Профилактика речевых нарушений у дошкольников
консультация по логопедии

Мячина Нина Николаевна

 Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Отсутствие речи может привести к необратимым нарушениям в психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отсутствие какого-либо этапа может указывать на серьезные нарушения в общем развитии. Поэтому важно привлечь внимание педагогов, родителей к ранней профилактике речевых нарушений. Особенно важен период раннего возраста и младшего дошкольного возраста. Известно, что профилактика речевых нарушений значительно более эффективна, чем коррекция.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

2 слайд

Цель:

 Пропаганда логопедических знаний и профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста.

3 слайд

Два направления – педагоги и родители

  • распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии
  • создание условий для своевременной диагностики речевых нарушений у детей
  • создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учётом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития
  • организация мероприятий с целью организации взаимодействия всех участников образовательного процесса с родителями по вопросам предупреждения и преодоления речевых расстройств у детей, имеющих нарушения в формировании речи

4 слайд

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.

 Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

5 слайд

В образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:

- овладения речью как средством общения и культуры;

- обогащения активного словаря;

- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развития речевого творчества;

- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомства с книжной культурой, детской литературой;

- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

6 слайд

Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. 

Отсутствие речи может привести к необратимым нарушениям в психическом и интеллектуальном развитии ребенка.

Отсутствие какого-либо этапа может указывать на серьезные нарушения в общем развитии.

7 слайд

 Поэтому важно привлечь внимание педагогов, родителей к ранней профилактике речевых нарушений. Особенно важен период раннего возраста и младшего дошкольного возраста.  Не тогда, когда учитель- логопед набирает детей в группу. Известно, что профилактика речевых нарушений значительно более эффективна, чем коррекция.

  Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8— 1 года до 3—4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.

 8 слайд

К сожалению, надо отметить, что уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме.

 В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. По данным разных авторов, ППЦНС встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии. Такой неврологический фон, несомненно, сказывается на развитии ребенка в целом, и на речевом, в частности.

 Кроме отягощенного анамнеза, усугубляют ситуацию социально-бытовые условия, в которых дети воспитываются:

Детей долго возят в коляске, долгое сосание пустышки, протертая пища, «блендерные» дети. Они растут на максимально льготных условиях вскармливания, не формируется правильная зубочелюстная дуга, этап инфантильного типа глотания затягивается на долгое время. Соматический тип глотания идет со значительным отставанием. Что ведет к орофациональным дисфункциям и миофункциональным нарушениям.

Миофункциональные нарушения (межзубный сигматизм в условиях дошкольного учреждения).

Искажение свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом.

Межзубный, призубный и губно – зубной сигматизм наблюдается при:

- открытом прикусе;

- перекрёстном прикусе;

- слабой подвижности языка (дизартрия);

- ротовом дыхании (аденоиды);

- глотании с упором языка в нижнюю челюсть (так называемый инфантильный тип глотания).

Миофункциональные нарушения — снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи).

Орофациальные дисфункции является локальным проявлением миофункциональных нарушений.

 Логопед первый специалист, к которому обращаются родители. Для родителей выступает на первый план задержка речи, а не причины.

И поэтому учителю –логопеду важно иметь клиническое мышление и быть сориентированным в проблемах детей в области ортодонтии, ортопедии, неврологии и т.д.

Очень важно разъяснить родителям, что для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка им нужно учесть следующие моменты:

  1. Следует реально оценить состояние здоровья своего ребёнка. 2fx0om2pgj33hv9x5
  2. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь).

2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), т.к. развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной формы являются лишь составной частью.

Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать (и писать - хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда и вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не являются показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладеет для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо, - сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого.2fx0om2pgj33hv9x5

Педагогам очень важно объяснить родителям, что овладение грамотой не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

4. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка.

Сейчас очень модно стало отдавать детей в школы раннего развития и т.п. И не все родители понимают, что если у ребенка проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе.

 При ежегодном логопедическом обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения речи у 75-85% обследованных, то есть к 5 годам речь детей не соответствует возрастной норме.

