Звук и буква Ш
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Салтыкова Юлия Евгеньевна
Данный конспект занятия разработан с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОНР второго года обучения. Имеет логическую и последовательную структуру. Занятие содержит игровой сюжет, что очень нравится детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Приключение  воздушного шарика»

(Звук Ш. Буква Ш.)

Цель: закрепить знания детей о звук Ш, букве Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закрепить правильное произношение звука Ш, его характеристику и обозначение буквой Ш;

-закрепить умение составлять схемы предложений;

-закрепить навыки чтения слогов, слов и предложений;

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух и восприятие;

-развивать навыки звукового анализа и синтеза;

-развивать умение делить слова на слоги и определять место звука в слове;

-развивать умение разгадывать ребусы;

-развивать логическое мышление, внимание, память.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, звуковые пеналы, кассы букв, мяч,  еловые шишки с картинками, корзинки с количеством слогов,  песочные столы, камешки-марблс, воздушные шары по количеству детей.

  1. Оргмомент

Придумано кем то просто и мудро

При встрече здороваться – «Доброе утро»!

Доброе утро - солнцу и птицам!

Доброе утро - приветливым лицам!

Пусть каждый  становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Поворачиваются полукругом и говорят хором : «Доброе утро!»

  1. Логопед:

Ребята, отгадайте загадку:

Я за ниточку держу

Синенький фонарик,

Отпущу, и  улетит

Мой воздушный ….

                                        (Шарик)

Правильно.

Какой первый звук в слове – Шарик? (Звук ш).

3. Объявление темы

Сегодня мы продолжим говорить о звуке Ш и букве, которая обозначает этот звук.

4. Работа по теме

1) Артикуляция и характеристика

 Вспомним:

- Что делают наши губы, когда мы произносим звук Ш? (Вытягиваются в трубочку)

- Где находится язык? (За верхними зубами).

- Какой он,  узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой)

Звук Ш какой? (согласный, всегда твердый, глухой).

Фишкой какого цвета обозначается этот звук?

Молодцы! Все верно.

5. Ребята, чтобы наш шар поднялся в небо, поиграем в игру.

Игра «Послушай, запомни, повтори»

ША-ШО-ША

ШУ-ШИ-ШО

ШИ-ШЕ-ША

ША-ШО-ШИ

ША-ША-ША- мы надуем синий шар!

ШО-ШО-ШО – полетит он хорошо!

ШУ-ШУ-ШУ-  я рукой ему машу!

ШИ-ШИ-ШИ – и ты тоже помаши!

Молодцы ребята! Наш Шарик взлетает в небо.

3) Чтобы он летел с успехом, поиграем в игру «Эхо». (игра с мячом)

Замените первый звук в словах на звук Ш и назови получившееся слово.

Тапка-шапка

Мышка-шишка

Губы-шубы

Жаль-шаль

Мыло-шило

Папка-шапка

Сутки-шутки

Рубка-шубка

Торты-шорты

Маг-шаг

Фея-шея

Топот-шепот

Молодцы! Как замечательно вы превращали одни слова в другие.

Пройдите за столы.

5) Отбор предметов на заданный звук и определение места звука Ш в слове

Пролетая над улицами нашего города, он увидел, как идет погрузка предметов. Назовите предметы  со звуком Ш, которые повезет грузовик.

Молодцы! Вы правильно справились с этим заданием.

7) Определение места звука Ш в слове

Определите, где слышится звук Ш в словах и упакуйте предметы в коробки с номерами.

Вы - настоящие помощники! Вы правильно распределили предметы и теперь грузовик может отправляться в путь!

8) Деление слов на слоги

Наш Шарик оказался у лесной опушки и увидел, что озорные бельчата скакали по веткам и разбросали волшебные  шишки.

Помогите собрать шишки с картинками и разложить по корзинам, разделив слова на слоги.

(Я положу шишку в первую корзину, потому что в слове душ, один слог и т.д.).

Какое правило мы  знаем?

Молодцы! Вы правильно и быстро определили количество слогов в словах.

9) Физминутка

Шарик предлагает немного отдохнуть и насладиться красотой зимнего леса. (Дети выполняют физминутку).

Мы попали в зимний лес, (рука в одну сторону)

Сколько много здесь чудес (другая рука в другую)

Тут деревья в снежных шапках (руки прямо вверх, потом треугольником)

Клен в папахе (руки у головы квадратом), дуб в ушанке (ладони у ушей)

А маленькие ели (присеть), беретики надели (ладонь над головой)

На деревьях (прямые руки вверх) нету листьев (прямые руки вдоль тела)

Тихий строгий лес стоит (продолжают держать прямые руки вдоль тела)

Только ягод (руки кисточкой) красной нитью (показывают нить)

Куст калиновый горит.

