Доклад на МО
статья по логопедии

Сафонова Ирина Александровна

«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netrad.metody_v_logopedii.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, нетрадиционные методы в работе.

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

в последнее время в коррекционно-развивающий процесс всё больше включается арттерапия для детей с разными вариантами нарушения развития, которая даёт положительные результаты.

 Арт-терапия (буквально «терапия искусством» от лат. ars – искусство и

греч. therapeia – лечение) – технология лечения и развития при

помощи искусства, творчества.

Ароматерапия — это использование эфирных масел с целью лечения болезней и укрепления здоровья человека.

Существует несколько видов ароматерапии (ванны, ингаляции, массаж и др.). В работе с детьми используются эфирные масла в минимальной концентрации. Они применяются в аромалампах и аромамедальонах, а также могут наноситься на деревянные или глиняные фигурки, которые долго удерживают запах. Если ребенок чрезмерно возбудим, плаксив, раздражителен помогут ароматы аниса, розы, лаванды. Ребёнок плохо адаптируется полезен лимон. При агрессии применяем лаванду и ладан. Если же воспитанник ленится, равнодушен к занятиям поможет можжевельник. Разумеется, использование эфирных масел должно быть согласовано с врачом, чтобы исключить риск возникновения и развития аллергических реакций и различных побочных эффектов.

Неисчерпаемая кладовая природного лекарственного сырья – растения. Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. С древнейших времен различные растения применяются людьми с терапевтической целью. Фитотерапия имеет глубокие корни в нашей стране, и за рубежом.

Фитотерапия так же как и аромотерапия согласовывается с врачом.

В логопедии музыкотерапия применяется для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков, тренировки общей и артикуляционной моторики.

Музыкотерапия как учебный процесс включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и рисования, артикуляционной, пальчиковой гимнастики.

В работе с детьми дошкольного возраста музыкотерапия заключается в музыкальном оформлении игр, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма. Музыку следует использовать во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение (кроме чтения под музыку – для заикающихся детей).

Хромотерапия – предназначена для коррекции речевых и психологических нарушений. Работа во время хромотерапии происходит с игрушками и предметами определенных цветов.

Каждый цвет действует на нас определенным образом. Одни цвета нас успокаивают, другие наоборот повышают работоспособность.

Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.

Применение литотерапии в логопедической практике – это контролируемое использование свойств минералов для коррекции речедвигатальной сферы, для профилактики и коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка и коррекции отдельных черт его характера.

Камень – это лекарство, которое ощущают и чувствуют, трогают и слушают, удивляются и восхищаются.

Помимо природных камней можно и нужно использовать искусственные камни.

Камешками Марблс можно не только украсить интерьер гостиной или наполнить аквариум, их с успехом можно применить в логопедической работе с детьми, т. к. они приятны на ощупь и малыши от них просто в восторге.

Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач.

Имаготерапия– психокоррекционное воздействие через образ, театрализацию.

Имаготерапия с дошкольниками логопедических групп чаще всего проводиться в форме куклотерапии или сказкотерапии.

Куклотерапия – это метод, основанный на процессах идентификации ребенка с куклой, которая используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и учителя-логопеда. Использование куклы в коррекционно-развивающем процессе способствует снятию речевых зажимов, повышению речевой активности, развитию способов выражения чувств и эмоций, формированию способов адекватного телесного выражения эмоций, развитию мелкой моторики рук, координации движений.

Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет логопеду незаметно исправлять речевые ошибки. Например, обращение к кукле: «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп.

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказки логопед активно использует во всех речевых областях.

Логосказка– это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой. Логопедические сказки по содержанию простые, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка. Благодаря играм с песком у детей развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; снимается мышечная напряжённость; развивается мотивация речевого общения; формируются первичные произносительные умения и навыки; пополняется словарь; формируется связную речь; можно обучать чтению и письму.

В качестве песочницы можно  использовать водонепроницаемый пластиковый ящик, наполненный песком. Для организации игр с песком используются камешки, мелкие игрушки, формочки и предметы. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект: Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Пескотерапию относят к тактильно-кинестетической стимуляции.

 Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.                  

                                                                                     В.А.Сухомлинский

Так же на слайде вы видите игры и упражнения относящиеся к тактильно- кинестетической стимуляции.

Что же такое биоэнергопластика?

Это интересное направление работы по развитию речи детей  включает в себя трипонятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение. Биоэнергопастика-это содружественное взаимодействие руки и языка.

Для коррекционной работы учителей- логопедов в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – техника,

блегчающая запоминание и увеличивающая образования искусственных ассоциаций.

Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, нетрадиционные методы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют, а также помогают достичь высоких результатов в речевом развитии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...