Доклад «Формирование связной речи на логопедических занятиях у детей 5-7 лет»
материал по логопедии (подготовительная группа)

Ширяева Надежда Геннадиевна

Доклад содержит опыт логопедической работы по развитию связной речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semnar-praktikum.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Колокольчик»

Доклад

Формирование связной речи на логопедических занятиях у детей 5-7 лет.

 

Учитель-логопед Ширяева Н.Г.

п. Усть-Уда, 2024г

 Одним из направлений коррекционной логопедической работы является развитие речевых коммуникативных средств, обучение ребенка навыкам связного высказывания.

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Прежде чем начать обучение учителем-логопедом проводится диагностическая работа по определению состояния связной речи детей. Слайд 2

На данном этапе  мною используются методики Вадима Петровича Глухова и Валентины Константиновны Воробьевой, а по методике Оксаны Семеновны Ушаковой далее определяется уровень развития связной речи. 

 К основным методам развития связной речи относят методы организованной и совместной деятельности. Слайд 3

Организованная деятельность - пересказ, рассказ по сюжетной картине, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ из личного опыта, творческий рассказ по заданной теме,  по стихотворению, по сказке, скороговорке. Составление описательного, сравнительного рассказа, заучивание стихотворений.

Совместная деятельность – беседа, сюжетно-ролевая игра, речевые игры, индивидуальная работа.  Интеграция видов деятельности. Наблюдения, экскурсии, игры-драматизации, игры-инсценировки, загадки.

Для коррекции нарушений связной речи детей дошкольного возраста существуют следующие авторские методики. Слайд 4

Ткаченко Татьяна Александровна (Слайд 5) при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства. Это наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания.

Автор разработала схемы составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов..  Слайд 6

На втором году коррекционного обучения детей с ОНР Ткаченко Т.П. рекомендует от репродуктивных форм связной речи (пересказ, заучивание) переходить к инициативным формам, к которым относится творческое рассказывание. Это добавление в рассказ предшествующих или последующих событий, составление рассказа аналогичного данному, с изменением времени или результата действия, составление рассказа по комплекту игрушек, рассказывание по частично закрытой сюжетной картине, придумывание рассказа про знакомого героя, составление рассказа по его названию, придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

Глухов Вадим Петрович  (Слайд 7) предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками  монологической речи в следующих формах:

1.Составление высказываний по нагдядному восприятию

2.Воспроизведение прослушанного текста

3.Составление рассказа-описания

4.Рассказывание с элементами творчества. 

Воробьева Валентина Константиновна (Слайд 8) в своей методике использует первоначальное формирование у детей навыков и умений связной повествовательной, а не описательной речи. она разработала способ показа смысловой структуры рассказа и способа связей предложений в нем, которые наглядно демонстрируют детям, за счет каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предложения к другому – цепной рассказ. Слайд 9

Автор предлагает построить процесс обучения не на словесных, а на предметных отношениях, направляя ребенка таким образом, чтобы он был поставлен в условия решения мыслительной задачи.

В предложенной системе развития связной речи существует четыре взаимосвязанных между собой раздела:

1.Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения – рассказа

2.Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации речи

3.Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи

4.Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

Ефименкова Людмила Николаевна систематизировала приемы работы по развитию речи у детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и подготовке к связному высказыванию. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта.

Слайд 10

Одним из этапов логопедической работы над звуком является этап автоматизации звука в связной речи. Учитель, обучая ребенка произносить поставленный звук, параллельно работает и над развитием связной речи.  То есть на одном занятии решается несколько коррекционных задач.

Здесь ведется работа с чистоговорками Слайд 11, 12 с использованием наглядности;
Ребенок  повторяет за логопедом чистоговорки. Цель: Учим ребенка произносить звук Ш в середине слова. Развиваем память и связную речь

Компьютерные игры, настольные игры Слайд 13, 14

Игра «Чего не стало?» Цель: Автоматизируем звук Ш в предложениях, учимся составлять предложения, отвечать полным ответом.

