Конспект логопедического занятия в группе комбинированной направленности от 5 до 6 лет «Звуки [С]- [Ш].
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Виктория Андреевна Митрофанова

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш]; Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш]; Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.

Коррекционно-развивающие: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, дикцию, речевое дыхание, силу голоса; Развивать графические навыки и мелкую моторику рук; Развивать артикуляционный аппарат.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

Оборудование: индивидуальные зеркала, мягкая игрушка кошка Снежинка, предметные картинки со звуками (с) и (ш), мяч,  тетради, карандаши.

 

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

          Здравствуйте, ребята! Настал новый день, давай встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне в ответ. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения.

Логопед: Сегодня к нам в гости пришла кошка. А как её зовут, я вам не скажу. Отгадайте загадку, и узнаете, какая у кошки кличка.

В гости прилетела
Звёздочка хрустальная.
На ладошку села – 
От тепла растаяла.  (Снежинка)

  1. Основная часть

1.Артикуляционная гимнастика

Ребята, сегодня мы будем учиться различать звуки  (с) и (ш).  Кошка Снежинка хочет научиться правильно произносить свои любимые звуки. Давайте мы с вами ей в этом поможем. А для начала, вместе с кошкой Снежинкой выполним артикуляционную гимнастику для того, чтобы нам красиво, чётко произносить звуки, слова. Упражнения: «Горка», «Ветерок дует с горки», «Чашечка», «Дуем с чашечки».

«Горка» («мостик»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Ветерок дует с горки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

 «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

 «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Логопед: Возьмите зеркала и произнесите эти звуки (с) и (ш)

2. Характеристика и сравнение артикуляционных профилей звуков (с) и (ш).          - Ребята, давайте вспомним, как мы произносим звуки (с) и (ш)

Когда произносим звук Ш – губы округляем, зубы отдалены, язык поднят вверх «чашечкой», голос не работает, теплая воздушная струя проходит по середине языка, звук согласный и твердый;

Когда произносим звук (с) – губы в улыбке, зубы сближены, язык за нижними зубами, голос не работает, холодная воздушная струя проходит по желобку языка, звук согласный и твердый.

- Чем отличаются эти звуки друг от друга?

Вывод детей: Звуки отличаются положением губ и языка.

3.Выделение и различение звуков [с] - [ш]:

Определите звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слоге есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук [Ш], сжимаете пальчики в кулачки.

ша, то, со, су, ши, аш, ок, ис, ош, ши, ос, са.

В слове: сумка, гуашь, капуста, шашки, мясо, машина, сосиска, масло, малыш, сушка, шалаш, камыш, карандаш,лаваш, ландыш, ерш, брошь, нос, уксус, контрабас, космос, шоссе.

4. Дидактическая игра  «Шкатулки».

- У кошки Снежинки есть две шкатулки, зеленая и синяя. В синюю мы должны сложить картинки со звуком С, а в зеленую со звуком Ш.

Ш - мешок, мышка, гармошка, вишни, ромашка, карандаш, шишка, камыш.

С – сарафан, сыр, совок, сапоги, миска, снеговик, каска, ананас.

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

5.Пальчиковая гимнастика  

Глаша каши наварила,               (варим кашу)

Кашей Сашу накормила,            (загибаем пальчики одновременно на двух       Накормила Пашу, Дашу,            руках)  

Мишу, Машу и Наташу.                

Положила кашу в плошки          (складываем ладошки для кошки)    

Для собаки и для кошки.

Отложила кашу в миске,             (сжимаем кулачок, оттопыриваем мизинчик,  

Чтобы кашу съели мышки.          двигаем им вверх-вниз)

 

 

6. Работа над чистоговорками (нормальный темп, медленный, быстрый).

   Шишки на сосне,

   Шашки на столе.

   Наша серая кошка сидела на крыше,

   А ваша серая кошка сидела выше.

- Назовите слова, в которых есть звук (с).

- Назовите слова, в которых есть звук (ш).

7. Дидактическая игра «4 лишний» 

- Ребята, смотрите кошка Снежинка  не знает, как выполнить упражнение «4 лишний». Поможем ей?

  • Шапка, мышка, шуба, носки.
  • Сапоги, автобус, самокат, машина.
  • Шкаф, стенка, стакан, софа.
  • Собака, кошка, свинья, соболь.
  1. Заключительная часть.

– Чему сегодня научились? 
– Вам понравилось играть с кошкой Снежинкой? 
– А что вам запомнилось больше всего? 
– Вы хорошо отвечали, играли, Снежинке у вас тоже очень понравилось. Она много узнала про звуки С, Ш.

Звуки Ш и С - друзья,
Ш - шипит, а С - свистит.
Не забудем никогда!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного занятия в группе комбинированной направленности для детей 6-7-лет «Музыкальная история»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -Центр развития ребенка – детский сад первой категории№19 «Ивушка» г. Сальска         Конспек...

Конспект интегрированного занятия в группе комбинированной направленности с ребёнком ЗПР

Конспект интегрированного занятия в группе комбинированной направленности с ребёнком ЗПР...

Пальчиковый театр «Теремок» (конспект подгруппового занятия в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 6 до 7 лет)

Целью данного занятия является: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и фразовой речи. В ходе занятия дети сами действуют за героев, используя пальчиковые куклы, изготовленные из фетра, к сказке &q...

Конспект подгруппового занятия старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР Тема: «Насекомые».

Конспект подгруппового занятия старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР Тема: «Насекомые».Ход деятельности занятия ТемаЦельЗадачиСловарная работаОборудование&laqu...

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Осень" (Подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Осень" (Подготовительная группа) Цели :Коррекционно-образовательная: - закреплять и...

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет «Звук [в], [в’] ».

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет «Звук [в], [в’] ». Цели:- Коррекционно-образовательные: Знакомство с согласн...

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности на тему: "Дифференциация согласных звуков "

Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащи...