Выступление на методическом объединении учителей-логопедов
методическая разработка по логопедии

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №81 «Мальвина»

Заседание МО №2

Тема:

«Сюжетно – ролевая игра как средство развития речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

учитель – логопед группы старшего

дошкольного возраста № 18 «Облачко»

Амаханова Регина Мингаджуддиновна

Процесс формирования сюжетно-ролевой игры у детей с ОНР (ТНР) в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками отличается с количественной и качественной стороны. Наиболее существенные отличия данной игры детей с ОНР (ТНР) связаны с однообразием игровых задач и трудностями их самостоятельной постановки, нередко недостаточным разнообразием игровых замыслов, необходимостью помощи взрослых при использовании действий с предметами-заместителями и при организации коллективной игры. Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействие носит кратковременный характер. Особые трудности речевого плана отмечаются в процессе самостоятельной и стимулируемой взрослым ролевой беседы детей, а также при использовании речевых высказываний. Игровая деятельность детей с ОНР (ТНР) не достигает высокого уровня развитой сюжетно-ролевой игры, однако оказывается сформированной в пределах разных уровней начального ее этапа.Обнаруживаются значительные потенциальные возможности развития игры у подавляющего большинства детей. Однако лишь у части детей уровень развития игры соотносим со средним уровнем развития игры.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №81 « Мальвина » Тема: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста» Заседание МО №2 Подготовила: учитель – логопед группы старшего дошкольного возраста № 18 «Облачко» Амаханова Регина Мингаджуддиновна г. Сургут, 2023г.

Слайд 2

Процесс формирования сюжетно-ролевой игры у детей с ОНР (ТНР) в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками отличается с количественной и качественной стороны. Наиболее существенные отличия данной игры детей с ОНР (ТНР) связаны с однообразием игровых задач и трудностями их самостоятельной постановки, нередко недостаточным разнообразием игровых замыслов, необходимостью помощи взрослых при использовании действий с предметами-заместителями и при организации коллективной игры. Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействие носит кратковременный характер. Особые трудности речевого плана отмечаются в процессе самостоятельной и стимулируемой взрослым ролевой беседы детей, а также при использовании речевых высказываний. Игровая деятельность детей с ОНР (ТНР) не достигает высокого уровня развитой сюжетно-ролевой игры, однако оказывается сформированной в пределах разных уровней начального ее этапа. Обнаруживаются значительные потенциальные возможности развития игры у подавляющего большинства детей. Однако лишь у части детей уровень развития игры соотносим со средним уровнем развития игры.

Слайд 3

Чтобы организовать сюжетно-ролевую игру с детьми с ОНР (ТНР), надо накопить у них запас представлений об окружающем, т.е. развить умение отражать не только повседневно наблюдаемые бытовые действия, но и менее знакомые, реже наблюдаемые. Так, дети должны изображать действия продавца, шофера, кондуктора, кассира и т.д. В сюжетно-ролевых играх слова, ранее знакомые детям, наполняются новым содержанием, уточняются, обретают свое полноценное значение. Одновременно развивается абстрактно-логическое мышление. Обновляя и расширяя сюжеты ролевых игр, педагог решает задачу совершенствования навыков правильного звукопроизношения, обогащения лексического и грамматического строя речи детей. В ходе проведения сюжетно-ролевых игр осуществляется логопедическая работа по следующим направлениям: -обогащение словарного запаса, -формирование грамматического строя речи детей, -контроль за правильным звукопроизношением, -развитие связной речи.

Слайд 4

Сюжетно-ролевые игры формируются под влиянием дидактических речевых игр и проводятся с детьми с ОНР с целью упрочнения и закрепления правильных речевых навыков. Роль педагога в сюжетно-ролевых играх с детьми данной категории заметно возрастает по сравнению с ролью педагога в коллективе детей с нормальным речевым развитием. Поскольку речевое общение у детей с ОНР бывает в большей или меньшей мере затруднено, они не могут самостоятельно выбирать сюжеты игр, их подсказывает педагог; показ наглядного материала помогает детям вспомнить и воспроизвести действия. Педагог является всегда непременным участником сюжетно-ролевой игры. Необходимо учитывать, что дети данной категории быстро утомляются в игре: педагог, руководя игрой, переключает детей с одних движений на другие, чередуя подвижную и спокойную деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное – от речевых возможностей каждого. Например, в сюжетно-ролевой игре “Магазин ” педагог выполняет роль продавца , а в следующий раз он эту роль уже поручает какому-нибудь ребенку, а сам выполняет роль покупателя, направляя игру и в этой роли. Каждый раз педагог расширяет сюжет игры с помощью вопросов. Обновляя и расширяя сюжеты ролевых игр, педагог решает задачу совершенствования навыков правильного звукопроизношения, обогащения лексического и грамматического строя речи детей.

Слайд 6

На приеме у педиатра Практический опыт

Слайд 7

Заключение Сюжетно-ролевая игра способствует совершенствованию разговорной речи, закреплению и обогащению словаря, автоматизации звуков в словах, в предложениях и в тексте, формированию грамматического строя языка, а также развитию диалогического общения. Таким образом, активное использование сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе с детьми способствует формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Слайд 8

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Выступление на методическом объединении учителей логопедов ДОУ

Данный материал будет полезен в работе учителя - логопеда по работе с детьми ОВЗ имеющими серьезные нарушения в речи...