Логопед – Чего не стало в шкафу? Ребенок – В шкафу нет вешалки. В шкафу нет шубы.
Игра «Волшебная шляпа» Цель игры: Закрепление произношения звука Ш, развитие связной речи.

Логопед – Что спрятал злой волшебник под шляпой?
Ребенок - Под шляпой волшебник спрятал шапку.
Далее учим стишки, потешки, считалки. Слайд 15, 16, 17

На протяжении многих лет своей педагогической практики использую логопедические тетради и альбомы следующих авторов.

Домашние логопедические тетради для закрепления произношения трудных звуков Е.А. Азова, О.О. Чернова. В этом пособии даны разные задания по развитию связной речи. Это упражнения «Красиво расскажи стихотворение», «Рассказываем вместе», «Повтори за взрослым» (Слайд 18) и пересказы (Слайд 19), тексты с «дырками» (Слайд 20). Авторы пособия уделяют  большое внимание  развитию умения составлять предложения и пересказывать.

Коноваленко Вилена Васильевна и Коноваленко Светлана Владимировна в  «Домашних тетрадях для закрепления произношения звуков» на этапе автоматизации звуков в предложениях и связной речи подобрали  потешки и чистоговорки, стихи замечательных русских поэтов. А в альбомах  «Автоматизация  звуков  у детей» авторами дан материал для составления предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно; материал для составления коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.; речевой и иллюстративный материал для постановки детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них. 

Ткаченко Татьяна Александровна в пособии «Фонетические рассказы с картинками» представила 15 рассказов и сказок, модифицированных либо составленных известным московским логопедом-практиком с целью автоматизации правильного произношения у дошкольников. Все тексты снабжены специальной фонетической символикой, а также цветными сюжетными картинками, обеспечивающими наглядную базу для коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматических представлений и связной речи детей.

В логопедической работе с подгруппами с целью автоматизации трудных звуков,  развития связной речи широко использую  различные подвижные речевые игры. Слайд 21, 22

Игра: "По ровненькой дорожке"

Цель: Автоматизация звука Ш в связном тексте.

Описание игры: Дети сидят на скамейках или траве. Педагог зовет их погулять. Дети идут шеренгой или свободно группируются около педагога. Ритмично шагают под слова:

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз, два, раз, два...
Затем педагог и дети начинают прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед и приговаривая при этом:
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам.
Затем педагог произносит: «В яму бух!» Дети присаживаются на корточки. «Вышли из ямы», — говорит педагог. Дети поднимаются и идут, весело приговаривая вместе с педагогом: «По ровненькой дорожке…» Движения повторяются.
Затем текст изменяется

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
Там мы живем.
На слова «устали наши ножки» педагог, а за ним и дети слегка замедляют движения и с окончанием текста останавливаются. Затем бегут к скамейкам домой и садятся на них.
Игра
 «Жуки»

Цель. Автоматизация звука ж в связном тексте.

Описание игры. Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:

Я жук, я жук,

Я тут живу

Жужжу, жужжу: Ж-ж-ж-ж.

По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж... По сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья).

Игру можно повторить 3—4 раза.

В январе 2024 года на сайте Дефектология Проф Института повышения квалификации и переподготовки прослушала лекцию на тему «Диагностика  и развитие связной речи у детей с нормативным и нарушенным развитием. Авторская технология»  Коржевниковой Валентины Викторовны. Автор делится опытом диагностики связной речи, рассказывает о технологии развития связной речи дошкольников. Материал считаю очень полезным для развития детей. В следующем учебном году планирую применять авторскую технологию в своей практике, выступить перед коллегами с целью ознакомления с авторской технологией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме Одежда

Цель: Организовать деятельность по составлению устного рассказа по серии картинок....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...

Формирование связной речи на логопедических занятиях у детей 5-7 лет

Формирование связной речи на логопедических занятиях у детей 5-7 лет...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи с применением ИКТ.  Целью методической разработки ...