Музыкотерапия в работе учителя-логопеда
консультация по логопедии

Абужарова Валентина Вячеславовна
Использование музыкотерапии при речевых нарушениях оказалось весьма оправданным и эффективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка. Музыкотерапия использует наряду с традиционными методами воздействия и нестандартные, которые определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия – как нетрадиционный метод терапии в логопедической работе.

Одним нетрадиционным методом воздействия в работе логопеда при работе с детьми, имеющих нарушения речи, является музыкотерапия.

Цели:

·  Создавать положительный эмоциональный фон.

·  Стимулировать двигательные функции.

·  Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.

·  Растормаживать речевую функцию.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

У детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения, внимание неустойчивое, они с трудом задерживается на одном предмете длительное время. Их особенно затрудняет раздвоенность внимания. Часто ребенок забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. Поддержание правильного дыхания можно осуществить через организованное участие его в подражании звукам в речитативе или песне, которые должны так сочетаться, чтобы соответствовать совершаемым движениям и физическим упражнениям.

Музыкальное сопровождение игр ведёт к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, темпа, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Игра на детских инструментах также эффективна для развития чувства музыкального темпа и ритма, а, следовательно, и слоговой структуры слова. Использование методов музыкотерапии органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия педагога с другими участниками образовательного процесса.

Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:

·  Прослушивание музыкальных произведений,

·  Ритмические движения под музыку,

·  Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса,

·  Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,

Наибольшим возбуждающим воздействием обладает

  Музыка Вагнера

  Оперетты Оффенбаха

  «Болеро» Равеля

  «Весна священная» Стравинского

  «Каприз № 24» Никколо Паганини

Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

  Музыка Франсиса Гойи

  «Времена года» Чайковского

  «Лунная соната» Бетховена

  Фонограмма пения птиц.

·  Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

·  Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

·  Цель логопедических и логоритмических  занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального  фона реабилитации:

·   снятие фактора тревожности

·  стимуляция двигательных функций

·  развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей

·  растормаживание речевой функции

·  развитие чувства ритма, темпа, времени

·  развитие мыслительных способностей и фантазии

·  развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков

·  Музыкальная ритмика используется при лечении

  Тиков

  Заикания

  Нарушений координации

  Расторможенности

  Моторных стереотипов

  Дыхательных нарушений (в т. Ч. И речевого выдоха)

  Брадилалии и тахилалии.

Во время музыкального сеанса следует соблюдать такие принципы.

·  Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

· Использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям.

·  На занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...