Работа учителя- логопеда в детском году. Применение нейроигр
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)

 

Использование нейроигр в процессе коррекции детей, имеющих тяжелые нарушениями речи.

Учитель – логопед,

Щапова О.М.,

МДОУ «Детский сад 78»,

г.Ярославль

Аннотация: В статье рассматриваются особенности построения коррекционного процесса детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, приёмы развития речи, использующиеся в коррекционно-развивающей работе. Также предлагается план по развитию речи детей обозначенной нозологии.

Ключевые слова: нейроигры, задержка речевого развития (нарушение речи), межполушарное взаимодействие

       У детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, как правило,  наблюдаются  нарушения и высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной сферы, что свидетельствует о  незрелости определенных структур головного мозга.

     Именно недостаточная сформированность первого и второго блоков мозга приводит к проблемам, связанным с памятью, трудностям пространственной ориентировки, трудности в понимании логико-грамматических конструкций, ухудшается приём и переработка зрительной и слуховой информации.

     Нейропсихологический подход предполагает коррекцию  нарушений речевых и психических процессов у ребёнка через движение.

            Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.

            В связи с этим возникает необходимость включать в  работу логопедов игры, которые помогают ребёнку контролировать свою  двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в  этом процессе имеют игры на формирование межполушарных  взаимодействий и развитие чувства ритма.

                  Систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием можно  использовать во время логопедических занятиях на всех этапах: от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и  стихотворений.

Использование специально подобранных игр помогает оптимизировать процесс коррекции и повысить результативность работы.

          В свой практике учитель – логопед может использовать различные упражнения, так или иначе способствующие развитию ребенка.

Упражнения для развития артикуляции стимулируют работу тех систем мозга, которые отвечают за контроль высших психических функций - речь, мышление, поведение. В процессе упражнений у ребѐнка постепенно вырабатывается чѐткая координация движений артикуляционного аппарата, движения языка и губ становятся более точными.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия–это выполнение различных перекрѐстных движений. Регулярные упражнения способствуют развитию высших психических функций. Например, одну руку сжимать в кулак, в то время как другая находится в расслабленном положении – ладонь прижата к поверхности стола, потом одновременная смена движений. Одной рукой рисовать восьмерку, другой – круг.

Развитие мелкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

Очень полезна и интересна игра «Волшебный мешочек», в ходе которой развивается кожно – кинестетическое восприятие, мышление, обогащение словаря.  

При отгадывании загадок можно развивать и межполушарное взаимодействие, мелкую моторику. Когда ребенок, отгадывая разгадку, выкладывает двумя руками из счетных палочек ответ.

При показе правой и левой рукой предметы, название которых начинается на определенный звук, идет активное развитие межполушарного взаимодействия.

            Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Нейропедагогические приёмы стимулируют развитие речи, мышления, внимания, памяти. Улучшают концентрацию, координацию, ориентацию в пространстве. Развивают крупную и мелкую моторику.  Улучшают эмоциональное состояние детей.

            Нейроигры тонизируют, бодрят, снимают усталость, помогают справиться с сонливостью, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе, что крайне важно в коррекционной работе учителя-логопеда.

 

Программно-методические ресурсы

1.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003

2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001.

3. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. - С-П. : «Генезис», 2017

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002 

5. Семенович А.В./Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис,2012

6. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014

 

 

              

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shchapova.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нейроигр в процессе коррекции детей, имеющих тяжелые нарушениями речи.

Учитель – логопед,

Щапова О.М.,

МДОУ «Детский сад 78»

Аннотация: В статье рассматриваются особенности построения коррекционного процесса детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, приёмы развития речи, использующиеся в коррекционно-развивающей работе. Также предлагается план по развитию речи детей обозначенной нозологии.

Ключевые слова: нейроигры, задержка речевого развития (нарушение речи), межполушарное взаимодействие

У детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, как правило, наблюдаются нарушения и высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной сферы, что свидетельствует о незрелости определенных структур головного мозга.

Именно недостаточная сформированность первого и второго блоков мозга приводит к проблемам, связанным с памятью, трудностям пространственной ориентировки, трудности в понимании логико-грамматических конструкций, ухудшается приём и переработка зрительной и слуховой информации.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов у ребёнка через движение.

Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.

В связи с этим возникает необходимость включать в работу логопедов игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий и развитие чувства ритма.

Систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием можно использовать во время логопедических занятиях на всех этапах: от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и стихотворений.

Использование специально подобранных игр помогает оптимизировать процесс коррекции и повысить результативность работы.

В свой практике учитель – логопед может использовать различные упражнения, так или иначе способствующие развитию ребенка.

Упражнения для развития артикуляции стимулируют работу тех систем мозга, которые отвечают за контроль высших психических функций - речь, мышление, поведение. В процессе упражнений у ребѐнка постепенно вырабатывается чѐткая координация движений артикуляционного аппарата, движения языка и губ становятся более точными.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия–это выполнение различных перекрѐстных движений. Регулярные упражнения способствуют развитию высших психических функций. Например, одну руку сжимать в кулак, в то время как другая находится в расслабленном положении – ладонь прижата к поверхности стола, потом одновременная смена движений. Одной рукой рисовать восьмерку, другой – круг.

Развитие мелкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

Очень полезна и интересна игра «Волшебный мешочек», в ходе которой развивается кожно – кинестетическое восприятие, мышление, обогащение словаря.

При отгадывании загадок можно развивать и межполушарное взаимодействие, мелкую моторику. Когда ребенок, отгадывая разгадку, выкладывает двумя руками из счетных палочек ответ.

При показе правой и левой рукой предметы, название которых начинается на определенный звук, идет активное развитие межполушарного взаимодействия.

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Нейропедагогические приёмы стимулируют развитие речи, мышления, внимания, памяти. Улучшают концентрацию, координацию, ориентацию в пространстве. Развивают крупную и мелкую моторику. Улучшают эмоциональное состояние детей.

Нейроигры тонизируют, бодрят, снимают усталость, помогают справиться с сонливостью, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе, что крайне важно в коррекционной работе учителя-логопеда.

Программно-методические ресурсы

#1057;иротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003

2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001.

3. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. - С-П. : «Генезис», 2017

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002

5. Семенович А.В./Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис,2012

6. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014

7. #i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей по итогам работы учителя - логопеда в учебном году.

Содержание:Просьба заполнить анкету.Фамилия, имя ребёнка.Вопросы к родителю.Итоги....

Организация работы учителя-логопеда в детском саду,не имеющем в своей структуре специализированных групп

      Цель:   исправление дефектов речи детейЗадачи:Осуществление диагностики речевого развитияОказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дош...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Перспективный план коррекционно-методической работы учителя- логопеда МБДОУ детский сад №4 «Колокольчик» на 2011-2012 уч.год

материал будет интересен начинающим логопедам при оформлении документации на логопункте...

Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: Речевые заключения, особенности коррекционной работы учителя-логопеда в детском саду"

Характеристика речевых нарушений таких как: ФН, ФФН, ФФН д.к.. Советы и рекомендации родителям тех воспитанников, которые зачислены на занятия с учителем-логопедом....

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"...