Квест – игра для детей дошкольного возраста «Города и поселки Кузбасса»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Черенович Ольга Викторовна

Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе Новокузнецк.

 Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Воспитывать патриотические чувства и любовь  к родному городу Новокузнецку.

- Познакомить с историей города, символами.

- Познакомить  детей  с достопримечательностями, улицами,  знаменитыми людьми нашего города.

- Формировать знания об экосистемой организации природы Кемеровской области.

- Закрепить знания воспитанников об исчезающих видах животных, занесённых в Красную книгу     Кемеровской области.  

- Содействовать развитию гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

- Совершенствовать умение собирать целое из частей, развивать зрительное восприятие.

- Развивать умение сличать цветное и силуэтное изображение.

Образовательная область «Речевое развитие»

- Обогащать и уточнять словарь по теме, знакомство с профессией шахтёр, металлург (проходчик, крановщик, сварщик и др.)

- Развивать словарный запас слов, лексико-грамматические категории; умение употреблять слова в предложении в нужной форме.

 - Совершенствовать умение делить слова на слоги.

Образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие»

-Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

-Развитие трудовой деятельности, через игровое задание.

Образовательная область «Физическое развитие».

-Учить  детей выполнять игровые  действия, соблюдать  правила  игры, действовать  по  сигналу ведущего.

-Учить ориентироваться в макропространстве, используя план-схему.

Образовательная  область «Художественно – эстетическое  развитие»

- Формирование творческой активности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_igra_goroda_i_poselki_kuzbassa.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ «Детский сад № 229»

Квест – игра

для детей  дошкольного возраста  

«Города и поселки Кузбасса»

                                                             

                                                               Учитель-логопед: Черенович Ольга Викторовна

                                                               

Квест – игра

для детей  дошкольного возраста  

«Города и поселки Кузбасса»

Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе Новокузнецк.

 Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Воспитывать патриотические чувства и любовь  к родному городу Новокузнецку.

- Познакомить с историей города, символами.

- Познакомить  детей  с достопримечательностями, улицами,  знаменитыми людьми нашего города.

- Формировать знания об экосистемой организации природы Кемеровской области.

- Закрепить знания воспитанников об исчезающих видах животных, занесённых в Красную книгу     Кемеровской области.  

- Содействовать развитию гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

- Совершенствовать умение собирать целое из частей, развивать зрительное восприятие.

- Развивать умение сличать цветное и силуэтное изображение.

Образовательная область «Речевое развитие»

- Обогащать и уточнять словарь по теме, знакомство с профессией шахтёр, металлург (проходчик, крановщик, сварщик и др.)

- Развивать словарный запас слов, лексико-грамматические категории; умение употреблять слова в предложении в нужной форме.

 - Совершенствовать умение делить слова на слоги.

Образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие»

-Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

-Развитие трудовой деятельности, через игровое задание.

Образовательная область «Физическое развитие».

-Учить  детей выполнять игровые  действия, соблюдать  правила  игры, действовать  по  сигналу ведущего.

-Учить ориентироваться в макропространстве, используя план-схему.

Образовательная  область «Художественно – эстетическое  развитие»

- Формирование творческой активности детей.

Предварительная работа: 

беседа о Новокузнецке, заучивание  стихотворений о  Новокузнецке,  просмотр  презентаций о городе Новокузнецке. Экскурсия по городу, знакомство с улицами города, достопримечательностями. Знакомство с профессиями, с животными, занесёнными в Красную книгу. Составление рассказов о любимом городе с фотографиями. Повторение правил дорожного движения.

Материал  и оборудование: 

- мольберты,  столы,

- фото (с  достопримечательностями города),

- музыкальное  сопровождение («Гимн Новокузнецка»),

- флаг и герб Новокузнецка и других городов,

- разрезные картинки, Кузнецкая крепость, Собор – Преображенского,

- карта (план-схема) – контур Кемеровской области,

- пешеходный переход, дорожные знаки,

- картинки животных цветные и силуэтные,

- билеты для детей 2 – х цветов (синий, зеленый);  4 грузовые машины с верёвкой на палочке, уголь «кубики»;

- символ 400 лет Новокузнецку, А- 4,

- значок на каждого ребенка.  

