звуки Г-Гь
методическая разработка по логопедии

Манаева Надежда Владимировна

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «Г» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.

 

ЗВУК «ГЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_g-g.docx378.36 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки [Г] [Г`]. Буквы Г, г

методическая разработка по логопедии (старшая группа)

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «Г» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «ГЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.

2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Назвать слова, на твердый звук «Г», заучить их:

Гриша, Галина, Гоша, газета, газон, газ, галоши, галстук, галушки, гамаши, гантель, гардина, гармония, гармонист, гарнир, гарнитур, гастроном, гвоздика, гвоздь, гладиолус, глобус, гнездо, год, голова, голубцы, гололёд, горе, голыш, гопак, гонка, гонщик, горбушка, горлышко, гордость, горилла, город, грихвостки, гора, горох, горчичник, горшок, госпиталь, гость, гостинец, грабли, граната, граница, график, грач, гром, группа, груша, губка, гуляш, гусар, гусеница, гусь.

2) Назвать слова, на мягкий звук «ГЬ», заучить их:

Гена, Гера, гигиена, генерал, георгины, герань, геркулес, герой, гильза, гимнастика, гирлянда, гитара, гиря.

3) Деление слов на слоги:

     Игра «Телеграф» (слова из п.2 А), 2 Б)).

4) На одну тему. Называй слова на звуки «Г», «ГЬ»:

     Продукты:  грибы, гречка, горох, говядина, гранат, груши, грецкие орехи…

     Цветы:  георгины, гладиолусы, гвоздика, герань…

     Город:  газетный киоск, гараж, гостиница, газон, грузовик, гастроном…

5) Наоборот. Назови слова, противоположные по смыслу на звук «Г».

     Тихо – (громко)                                   редкий – (густой)

     Веселый –                                            чистый –

     Смытый –                                             шершавый –

     Мелкий –                                              холодный -

6) Чем отличаются? (на слух):

     Гора – кора                                          голос - колос

     Гол – кол                                             ход - год

     Холл – гол                                           год - код

7) Отгадай слово, состоящее из первых звуков слов:

     Заяц, осы, нос, туфли ( . . . . )

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ.

     Игра «Запомни, повтори».

      Га – го – гу – ги                                                                  газ – год – гусь – грач

    Го – гу – ги – га                                                                  год – гусь – грач – газ

    Гу – ги – га – го                                                                  гусь – грач – газ – год

    Ги – га – го – гу                                                                  грач – газ – год – гусь

4. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:

    По лужку он важно бродит,                                              Два братца через дорогу живут,

    Из воды сухим выходит,                                                   А друг друга не видят.

    Носит красные ботинки,                                                                                             (Глаза)

    Дарит мягкие перинки. (Гусь)                              

5. ЗАУЧИВАНИЕ.

А) Скороговорки:

     «Га – га – га!», - гогочет гусь:                                          На горе гогочут гуси,

     «Я семьей своей горжусь!                                                Под горой огонь горит.

     На гусят и на гусыню

     Все гляжу – не нагляжусь!»  

Б) Пословицы и поговорки:                                                        

     «На горе гогочут гуси,                     «Сам себя губит, кто других не любит».

     Под горой огонь горит».                  «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

     «Галдят грачата на галчат,               «Не говори – не умею, а говори – научусь!»

     Глядят галчата на грачат».               «Не говори «гоп!», пока не перепрыгнешь».

     Шлепают гуськом                                                                          

     Гусак с гусаком.                                

     Смотрит свысока                              

     Гусак на гусака.                                

     Ой, выщиплет бока                        

     Гусак у гусака».                                

     «Испугался грома Рома,                  

     Заревел он громче грома.          

     От такого рева гром                        

     Притаился за бугром».                

В)Считалка:                                                                                                                                                    

  Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди в поле!

Погляди на небо – звезды горят,

Журавли кричат.

Раз, два – не воронь,

Беги, как огонь!

Г) Стихотворение про букву:

«Г» узнаешь без труда

 Очень горбится она.

Игры для закрепления темы    Звуки [Г]  [Г`]. Буквы Г, г

 Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "Г".

     Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.

 Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ г- гь ].

 Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [Г`]. В синию коробку  предметы, которые начинаются с твёрдого звука [Г].

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/04/18/g1.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/04/18/g2.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/04/18/gg.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/04/18/g3.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/04/18/gggggggg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...