Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Как звук Р к нам попал»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Булавина Римма Владимировна

Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zvuk_r_k_nam_popal_konspekt.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №2»

Управление делами Президента Российской Федерации

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

с презентацией по теме:

«Как звук Р к нам попал»

Подготовил и провел:

Учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

 Булавина

Римма Владимировна

Москва

2021г.

Возрастная группа: подготовительная

Ведущая образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цели: развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Задачи:

Обучающие задачи: учить детей разгадывать ребусы, кроссворды, упражнять в чтении слов, подборе антонимов, согласовании существительных с глаголами; учить отвечать на вопросы полными ответами.

Развивающие задачи: совершенствовать все стороны устной речи (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь); развивать фонематический слух; развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях добрые чувства, взаимопомощь, сопереживание в сложившейся ситуации, доброжелательность, отзывчивость, уважение к окружающим; развивать потребность в культурном общении.

Предварительная работа: знакомство со звуком и буквой Р.

Предварительная работа логопеда: подготовить презентацию, демонстрационный материал, раздаточный материал (карточки с кроссвордами).

Методы и приемы:

Наглядный: интерактивная доска – презентация, демонстрация звуковых карточек-схем, таблиц – ребусов.

Словесный: объяснения, вопросы, речевые проблемные ситуации.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, демонстрационный материал (презентация, звуковые схемы, таблица – ребус, домик согласных звуков), раздаточный материал (карточки с кроссвордами, простые карандаши).

Ход НОД

  1. Организационный момент.

1слайд (горы).  Сегодня  мы попадём в сказку о звуке и букве Р, мы узнаем о том, как звук Р к нам попал.

Послушайте присказку. В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук Р.  Расскажите об этом звуке, какой он: гласный или согласный? Звонкий или глухой?

Звук Р жил один, ему было грустно. Пролетала мимо ворона и говорит: «Что ты грустишь, иди в детский сад№2, там все буквы и звуки живут в сказочных домиках, и дети научились их говорить».  Обрадовался звук Р  этому известию и отправился в дорогу. А мы будем смотреть и помогать звуку Р.

  1. Основная часть.

  Итак, Звуку Р надо помочь перебраться через горы. Отправим ему на помощь гласные звуки.  Прилетел звук  А.  Какой слог получился?  (РА)   Далее с гласными  Ы, О, У.

    Получилось заклинание:  РА - РЫ – РО – РУ.  Произнесём его вместе.

2 Слайд (ворота).   Расступилась гора, а  за ней  ВОРОТА.  А за воротами жили звери.

Чтобы ворота открылись, надо сказать особые слова.

  Поиграем в игру  «Наоборот». Я буду  называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные по смыслу – хорошие слова.

Зло – добро                                          лень – трудолюбие

Трусость – храбрость                       грусть – радость

Жадность – доброта,  щедрость.

Угадайте, какой зверь вышел навстречу звуку Р.

 В названии этого хищника первый звук Ть, а последний – Р, кто это?  (ТИГР) Какой гласный звук есть в этом слове?  На котором месте стоит звук  Р?  Сколько всего звуков в слове  ТИГР?

3 Слайд (тигр).  Ворота открылись! А вот и ТИГР. Попробуем угадать названия других животных.

    Соберите рассыпанные звуки:  Ж   Ы   Р   А   Ф  в слово.  Название, какого животного у вас получилось? (ЖИРАФ).

4 Слайд (жираф). Верно.

  • Ребус. Попробуйте угадать это зверя. Первый звук такой же, как в слове РАК,  второй звук есть в середине слова ДЫМ,  а третий звучит в конце слова  ЛОСЬ. Кто, это?  (РЫСЬ).

5 Слайд (рысь).

  • Угадайте названия животных в словах с перепутанными слогами:                                                    

РА-ЗЕБ,  

6 Слайд (зебра).

     РУ-КЕН-ГУ.

7 Слайд (кенгуру). 

  • Подберите слова-названия животных к их звуковым схемам  РЫСЬ,  ТИГР,  ЗЕБРА,  ЖИРАФ,  КЕНГРУ.