Ход игры:

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! В как городе мы живём? (В городе Новокузнецке)

-Сегодня мы отправимся в путешествие по нашему городу.

-Как вы думаете, какой самый первый транспорт  был в нашем городе?

-Трамвай!

-Мы на нём отправимся в путешествие по городу?

Но чтобы занять свои места в трамвае нам понадобятся билеты.

Ребята подходите ко мне и берите билеты.

Билеты у нас двух цветов

Воспитатель: Билеты есть у всех? Отправляемся.

- Во время путешествия мы будим останавливаться на каждой станции. За выполненные задания на каждой стации   вы будете получать фрагмент карты, где спрятан клад.

1  станция «Историческая» (на  станции  детей  встречает  экскурсовод)

Пожалуй, никто из умельцев рифмы не сделал больше для прославления нашего города, чем Владимир Владимирович Маяковский. И это при том, что сам Маяковский здесь ни разу не был. Но его строки «Я знаю город будет, я знаю саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!», — практически настоящий гимн Кузнецкстроя, гимн Новокузнецка.

Свела промозглость корчею -
неважный мокр уют,
сидят впотьмах рабочие,
подмокший хлеб жуют.

Но шепот громче голода -
он кроет капель спад:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!

Здесь взрывы закудахтают
В разгон медвежьих банд,
И взроет недра шахтою
угольный "Гигант".

Здесь встанут стройки стенами.
Гудками, пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами
Воспламеним Сибирь.

Здесь дом дадут хороший нам
и ситный без пайка,
аж за Байкал отброшенная
Попятится тайга".

Рос шепоток рабочего
Над тьмою тучных стад,
а дальше неразборчиво,
лишь слышно - "город-сад".

Я знаю - город будет,
я знаю - саду цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть! 

Экс.1:  Ребята, о чём это стихотворение?

Экс.: Молодцы. В стихотворение говорится о нашем с вами любимом городе Новокузнецке о людях которые его строили. Ребята, а как вы думаете, у нашего города есть день рождение?

Дети: Да

Экс.: Конечно же, есть. Как он сначала назывался? А кто знает, когда был основан город?

Дети:  (Ответы  детей) 

-Вот мы с вами приехали на станцию «Историческая»

Экс.: Наш город был основан в году 1618г. (очень давно).Сначала он назывался Сталинск, сейчас Новокузнецк.

Новокузнецку  скоро будет 400 лет. Главная река нашего города – Томь.
 Новокузнецк имеет свои
символы – это флаг и герб. На них изображены предметы, которые рассказывают об истории и традициях нашего города.

А сейчас ребята я вам предлагаю немного поиграть. Выходим из трамвая.

Игра: «Светофор и пешеход»

- Ребята, мы  продолжаем  нашу  экскурсию  доезжают  до  пешеходного перехода.

Светофор: красный свет, стоп,  все  стоим,  пешеходный переход  впереди (остановились)

 (начинают  двигаться  пешеходы)

Светофор: А  теперь  зеленый (переходим дорогу).

Слушайте меня внимательно.

Встаньте справа от меня у кого билеты синего цвета , слева зелёного.

Вот ребята вы разделились на команды.

Одна команда находит флаг города, другая герб.

Игра: «Найди флаг и герб города» ( одна команда найдёт герб города и  расскажет о нём, другая найдёт флаг города и расскажет о нём ).

 - Расскажите, что изображено на гербе города  и что означает?

Герб  города  Новокузнецк представлен в виде щита, который надвое делит горизонтальная линия.

В верхней половине располагается томский герб, на котором по чистому зеленому полю в правую сторону бежит белоснежная лошадь. В нижней части герба изображена кузница на золотом фоне и все принадлежащие ей орудия труда. Это своеобразная дань занятиям коренных жителей населения Кузнецкого края. Лошадь, которая изображена на верхней части герба, раньше называлась "кузнецкой". Данная порода считалась очень выносливой, трудолюбивой. Кроме того, она славилась своей способностью самостоятельно добывать даже из-под глубокого снега себе пропитание.

