Постановка и автоматизация звука [Л]
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Спивакова Е.В.

Презентация "Звук [Л]". В ней вы найдете способы постановки звука [Л], игровые материалы для автоматизации звука [Л] изолированно, в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корабль гудит: Л – Л – Л Подготовила: Спивакова Елена Владимировна

Слайд 2

Выработка артикуляционных движений, необходимых для звука [ Л ] .

Слайд 3

«Артикуляционная настройка» , работаем над силой воздушной струи, используем карточки. Губы улыбаются. Рот открыт, зубки не сжимаем, между ними расстояние – «дорожка». Язычок узкий и напряженный, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Когда смотрим в зеркало, по бокам языка видны пустые места. Горлышко гудит, работает. Гудим в кончик языка Л__

Слайд 4

Постановка звука [ Л ] По подражанию. «Пароход гудит Л». (улыбнись, открой рот, подними узкий и напряженный язычок к альвеолам за верхними зубками и погуди: Л). От звука Ы . Открой рот и произнеси ЫА. При этом Ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, просим произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится четкий слог ЛА. От звука А . Негромко говори звук А. Проверь какой теплый воздух выходит изо рта. Теперь стучим в бугорки за верхними зубами кончиком языка. От межзубного звука Л . Произноси звук Ы (тихо, низким голосом). Губы раскрыты так, чтобы видны нижние и верхние зубы. Проверь какой теплый воздух выходит изо рта. Прикусить кончик языка зубами и продолжать произносить звук Ы. От звука Ль. Повтори слог ЛЯ, зондом №4 нажать на язык между твердым нёбом и средней частью спинки языка. При прогении . Прижми кончик языка к нижним резцам и протяжно произноси звук АААА, попеременно открывая и закрывая рот.

Слайд 5

Постановка звука [ Л ] 7 . Песенка ослика. Рот слегка открыт, губы в широкой улыбке, верхние и нижние зубы хорошо видны. Тянуть звук «Ы-Ы-Ы». (Возможные ошибки – звук «Ы» произносится «в нос». Для проверки правильного звучания приложите тыльную сторону кисти руки к горлышку ребёнка и почувствуйте легкую вибрацию). Затем широко откройте рот и добавьте звук «А-А-А». Слитно произносите слог – ЫА - , оба звука тянуть. (Возможные ошибки – замена звука «А» на звук «Я») Повторите слог «ЫА» несколько раз и убедитесь в том, что оба звука произносятся правильно. Затем зажмите кончик языка зубками (положение губ не менять) и произносите слог «ЫА», оба звука тянуть. При звуке «А» рот широко открыть. Если оба звука произносятся правильно, то будет слышен слог «ЛА». Обратите особое внимание на то, чтобы нижняя губа не поднималась, иначе вместо «ЛА» получится слог «ВА». Если вместо «ЛА» слышен слог «ЛЯ», то следует несколько раз повторить слог «ЫА», не зажимая кончик языка зубами убедиться в том, что звук «А» не заменяется на звук «Я». Если поставили звук этим способом, то первое время надо автоматизировать звук в слогах и словах надо также (закусив язычок зубами). Далее перевести язычок за верхние зубы, на альвеолы.

Слайд 6

Пароход гудит - поет песенку Л . Помоги пароходу добраться до острова. Проведи пальчиком по дорожке и спой песенку Л (длительно).

Слайд 7

Автоматизация звука [ Л ] в прямых слогах Получившийся слог «ЛА» нужно повторять много раз , для закрепления правильного произношения. Чтобы повторять было интересно – придумывайте игры. Например, поиграйте в игру «ТИР». Н а листке бумаги нарисуйте 10 кружков-мишеней. Повторяйте слог «ЛА». Если слог сказан правильно, то в мишень попали – зачеркните 1 кружок, если слог «ЛА произнесён неправильно, то поставьте точку рядом с кружком-мишенью, для обозначения промаха. Заранее договоритесь с ребенком о том, что после скольких «промахов» вы переходите к следующей мишени. Закончив, посчитайте количество пораженных мишеней и промахов. Повторите игру 3-5 раз и сравните результаты. Сначала повторяйте слог «ЛА» по одному, а затем группами по 2-3 слога. Можно рисовать мишени из 2-3 кружков. Добившись совершенно правильного произношения слога «ЛА», переходите к отработке правильного произношения слогов «ЛО», «ЛУ», «ЛЭ», «ЛЫ». Следите за тем, как ребенок держит губки, зубки и язычок. Чаще всего вызывает затруднение правильное произношение слога «ЛУ», так как необходимо изменить положение губ.

Слайд 9

Игра «Поможем кораблю доплыть до острова». Повтори за взрослым слог, положи бусинку на волну и четко произноси звук [ Л ] (длительно). ЛО ЛА ЛО ЛЫ ЛО ЛО ЛЫ ЛА ЛА ЛА ЛУ ЛУ ЛА

Слайд 10

ЛА ЛЫ ЛЭ ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛА ЛЫ ЛЫ ЛЫ ЛЫ ЛЫ ЛЫ ЛЫ ЛЭ ЛЭ ЛЭ ЛЭ ЛЭ ЛЭ Обведи слоги ЛА красным кружком, ЛЫ синим квадратом, ЛЭ зелёным треугольником

Слайд 11

Автоматизация звука [ Л ] в обратных слогах Далее необходимо автоматизировать звук [ Л ] обратные слоги. Слог «АЛ» нужно повторять много раз , для закрепления правильного произношения. Чтобы повторять было интересно – придумывайте игры. Сначала повторяйте слог «АЛ» по одному, а затем группами по 2-3 слога. Добившись совершенно правильного произношения слога «АЛ», переходите к отработке правильного произношения слогов «ОЛ», «УЛ», «ЭЛ», «ЫЛ». Следите за тем, чтобы после гласного звука губы улыбнулись, рот открылся и язычок поднимался правильно. Чаще всего вызывает затруднение правильное произношение слога «УЛ», так как необходимо изменить положение губ.

