Звуки [Б], [Б´]. Буква Б.
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Петухова Татьяна Викторовна

Методическая разработка призвана помочь логопедам и воспитателям закрепить навык чёткого произношения звуков [Б] и [БЬ], уточнить и сравнить артикуляцию и звучание этих звуков, познакомить детей с буквой Б.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kv._2023_mr1_zvuki_b_b._bukva_b.docx361.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема: Звуки [Б], [Б´]. Буква Б.

Цель: знакомство со звуками [Б], [Б´], буквой Б.

Задачи:

  • закреплять навык четкого произношения и различения звуков [Б], [Б´];
  • уточнять и сравнивать артикуляцию и звучание звуков [Б], [Б´];
  • познакомить детей с буквой Б;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • формировать зрительно-пространственный анализ и синтез;
  • развивать зрительный мнезис;
  • развивать буквенный гнозис;
  • совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
  • учить детей различать сходные по написанию буквы;
  • совершенствовать навык чтения на уровне букв, слогов, слов, предложений с парными сходными буквами;
  • подготавливать детей к дальнейшему овладению грамотой.

Оборудование: тетради, иллюстрация буквы Б, трафарет, синий и зеленый карандаши, мяч, карточки с буквами.

Ход занятия:

  • Организационный момент.

· Игра с мячом «Назови ударный звук».

Логопед произносит слово, дети определяют, какой звук в нем ударный: бусы - [у], хлеб - [е], труба - [а], рыба - [ы], арбуз - [у], яблоко - [я], жаба - [а], банан - [а], грибы - [ы], белка - [а].

  • Основная часть.
  • Знакомство со звуками [Б], [Б´].

Логопед дает сравнительную артикуляцию и характеристику звукам [Б], [Б´]:

При произнесении звука [Б] губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, горлышко дрожит.

Звук [Б] – согласный, звонкий, твердый.

При произнесении звука [Б´] губы слегка сжаты, смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, язык приближен к нижен к нижним зубам, горлышко дрожит.

Звук [Б´] – согласный, звонкий, мягкий.

· Игра «Слушай внимательно».

Дети поднимают синий карандаш, если услышат в слове звук [Б], зеленый карандаш – если в слове есть звук [Б´]: бинт, бант, собака, обед, суббота, биле, кабина, булка, белка, голуби, кубики, баранки, верба.

· Игра «Наоборот».

Дети подбирают противоположные по смыслу слова, начинающиеся со звука [Б] или [Б´]: маленький – большой, черный – белый, медленно – быстро, дедушка – бабушка, сказка – быль, порядок – беспорядок, бедный – богатый.

Физкультминутка

«Как живешь?»

Как живешь? – Вот так!

Вдаль глядишь? - Вот так!

Ждешь обед? - Вот так!

Машешь вслед? - Вот так!

Утром спишь? - Вот так!

А шалишь? - Вот так!

(Дети декламируют стихотворение, повторяя за логопедом все движения).

  • Работа в тетради.

Знакомство с буквой Б.

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой Б, учат стихотворение:

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Логопед просит детей прописать букву Б в воздухе.

Дети обводят трафарет буквы Б, раскрашивают ее. Печатают строчку буквы Б по образцу.

Напишите букву Б.

Проводится звуковой анализ слова губы.

  • Дифференциация букв, сходных по графическим элементам.

· Найдите букву Б.

Г Б П Ь Г Ъ Б Т Я В Б Ь

· Добавьте недостающие элементы буквы Б.

· Обведите букву Б.

  • Чтение рядов букв, слогов, слов, предложений с парными сходными буквами.

- Б, В, Ф, Р, Г, Б, Ь, Г, Б, Е, Р.

- БЕ, БОБ, РЕБ, ГИБ, ГРЕБ, АРБ.

- БОР, ГРИБЫ, БОРИС, БАРАН, ДУБЫ, ГЕРБ, ДУБРАВА, БОРОВИК.

- В БОРУ МНОГО ГРИБОВ. БОРОВИК ЭТО ГРИБ. В ДУБРАВЕ ДУБЫ.

  • Итог занятия.
  • Оценка работы детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...