-Расскажите, что изображено на флаге города и что означает?

Флаг города представляет собой большое прямоугольное полотно, которое разделено горизонтально по центру широкой полосой черного цвета. Образовавшееся верхнее поле окрашено в белый цвет, а нижнее – в зеленый. В центре полотнища находится изображение герба Новокузнецка. Все цвета, используемые во флаге, несут свою смысловую нагрузку.

 Зелено-белый фон – это соответствие цветам, используемым во флаге Сибири. Кроме того, белый цвет ассоциируется с девственностью и невинностью, а зеленый – с надеждой и изобилием.

Черная полоса, делящая флаг, характеризует угольные пласты, находящиеся на Кузбассе.

Экс.: Как называют людей, живущих в нашем городе? (Новокузнечане) Молодцы.

 Вы ответили на все вопросы, а сейчас соберите картинки.

Игра «Собери  картинку» (выполняют две команды)

Что у вас получилось?

Дети: Кузнецкая крепость, Собор-Преображенского.

Экс.: За выполненные все задания вы получаете фрагмент карты. Удачи вам.

2  станция «Улицы города» (на  станции  детей  встречает  экскурсовод)

Экскурсовод 2:

Здравствуйте, ребята!

 Я,  рада  вас  приветствовать у  себя на улицах нашего города,   отгадайте загадку.

В два ряда дома большие
Вдоль дорог стоят.
На газоны и машины
Свысока глядят.
 (улица)

Игра: «Светофор и пешеход»

- Ребята, мы  продолжаем  нашу  экскурсию  доезжают  до  пешеходного перехода.

Светофор: красный свет, стоп,  все  стоим,  пешеходный переход  впереди (остановились)

 (начинают  двигаться  пешеходы)

Светофор: А  теперь  зеленый (переходим дорогу).

-Сейчас  мы поговорим об улицах нашего города Новокузнецка.

В Кузнецк прибыл немецкий архитектор Эрнст Май со своими коллегами, он за полторы недели создал первый генеральный план города на 32 тысячи жителей, предложил архитектурные решения для улиц из трех-четырехэтажных домов. Так было намечено строительство первых кварталов города, и появились первые в районе улицы Энтузиастов, Хитарова, Школьная (Пионерский проспект).

15 июля 1957 года решением Кемеровского облисполкома № 543 Молотовский район был переименован в Центральный, были пересмотрены его границы.
- Какие улицы вы знаете?

- Как называются улицы, на которых вы живете? Ответы (детей).

Многие улицы названы в честь знаменитых людей.

Значительный вклад уникальных людей в развитие Центрального района увековечен их именами в названиях улиц: Белана - в честь легендарного директора КМК Романа Васильевича Белана; Бардина - в честь главного инженера Кузнецкстроя и выдающегося ученого Ивана Павловича Бардина; Филиппова - в честь легендарного «человека-экскаватора» Андрея Севастьяновича Филиппова и многих других.

Игра: «Найди и назови»

- Назовите и найдите нужную фотографию.

(цирк, Парк Гагарина, улица Ермакова, улица Кирова, Бульвар Героев).

Дети  выполняют задание.

Экс. 2 Молодцы,  все  команды  справились  с  заданиями и получаете фрагмент  карты.

-Я  с  вами  прощаюсь, вам   ребята    предстоит  долгий  путь,  не забывайте  соблюдать  Правила  поведения  на  дороге.

Воспитатель

Игра: «Светофор и пешеход»

-Ребята, мы  продолжаем  нашу  экскурсию  доезжают  до  пешеходного перехода.

Светофор: красный свет, стоп,  все  стоим,  пешеходный переход  впереди (остановились)

 (начинают  двигаться  пешеходы).