9 слайд

 А специализированная логопедическая помощь в системе образования оказывается детям с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции.  В последнее время наблюдается рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Специалисты и родители должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

 Поэтому сегодня остается актуальной проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста (с момента поступления в ДОУ) и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи.

 Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста.  В каждой возрастной параллели свои профилактические задачи: ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

 В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми раннего возраста должна быть приоритетной.

Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Важную роль в профилактике играет взаимодействие педагогов и родителей.

Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

  Исходя из вышеизложенного, была определена система работы, цель которой - создание эффективного комплексного взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, направленного на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

  Качественная реализация задач по профилактике речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста возможно только на основе комплексного подхода, т. е. взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ.

10-11-12-13-14-15 слайды        

  Нейропедагогический подход — это использование знаний неврологии, психофизиологии, мозговой организации психических процессов в обучении и развитии детей. Учение и познание — это естественные механизмы развития мозга. Человек стремится к познанию, и педагогика должна создавать среду для удовлетворения этой потребности. Опора на прежний опыт — врожденное качество мозга. Человеческий мозг функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией. Понимание и осмысление происходит тогда, когда мозг находит опору в имеющихся знаниях и представлениях, которые нужно постоянно актуализировать в процессе обучения (Выготский Л.С. Концепция зоны актуального и ближайшего развития).

Пирамида Вильямса и Шеленбергера наглядно иллюстрирует, насколько все обучение ребенка, его интеллект, поведение, речь зависит от нижних этажей и особенно от фундамента — нервной системы.

https://psy.su/content/images/%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0%20%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D1%81%D0%B0%202_500x375.jpg

Основание и вершина пирамиды взаимосвязаны — вершина не может существовать отдельно от основания, так же как здание не может удержаться без прочного фундамента. Не обеспечив развитие ребенка на нижних этажах, невозможно сформировать навык, который находится на более верхних этажах пирамиды.

Речь, мышление, внимание, память — это высшие психические функции, находящиеся не в основе пирамиды, а высоко на ней. Развитие ребенка идет снизу-вверх. Каждый этаж формируется на фундаменте предыдущего. Чтобы подняться к вершине пирамиды, когда ребенок будет готов к школьному обучению, нужно уделить внимание каждому этажу.

К 3-м годам созревают все анализаторные системы психики и мозг готов к синтезу понятий — осмыслению явлений. В этом возрасте дети начинают посещать детский сад, поэтому педагоги могут обеспечить правильное развитие дошкольников, учитывая закономерности формирования высших психических функций, опираясь на данную пирамиду обучения.

13 слайд

Основные принципы в работе с детьми

  • Не обучение, а формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения.
  • Дополнять недостаточно сформированные функции, опираясь на более развитые.
  • Идти от простого к сложному.
  • Использовать игровые формы занятий.

Основные направления работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.

14 слайд

Помощь в формировании

Формирование обонятельного и вкусового восприятия

Формирование зрительного восприятия

Формировании слухового восприятия

Формирование тактильного восприятия

Сенсомоторное развитие

Умственное развитие (внимание, мышление, самоконтроль)

Помощь в формировании обонятельного и вкусового восприятия

  • Угадай по вкусу-запаху: например — фрукт или овощ.
  • Определи по запаху: съедобное — несъедобное.
  • Коробочки с запахами.
  • Найди одинаковые по запаху баночки, мешочки со специями.
  • Лекарственные травы распознай по запаху; чай — на вкус.
  • Что приготовил повар на обед — угадай по запаху.
  • Вкусовые бутылочки: вода сладкая — кислая — соленая. Найди пару.
  • Грызть морковь, яблоки.
  • Что из чего готовят?
  • Ароматерапия.

Помощь в формировании зрительного восприятия

  • Найди одинаковые картинки, половинки.
  • Найди картинку такого же цвета.
  • Найди отличия в картинках.
  • Найди зашумленные картинки.
  • Угадай, что спрятано, нарисовано.
  • Угадай по контуру, по тени, по форме.
  • Угадай разрезные картинки.
  • Угадай части и целое.
  • Узнай букву, цифру по ее части.
  • Дорисуй половинку — то, чего не хватает.
  • Коврики, заплатки, фрагменты.
  • Разноцветный мир — найди цвет.
  • Найди предмет такой же формы
  • Лото.

Помощь в формировании слухового восприятия

  • Найди одинаково звучащие коробочки.
  • Угадай звук — звуки природы, бытовые шумы.
  • Угадай — чей голосок (животные).
  • Игра «Кто тебя позвал?».
  • Игра «Что ты слышишь?».
  • Определи, какое явление природы ты слышишь.
  • Определи, какой музыкальный инструмент играет.
  • Постучи (похлопай) столько раз, сколько я.
  • Повтори ритм, продолжи ритм.
  • Ритмика, танцы, пение.
  • Звучащие игрушки.
  • Деревянные ложки.
  • Фольклор, потешки, стихи, песни, произведения К. Чуковского.
  • Игры со звуками — слова на букву.
  • Хлопни в ладоши, если услышишь звук — букву — слово.
  • Игры «Телефон», «Испорченный телефон».

Помощь в формировании тактильного восприятия

  • Массажные коврики.
  • Самомассаж.
  • Водные процедуры: закаливание, обливание, полоскание.
  • Ползанье.
  • Пальчиковая гимнастика, игры с пальчиками.
  • Волшебный мешочек — угадай на ощупь.
  • Лепка.
  • Мягкие конструкторы.
  • Лоскутки ткани.
  • Сухой бассейн, сухой дождь, сухой ручей.
  • Игры с песком, с водой, крупами.
  • Рисование ладошками.
  • Сортировка, группировка.
  • Утренний вход в группу детского сада через дорожки с препятствиями.

Необходимо помнить, что тактильное восприятие — основа сенсомоторного развития!

Сенсомоторное развитие

  • Подвижные уличные игры: качели; классики; классики с изображением животных; тропинка следов; скакалка.
  • Игры с мячом: футбол; баскетбол; попади в цель.
  • Творческие занятия: лепка; рисование разными техниками; аппликация; вырезание; конструирование; бисероплетение; плетение кос.
  • Физкультурные занятия: ходьба на руках; ходьба по дорожкам; дорожки с препятствиями; зарядка; физкультминутки.
  • Логопедические занятия: артикуляционная гимнастика; чистоговорки; буквенные дорожки (раскрашивание); задувание свечек; надувание шариков.
  • Мозаика.
  • Рисунки (буквы, цифры) на спине, на ладошке — угадай.
  • Волшебный мешочек — узнай на ощупь.
  • Шнуровки, застегивание пуговиц.
  • Самостоятельное одевание, переодевание.
  • Танцы.
  • Ритмика.

Необходимо помнить, что сенсомоторное развитие — это основа умственного развития!

Умственное развитие (внимание, мышление, самоконтроль)

  • Командные игры.
  • Подвижные и сюжетно-ролевые игры с правилами.
  • Лото, домино.
  • Игры на напряжение — расслабление.
  • Дежурство, обязанности, поручения.
  • Игры по сигналу, игры на внимание: «Замри — отомри», «Топ-хлоп», «Море волнуется», «Съедобное — несъедобное», «Огонь — лед», «День — ночь», «Да и нет не говори, черное и белое не бери», «Пожалуйста», «Радио» (угадай по признакам) и др.

Данный структурированный подход создает эффективную среду для всей деятельности дошкольников, приводит к личному прогрессу каждого ребенка, что в дальнейшем отражается на успешной адаптации к школьному обучению.

16-17 слайд

Результаты

Значительно расширились компетенции педагогов и родителей

Повысилась активность и ответственность родителей за развитие своего ребенка


18 слайд

Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Своевременное оказание помощи детям младшего дошкольного возраста по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед Мячина Нина Николаевна Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 216 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Профилактика речевых нарушений у детей дошкольников

Слайд 2

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольников

Слайд 3

Цель: Пропаганда логопедических знаний и профилактика речевых нарушений

Слайд 4

Задачи распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии создание условий для своевременной диагностики речевых нарушений у детей и профилактике речевых нарушений создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учётом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития организация мероприятий с целью организации взаимодействия всех участников образовательного процесса с родителями по вопросам предупреждения и преодоления речевых расстройств у детей, имеющих нарушения в формировании речи

Слайд 5

Р ечь - одна из основ воспитания и обучения детей Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.

Слайд 6

Речевое развитие овладения речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развития речевого творчества; развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомства с книжной культурой, детской литературой; развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; профилактики речевых нарушений и их системных последствий

Слайд 7

Актуальность проблемы речевого развития Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Отсутствие речи может привести к необратимым нарушениям в психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отсутствие какого-либо этапа может указывать на серьезные нарушения в общем развитии.

Слайд 8

Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения.

Слайд 9

Снижение уровня языковой культуры общества в целом Неправильное речевое окружение и воспитание Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни ребенка Психологическая травма С оциальные причины возникновения речевых нарушений

Слайд 12

Пирамида Вильямса и Шеленбергера

Слайд 13

Сенсомоторное развитие Сенсорные системы Перцептивно-моторное Познавательные способности тактильная вестибулярная проприоцептивная обонятельная з рительная слуховая вкусовая о риентация по сторонам тела равновесие в осприятие входящей сенсорной информации с хема тела в ыработка рефлексов м оторное планирование с лухо -речевые навыки в изуально-пространственное восприятие внимание к оординация глаз-рука контроль за положением тела г лазодвигательный контроль п овседневная жизнедеятельность поведение а кадемическое обучение

Слайд 14

Не обучение, а формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения. Дополнять недостаточно сформированные функции, опираясь на более развитые. Идти от простого к сложному. Использовать игровые формы занятий. Основ ные принципы в работе с детьми

Слайд 15

Формирование обонятельного и вкусового восприятия Формирование зрительного восприятия Формировании слухового восприятия Формирование тактильного восприятия Сенсомоторное развитие Умственное развитие (внимание, мышление, самоконтроль) Направления работы

Слайд 16

Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста Формирование моторной сферы: восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, упражнения для развития общей моторики, пальчиковые игры и др. Развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия. Мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи, умения действовать целенаправленно, творческих способностей, формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой). Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций (инструкций, вопросов, несложных текстов) . Развитие экспрессивной речи: лексического запаса, фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

Слайд 17

Школа заботливых родителей Причины речевых нарушений у дошкольников Роль артикуляционной гимнастики в развитии звукопроизношения детей Развитие мелкой и общей моторики детей дошкольников Логопедический самомассаж речевых зон Виды речевых нарушений у дошкольников Сам себе – логопед Нейропсихологические подходы в развитии детей

Слайд 18

Специалисты Логопед — определяет задержку развития речи и занимается коррекцией недостатков речи. Дефектолог — занимается с детьми, имеющими отклонения в развитии. Помогает исправить более сложные патологии. ЛОР — необходим для исключения нарушений слуха. Например, тугоухость напрямую влияет на речь. Детский невролог — специализируется на лечении заболеваний нервной системы. Психоневролог — работает на стыке неврологии и психиатрии. Занимается наиболее тяжёлыми случаями.

Слайд 19

Своевременное оказание помощи детям младшего дошкольного возраста по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.

Слайд 20

Большое спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников путем нетрадиционных методов и приемов.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимн...

профилактика речевых нарушений у дошкольников

Что такое речь, методы работы дошкольного учреждения по профилактике речевых нарушений у детей...

СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...

Профилактика речевых нарушений у дошкольников ДОУ в рамках ПРОЕКТА "Мы здоровая семья - папа, мама, брат и Я!"

Вашему вниманию представлен материал проекта по взаимодействию специалистов в рамках логопункта ДОУ....

Доклад на тему: "Профилактика речевых нарушений у дошкольников"

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников

Для профилактики нарушений речи  мы  используем логоритмические занятия с детьми, руководствуясь пособиями М. Картушиной....