С кем подружился звук  Р? С тигром , с рысью, зеброй, кенгуру.

 Идёт звук Р дальше, навстречу ему летит ВОРОТА.  Ой, я другое слово хотела сказать! Вы догадались, какая птица повстречалась звуку Р? Какие звуки заблудились? 

8 Слайд (ворона).

Ворона просит нас  прочитать свои любимые слова. (Чтение по таблице).  

Физминутка.  А сейчас давайте поиграем в игру  «Путаница», проверим, кто внимательный.  (Дети выполняют инструкции логопеда, а не показываемые движения).

9слайд (указатель). Пошёл звук Р дальше. Видит – стоит указатель, прочитаем, что на  нём написано. «Направо пойдёшь – к дракону попадёшь, налево пойдёшь – в Рыжий город попадёшь». Зук Р решил идти направо, куда он попадёт?

   Слышит звук Р чьи-то рыдания. Это плакали сказочные герои, потому что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их имена без этого звука, а вы догадайтесь, кто это.  

       БУ_ АТИНО,

10 Слайд (Буратино). 

К _ ОКОДИЛ  ГЕНА,

11 Слайд (Крокодил).

  ПЕТ _ УШКА,  

12 Слайд (Петрушка).

ЧЕБУ _ АШКА.

13 Слайд (Чебурашка).

   Какой звук похитил Дракон?  Знаете, зачем?  Чтобы ещё больше рычать, и чтобы все его боялись.

 14 Слайд (Дракон).

 Он такой, потому что у него нет настоящих друзей. 

 Давайте скажем Дракону, каким он должен стать, чтобы у него появились друзья (добрым, весёлым, ласковым, вежливым…)

  Мне кажется, что Дракон стал добрее. Он вернул сказочным героям звук Р и подружился с ними.

 «Куда же мне идти дальше?» - спросил звук Р у Дракона.  «Вы узнаете волшебную дорогу, - сказал Дракон, - если отгадаете мои загадки и впишете отгадки в кроссворд.

15 Слайд (кроссворд).

  1. Роет, роет, ход подземный строит.

Роет, строит ловко

Спальню и кладовку.

  1. И у мам, и у ребяток

     Вся одежда из заплаток,

     Ну, а шея подъёмного крана

     Длиннее.

  1. Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка – в руке,

Ниточка – в реке.

4)Серая хохлатка – детей с полдесятка.

    Квохчет, хлопочет, детей созывает,

   Всех под крылья собирает.

5)Кто растёт в лесу у дорожки?

   Есть у них и шляпки, и ножки.

6)В воде она живёт – нет клюва, а клюёт.

   Блещет в речке чистой спинкой серебристой.

   Давайте прочтём слово-подсказку, которое появилось в нашем кроссворде сверху вниз.

22 Слайд (город).

По волшебной дороге - радуге звук Р пришел в Рыжий город.

  Я расскажу о нём, а вы запоминайте слова со звуком Р.

В этом удивительном городе всё было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам, впадали в рыжие реки, а над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили рыжих рыб и раков.

Назовите слова со звуком Р.

  1.  Рефлексия НОД.

    Тут налетел рыжий ветер, он поднял звук Р, закружил и принёс его к нам.

23Слайд(звук Р). Выставить домик согласных звуков . 

 Давайте покажем звуку Р домик, в котором он будет жить. Какого цвета этот домик? Какие звуки в нём живут?

Вот так Звук Р  попал к нам, он благодарит вас, ребята, за помощь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие"на тему "Поможем бабушке Федоре"

В интересной форме дети закрепят знания  о посуде, ее видах.  назначении и роли в жизни человека. Закрепят умения составлять описательный рассказ о посуде по схеме, поупражняются в сер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Мир добра и зла по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда» в подготовительной к школе группе

Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо образовательной области  «Речевое развитие»на тему «Мир добра и зла по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»в подготовительной к школе группе...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области: "Речевое развитие" на тему: "Дары осени" для детей 4-5 лет

Цель помещаемого материала: развитие речи детей, обогащение чувствительного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи, развитие фонематического слуха, обогащение словаря детей, за...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Слова-друзья».

laquo;Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимани...