Развитие речи детей
статья по логопедии (старшая группа)

О развитии речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey.docx13.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи  детей

 К 3-м годам из речи ребёнка уходит так называемое физиологическое смягчение(до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягчённо). Ребёнок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки (Б,БЬ,П, ПЬ, Н, НЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, В, ВЬ, Ф, ФЬ), строит простые распространённые и сложноподчинённые предложения (« Мы не ходили гулять: на улице шёл дождик»). Хотя в его речи достаточно много грамматических ошибок («копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам ребёнок правильно произносит свистящие звуки ( С, СЬ, З, ЗЬ). Он рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору.

К 5 годам ребёнок правильно произносит шипящие звуки ( Ш, Ж ), почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено  на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок.

Формирование правильной артикуляции (произношение звуков)

Для того,чтобы ребёнок правильно говорил, движения его артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти) должны быть полноценными, свободными, скоординированными, чёткими. Попробуйте поупражнять ребёнка в этих движениях.

Вырежьте в листе картона окошечко размером примерно 5х5см. и попросите ребёнка сесть перед зеркалом так, чтобы в окошечко он видел свой рот. Предложите ему подвигать губами, высунуть язык, т.е. обратить внимание на движения этих органов. Объясните, что звук только тогда будет красивым, понятным, если достаточно активно работают губы, язык, нижняя челюсть.

Высунуть и спрятать широкий язычок.

Высунуть и спрятать острый язычок.

Положить широкий язычок на нижнюю губу-«листок».

Широкийязычок поднять к зубам широко раскрытого рта и держать до 5 секунд-«чашечка».

Широкий язык высунуть, загнуть боковые края вверх, подуть( 5-10 секунд)- «трубочка».

Двигать язычком из одного угла рта в другой (5-10 раз)- «маятник».

Присосать язык к нёбу, пощёлкать (5-10 раз)- «лошадка».

Присосать язык к нёбу при раскрытом рте, медленно опускать нижнюю челюсть (5-10раз)- «грибок».

Рот раскрыть, касаться кончиком языка то верхней, то нижней губы(5-10 раз)-«качалка».

Рот раскрыть, кончиком языка «укалывать» щёки внутри по очереди(5-10раз) – «укол».

Рот раскрыть, «почистить» язычком верхние зубы внутри и снаружи, нижние зубы внутри и снаружи (10-20 раз) – «щётка».

Облизывать широким язычком поочерёдно верхнюю и нижнюю губы(5-10 раз) – «варенье».

«Выкатывать» широкий язык, упираяськончиком в нижние зубы, а «горка».

«Причесать» верхними зубами нижнюю губу,нижними – верхнюю губу(5-10 раз) – «гребешок».

Растянуть губы в улыбке, затем сжать в трубочку (5-10 раз) – «улыбочка-трубочка».

Втянуть губы в рот, затем выпятить (5-10 раз)-«прятки».

Улыбнуться то одним, то другим уголком рта (5-10 раз) – «зарядка».

Надуть щёки, «пополоскать» воздухом то правую, то левую щёку (5-10 раз) – «пузырёк».

Надуть щёки, выпустить воздух через неплотно сжатые губы (5-10 раз) – «пушка».

Резко разомкнуть сжатые губы (5-10 раз) – «пробка».

Закрыть верхней губой нижнюю губу, и наоборот (5-10 – раз) – «козырёк».

Не нужно проделывать с ребёнком все упражнения артикуляционной гимнастики за один раз, достаточно будет нескольких упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...