Консультация "Общее недоразвитие речи. Что это такое?"
консультация по логопедии (старшая группа)

Мальцева Варвара Николаевна

Что же такое общее недоразвитие речи? Причины. Выделяемые уровни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchee_nedorazvitie_rechi.docx179.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Общее недоразвитие речи. Что это такое?».

Общее недоразвитие речи (ОНР)системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.

Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
* Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
* Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
* Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
* Речь детей с ОНР малопонятна.

Выделяют три уровня речевого развития (или по-другому, три уровня ОНР), которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с общим недоразвитием речи:
1. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами.

2. Второй уровень речевого развития - кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”.

3. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи, но при этом нарушено звукопроизношение, а также недостаточно сформирован словарный запас, встречаются грамматические ошибки. Свободное общение у таких деток затруднено.

Кроме того, в последнее время всё чаще ставится заключение "Четвертый уровень ОНР" или "Нерезко выраженное ОНР (НВОНР)". При этом, у детей может быть правильное звукопроизношение, но они испытывают затруднения в воспроизведении сложных, длинных слов.

Также, при четвертом уровне ОНР характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при, казалось бы, достаточно разнообразном предметном словаре, дети могут неточно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной практике. В большинстве случаев дети с четвертым уровнем речевого развития неточно понимают и употребляют пословицы, слова и фразы с переносным значением. При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, а также специфические ошибки в грамматическом строе речи.
У детей с ОНР кроме звукопроизношения, страдает еще и различение звуков, что в свою очередь еще больше усиливает недостатки произношения. Ребёнок может произнести правильно только те звуки, которые он чётко слышит и различает. Если же ребёнок не слышит разницы между звуками «з» и «ж», то и в речи он будет их путать (например, «жаяц» вместо «заяц» ). В то время, как у детей с нормальным речевым развитием различение звуков (т.е. "фонематическое восприятие") формируется спонтанно, у детей с ОНР его необходимо целенаправленно формировать. Развитие фонематических процессов – одно из важнейших условий эффективной логопедической работы.
Лексический запас детей с ОНР беден. В их речи преобладают существительные и глаголы, тогда как слова, обозначающие признаки, качества, состояния предметов и действий практически не употребляются детьми. Своеобразие словаря проявляется не только качественно, но и количественно, дети не знают многих слов, одним словом могут называть несколько предметов (туфли, сапоги, босоножки, кроссовки называют одним словом «ботинки»), у них не сформированы обобщающие слова (не могут назвать стол, стул, шкаф, кровать одним словом «мебель»). Дети не понимают разницу в значении многих слов (варить-жарить- печь; шить-вышивать-вязать).
В самостоятельной речи детей много ошибок, аграмматизмов. Нарушено изменение существительных по падежам («много карандашов»), согласование прилагательных с существительными («синий ведро»), согласование числительных с существительными («пять оленев», «два козы»). Дети заменяют предлоги («вышел за угла») или пропускают их («едет машине»).
Связная речь развита недостаточно. Дети затрудняются в составлении рассказов по картинке, в пересказе текстов. При пересказах допускают многочисленные ошибки. Речь теснейшим образом связана с другими психическими процессами. Поэтому кроме речевых нарушений у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимания, сниженная память, отставание в развитие логического мышления. Это, так называемые, вторичные дефекты, развивающиеся вследствие нарушения речи. Их преодоление должно идти одновременно с коррекцией речевой деятельности.
Как известно, у детей с ОНР практически всегда имеет место нарушение моторики: артикуляционной, мелкой и зачастую даже общей. Так как в головном мозге человека центр моторной деятельности располагается рядом с центром речи, то развитие моторики благоприятно сказывается на развитии речевой функции.
Особенности детей с общим недоразвитием речи диктуют необходимость их специального обучения. Комплексная помощь таким детям по коррекции произношения, развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи, моторики и психических процессов может быть оказана только в условиях специального детского сада или логопедической группы при активном участии
родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. ...

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...