятся с понятиями: "предложение", "слово", "слог", " звук", "буква".
  • обучаются выделению звуков из речи, из состава слова;
  • понимают, что звуки располагаются в слове в определённой последовательности.

Естественно, что у дошкольников с нарушениями речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности.

 Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.

Процесс обучения языковому анализу проходит в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, зрительного восприятия и пространственной ориентировки (дети усваивают принцип линейности ряда символов (слева направо)), графо-моторных навыков.

Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза проводится по нескольким направлениям:

  1. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  2. Развитие слогового анализа и синтеза.
  3. Развитие анализа  и синтеза предложений на слова.

Обучить детей звуковому анализу с помощью занимательных и результативных игр помогают дидактические материалы.

Все этапы обучения обязательно связаны с моделированием этого процесса. Умение работать с моделью звука, слога, предложения требует от ребенка не только установления последовательности элементов, но и определения их качественных характеристик.

В процессе поиска новых форм работы наше внимание привлек методический комплекс «Дары Фребеля».

Ф. Фребель был самым первым в истории человеком, который создал образовательные материалы для детей.

Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» состоит из 14 модулей, упакованных в деревянные ящички.

 Он  полностью соответствует ФГОС ДО, легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта (дерево), что безопасно для применения ребенком. С его помощью легко создать условия для организации как совместной работы взрослых и детей, так и самостоятельной детской деятельности.

Работая с комплектом педагоги могут не ограничиваться методикой, предложенной Фребелем , они вправе дополнять её собственными заданиями, продумывать интеграцию.

Данный набор активно используется практически на всех занятиях педагогов нашей группы. Он позволяет  разнообразить задания, подключить мелкую моторику, пространственное восприятие, корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка.

 Я расскажу вам, как мы используем игровой набор при формировании навыков фонематического анализа и синтеза.

На этом этапе работы ребята учатся:

  • вслушиваться и интонационно выделять звуки в словах;
  • определять место звука в слове;
  • различать на слух твердые и мягкие согласные;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • работать с моделями слов – схемами;
  • выделять все звуки в слове и моделировать слова.

Процесс работы над содержанием строится с постепенным усложнением,

во всех играх и заданиях дети могут анализировать только те слова, в которых все звуки отчетливо слышатся и произносятся.

Работа идёт по следующим этапам овладения звуковым анализом.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

посвящается изучению гласных и согласных звуков.

Задания для узнавания звука:

  • Подними или брось мячик, если услышишь заданный звук (звуки могут предъявляться изолированно,  в слогах, в словах)

         Возьми кубик с цифрой, в названии которой есть звук Ш

         Выбери фигуру  такого цвета, в названии которого есть звук Зь

  • Игра «Собери бусы для мамы»

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком

-Нанижи бусину на шнурок, если услышишь звук С…., слово со звуком С…

-Назови слово с заданным звуком, нанижи бусину на шнурок.

Усложнение: бери бусины только определенного цвета или формы

  • Игра «Собери солнышко»

У детей задание: Если услышишь слово с заданным звуком, добавь солнышку лучик.

Дети прикрепляют прищепки к кольцу каждый раз, когда слышат нужное слово.

  • Игра «Какой забор длиннее»

Цель: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и  У, закрепить цвета.  

Задание:  если услышишь слово со звуком О, поставь желтую палочку, а если со звуком У, то фиолетовую.

Слова для игры: обруч, удочка, овощи, угол, осень, улей, и тд

Далее упражняемся в согласовании числительных с прил. и сущ.

  • Игра " Сколько слов со звуком Ш? "

Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Логопед  читает стихотворение, в тексте которого много слов со  опр. звуком. Услышав  слово, ребенок каждый раз выкладывают грибок. Потом логопед спрашивает, какие слова он запомнил.

 Примерный речевой материал к игре:     Кот Шалун сидит на шторе,

      Потому что Маша в школе.

      Будет Маша после школы

      Штопать шелковые шторы.

  • Игра "Орешек или подушечка" на дифференциацию согласных звуков по твердости- мягкости

Нужно распределить картинки между кубиком и мячиком. Если в слове, названном логопедом,  первый звук звучит твёрдо, то нужно положить картинку под кубик.