Слайд 12

Автоматизация звука [ Л ] в словах Когда ребенок научится произносить все слоги, можно переходить к произношению слов со звуком «Л». Сначала следует повторять слова начинающиеся со звука [ Л ] . Л учше сначала повторять отдельные слова со звуком [ Л ] . Выберите 10-15 слов, которые начинаются со слога ЛА и повторяйте их так (звук [ Л ] : 1-й раз – звук – слог – слово (ЛЛ – ЛЛА – ЛЛАк , ЛЛ – ЛЛА, ЛЛАпа и так далее); 2-й раз – слог – слово (ЛЛА – Лапа, ЛА – Лампа и так далее); 3-й раз – по одному слову, звук «Л» тянуть; 4-й раз – игра «исправь взрослого». Вы повторяете слова, чередуя правильное и искаженное произношение звук Л. Ребенок должен определить, правильно ли сказано слово и, повторить его правильно; 5-й раз – группами по 3 слова (1-е, 2-е, 3-е, 2-е, 3-е, 4-е слово и т.д.) Если ребенку легко даётся правильное произношение звука «Л», то можно начать со второго задания. (слог-слово).

Слайд 13

Слова для отработки звука «Л»: ЛА Лак Лавка Ласка Лампа Лапа Ландыш Ласточка Ладонь Лапша Ладья Лавина ЛО Лом Лоб Лодка Ложка Локоть Лось Лошадь Лопата Лото Ловушка Лошадка ЛУ Лук Лужа Луч Лупа Луша Луковица Лужица Луна Лужайка Лукошко Лунатик ЛЫ Лысый Лыжи Лыжник Лыко Лыжный Лыжница Лысина

Слайд 14

НАЙДИ все картинки Лак, назови четко (длительно произноси Л) и обведи в овал. Словарь: лак, лама, лапа, ладони, лампа, лапти.

Слайд 15

Звукотаблица на звук [ Л ] СЛОВАРЬ : гоЛ , воЛ , пенаЛ , муЛ , меЛ , сокоЛ , стоЛ , стуЛ , дятеЛ , буЛка , беЛка , паЛка , гаЛка .

Слайд 16

Как заниматься по звукотаблице на звук [ Л ] СЛОВАРЬ: гоЛ , воЛ , пенаЛ , муЛ , меЛ , сокоЛ , стоЛ , стуЛ , дятеЛ , буЛка , беЛка , паЛка , гаЛка . Задания: Назови все предметы по порядку «Змейкой», начиная с картинки со звёздочкой 2 . Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у вола гол, у мула пенал и т.д. 3 . Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в единственном числе, затем согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: Один гол, два гола, пять голов и т.д. 4 . Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно: мел – мелок, стол – столик и т.д. 5 . Назови живые / неживые предметы. 6 . Назови, что находится вверху, внизу, справа, слева , в правом верхнем углу, в нижнем левом углу, в правом нижнем углу, В верхнем левом углу, В верхнем ряду вторым по счету, в нижнем ряду третьим по счету, между, над, под … и т.д. 7 . С каждым предметом придумай по одному предложению. (усложненный вариант задания: придумать предложения, используя по два слова из звукотаблицы , например, Вол и мул играют в футбол.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корабль гудит: Л – Л – Л Подготовила: Спивакова Елена Владимировна

Слайд 2

Назови картинку, определи место звука Л в слове.

Слайд 3

Длительно произнеси звук Л в словосочетаниях. Автоматизация звука [ Л ] в словосочетаниях.

Слайд 4

Автоматизация звука [ Л ] в словосочетаниях.

Слайд 5

Автоматизация звука [ Л ] в словосочетаниях.

Слайд 6

Автоматизация звука [ Л ] в предложениях.

Слайд 7

Автоматизация звука [ Л ] в предложениях.

Слайд 8

ММММСММ ММММСММ ММММСММ Раздели между детьми картинки. У Милы … , у Славы ... . Обведи круг желтым или зелёным цветом. Словарь: лак, лапа, дятел, кол, бокал, лавка, лапти, белка, лампа, ладони, пенал, мел, осёл, факел, галка. Автоматизация звука [ Л ] в предложениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корабль гудит: Л – Л – Л Подготовила: Спивакова Елена Владимировна

Слайд 2

Составь предложения. У Лунтика на облаке… Автоматизация звука [ Л ] в предложениях.

Слайд 3

Словарь: палатка, кукла, акула, ластик, ласточка, коала, лапа, свекла, салат.

Слайд 4

Словарь: ласты, балалайка, лампа, булавка, лавка, шоколад, пила, метла, баклажан.

Слайд 5

Словарь: лось, яблоко, чучело, клоун, лак, колокольчик, колобок, лама, ладонь

Слайд 6

Добрая злата . Чётко, выделяя звук Л, повтори сначала каждое предложение за взрослым, а затем весь рассказ целиком. Назови все слова со звуком Л. Мила сидела на скамейке и ела колбасу. Мила увидела собаку. По глазам собаки было видно, что она давно не ела. Мила отломила половину колбасы и отдала голодной собаке. Та моментально все съела. Затем потянулась к Миле и стала ласково лизать её ладони. Автоматизация звука [ Л ] в связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка и автоматизация звука "К"

Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [...

Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на  деятельности и  поведении ребенка. Дети с речевыми  нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...

Постановка и автоматизация звука[к].

Довольно часто начинающие логопеды испытывают трудность в постановке и автоматизации звука [к]. Подборка  данного материала поможет им в этой работе....

картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».

Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...