Вот снегирь слетел с куста. (машут руками как крыльями)

Ах, какая красота! (удивляются, покачивая головой, ладони на щеках)

Грамота

10) Обозначение звука буквой

Ребята, чем на письме обозначается звук Ш?

Подойдите к песочным столам парами и напишите для Шарика эту букву. Какую букву напишем?

Украсьте букву Ш камешками марблс.

Шарик: Ой, какие красивые буквы у вас получились. Мне очень нравится! Спасибо.

Дети, скажите  мне секрет буквы Ш, который вы уже знаете.

Слог ШИ пиши с буквой И!

11) Чтение слогов

На снегу Шарик увидел слоги. Поможем ему прочитать их.

Найдите в первой колонке начало слова, а во второй конец слова и прочитайте его целиком.

11) Отгадывание ребусов

Пролетая мимо домика лесника, Шарик увидел на стенах ребусы. А вы знаете,  что такое ребус?

Ребус - это загадка, в которой есть буквы, слова, картинки. Все эти подсказки помогают нам разгадать зашифрованное  слово.

Совершенно верно.

Шарик очень любит их разгадывать. Попробуйте и вы разгадать слова.

 (шарф, хлопушка, машина, шутка и др.)

12) Звуко-буквенный анализ слова

Но Шарик совсем не умеет составлять схемы слов. Поможем ему в этом?

Кто хочет составить схему слова на экране? (один ребенок  у экрана, остальные за столами)

Приступим к выполнению задания.

Составим схему слова шутка (составляют)

- Сколько звуков в слове шутка?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько слогов? Как догадались?

- Какой первый слог?

- Какой второй слог?

- Какой третий слог?

Какой первый звук в слоге –ШУТ? (Ш) Что мы про него знаем?

Какой второй звук? (У) Что мы про него знаем?

Какой третий звук?  (Т) Какой это звук?

Какой первый звук в слоге –КА? (К)

Какой последний звук? (А)

Обозначьте каждый звук буквой.

Прочитайте какое слово получилось?

Ребята, вы хорошо составляли  схему слова. И теперь Шарик тоже этому научился.

Ребята, наш шарик оказался там, где он любит бывать больше всего.

А вот и его друг, который выступает в цирке. Узнаем о нем побольше и прочитаем предложения.

Э-то кло-ун Го-ша.

На го-ло-ве у Го-ши шап-ка – у-шан-ка.

Го-ша но-сит шта-ниш-ки с ру-баш-кой.

На ногах у Гоши смеш-ные баш-ма-ки.

В кар-маш-ках у Го-ши – шиш-ки.

В  руках у шут-ни-ка ро-маш-ки.

Го-ша су-шит ро-маш-ки на ок-рош-ку.

Вот та-кой шут-ник наш Го-ша.

А еще шутник  Гоша любит воздушные шары.

Составьте схему предложения:

Шутник Гоша любит воздушные шары.

            

-Сколько слов в предложении? (5)

-Назовите первое слово в этом предложении? (Клоун)

-Назовите второе слово? (Гоша)

-Какое третье слово? (любит)

-Назовите четвертое слово? (воздушные)

-Назовите последнее слово в предложении? (шары)

-Вспомните правила написания предложения:

-Как пишется первое слово в предложении?

-Какие слова пишутся с большой буквы?

-Как пишутся слова в предложении?

-Что ставится в конце предложения?

Молодцы! Вы хорошо поработали со схемой предложения!

Шарик: Спасибо за приключения, дорогие ребята! С вами было так весело и интересно, что мы с Гошей решили подарить вам на память

воздушные шары! И они уже в пути!  До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

14) Итог

Ребята, вот и закончились наши приключения с воздушным шариком.

Вам понравилось? О каком звуке и букве мы сегодня говорили? Какое задание вам понравилось больше всего?  Какое задание был для вас самым трудным?

Мне тоже очень понравилось, как вы здорово справлялись со всеми зданиями, старались правильно проговаривать слова, давали полные ответы, грамотно составляли схемы слов и предложений, внимательно читали,  поддерживали друг друга и сделали очень много добрых и полезных дел.

(В конце занятия педагог заносит в зал шары и раздает детям.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....