После введения цветового обозначения звуков

  • Игра "Сигнальщики"

У детей мячики синего и зелёного цвета. Если в слове, названном логопедом, первый звук звучит твёрдо, дети взмахивают синим мячиком, если мягко-зелёным.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ

учимся определять место звука в слове: начало, конец, середина.

  • Тут нам помогает Игры с «Гусеницей»

На начальном этапе  даём обозначение голова, животик, хвостик,

затем  начало, середина, конец)

-Ребенок кладет мячик в ту часть гусеницы, где слышится звук С (сок, нос, осы)

-После  введения цветового обозначения, мячик определенного цвета

-Дети раскладывают картинки на три столбика, в зависимости от того, где слышится звук.

  • Игра “Волшебный домик”( с кубиками)

Дети определяют место звука в слове и кладут картинку на определенный этаж ( 1этаж- начало слова, 2 этаж – середина слова, 3 этаж – конец слова).  (кот, окно, мак);

  • Игра " Замкни цепочку "

К первому слову подбирается слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается первое, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игру можно проводить с перекидыванием мяча, а можно выполнить с нанизыванием бусин на верёвку.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ

вводятся фишки для выполнения звукового анализа:

красным обозначают гласный звук, синим твёрдый согласный, зелёным- мягкий

Мы используем:

  • Мягкие  цветные мячики
  • Грибочки в отверстия
  • Бусины на шнуровке
  • Звуковые линейки  и  цветные фишки
  • Игра «Необычные цветы» (с помощью колец  и прищепок)

Дети, анализируя слово, прикрепляют прищепки нужного цвета на кольцо слева направо.

  • Игра "Звуковое дерево"

На 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.

На данном этапе дети учатся анализировать обратные слоги типа: гласный+ согл.,

прямые слоги типа: согласный + гласный, а затем слов типа кот, мак, кит.

Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов, слов. Впоследствии фишки заменяются БУКВАМИ, и дети читают односложные слова и слоги.

В это время дети  понимают и употребляют термины "звук", "буква", "слог", "слово", "гласный и согласный", "твёрдый и мягкий", "звонкий и глухой"

НА ПОСЛЕДНЕМ ЭТАПЕ

учимся производить полный звуковой анализ слова.

Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки.

  • Схема состоит из колец, равных по количеству звуков в слове. Сначала кольца совпадают по цвету с нужными фишками, затем кольца нейтральные. Позже дети выполняют звуковой анализ без схем, выкладывая фишки на звуковую линейку или на стол, а затем вычерчивают условно – графические схемы цветными карандашами.
  • Ребята упражняются в конструировании букв из палочек, колец и полуколец, в выкладывании контура по трафарету

Цель: Развивать пространственные представления, воображение, зрительную память, внимание, совершенствовать мелкую моторику +ФА

  • «Выложи букву, выложи слово»

-Восполняют пропуски букв в словах

-Затем выкладывают схему слова с помощью фишек, потом буквами дом, мак, сом

  • «Дорожки»

Цель: отработка навыков деления слов на звуки

 Нужно посчитать звуки в словах и выложить нужное количество палочек, затем определить, какое слово самое длинное, короткое.

На более поздних этапах дети выполняют

  • Преобразования слов путем замены одних звуков и букв другими:

Они могут заменять первый, второй или третий звук слова (ком-дом-сом), (сын-сон),  (сын – сыр),

 добавлять  первый или последний звук (рот-крот), (пар-парк).

  • Игра "Поймай звук"

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Логопед произносит в слово, бросает мяч ребёнку и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например,

 "сыр, второй звук".

 Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч, а логопед задаёт следующее задание с этим словом

 В итоге все звуки в слове должны быть проанализированы.

Умение производить звуковой анализ считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно на слух может последовательно выделять все звуки, входящие в слова различной звуковой структуры.

Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме, а пособия «Дары Фребеля» помогают нам сделать задания более интересными и разнообразными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....

Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Центральным моментом при обучении грамоте является способность анализировать звуковой состав слова. И даже незначительные отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднен...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа и синтеза и представлений у детей старшего дошкольного возраста

     Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, что...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.

Формирование навыков фонематического анализа и синтезакак одно из условий подготовки ребенка к школе....