 3 станция «Основные профессии города»

Экс. 3: Дети, в каком регионе мы живём? (ответы детей). Правильно, мы живём в Кузбассе. Чем знаменит Кузбасс? (ответы детей). Верно, в Кузбассе большие залежи каменного угля. В нашем городе много шахт по его добыче, они находятся на окраине.

- Какие шахты вы знаете? (Листвяговская, Абашевская, Бунгурская, Гидрошахта и другие). Правильно, ребята, их довольно много.

- Кто добывает каменный уголь? (шахтёры). Да, ребята, шахтёр- это одна из главных профессий людей нашего города. Шахтёров ещё называют горняками. Какие ещё профессии связаны с добычей угля? (проходчик, буровик, взрывник, машинист).

- Расскажите, как шахтёры добывают уголь? (спускаются под землю и с помощью буровой установки разрезают уголь на небольшие куски).

- Дети, профессия шахтёра очень опасна, поэтому под землю спускаются люди храбрые, сильные и отважные. Рабочий день у шахтёров небольшой, т. к. под землёй темно и очень трудно работать.

- Ребята, кто знает, зачем нужен уголь? (им топят печки). Уголь хорошо горит. Он служит топливом для многих предприятий. Котельные нашего города отапливаются углём, и, согретая на каменном угле вода, попадает в наши дома.

Игра: «Кто быстрее перевезёт уголь»

- Вставайте в две команды, чья команда быстрее довезёт уголь.

Экс. 3:Чем ещё знаменит наш город? (заводами).

Действительно, в нашем городе несколько заводов. Какие заводы вы знаете? (КМК, Запсиб).

 Это металлургические заводы, поэтому на них варят металл в огромных печах. Что же делают из этого металла? (рельсы, заборы, проволоку, балконные ограждения и многое другое). Рельсы нужны людям во многих странах мира.

- Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые работают на металлургических заводах? (металлурги). А как называется профессия людей, которые варят сталь? (сталевар). Какие ещё профессии, связанные с металлургическими заводами вы знаете? (крановщик, разливщик, горновой, контролёр, прицепщик,инженер, начальник цеха).

- В нашем городе есть и другие заводы. Какие? - Аллюминевый, Ферросплавный, Деревообрабатывающий, Цементный, завод металлоконструкций и другие).

- Большая часть населения нашего города работает на этих промышленных предприятиях.

Экс. 3:Молодцы,  все  команды  справились  с  заданиями, и получаете следующий фрагмент  карты.

Игра: «Светофор и пешеход»

- Ребята, мы  продолжаем  нашу  экскурсию  доезжают  до  пешеходного перехода.

Светофор: красный свет, стоп,  все  стоим,  пешеходный переход  впереди (остановились)

 (начинают  двигаться  пешеходы).

4 станция «Красная книга Кузбасса»

Экс.3

- Как называется область, в которой находится город Новокузнецк? (г.Новокузнецк находится в Кемеровской области)

Проблемы сохранения природных богатств являются приоритетными во всем мире, в том числе и в Кемеровской  области.  Основными причинами исчезновения многих видов животных является нерациональная деятельность человека: вырубка лесов, осушение болот, загрязнение окружающей среды. Необходимо реализовать систему мер по охране редких видов животных, находящихся под угрозой уничтожения. Для решения проблемы охраны редких исчезающих видов животных, главным является воспитание гуманного отношения к природе подрастающего поколения. В связи с этим существует Красная книга Кемеровской области.

В Красную книгу Кемеровской области включены виды животных, которые нуждаются в охране или находятся под угрозой исчезновения. Охрану видов животных, занесенных в Красную книгу  должны осуществлять  не только инспекции и другие специальные природоохранные органы, но и все жители Кузбасса.  

  2 команды:       - Дети, назовите животных, которые занесены в Красную книгу Кемеровской области: кабарга, кабан, волк, медведь бурый, олень, марал (картинки с изображением животных).

1. Игра: «Найди силуэтное изображение животного»

 Дети должны к цветному изображению животного найти его силуэт (кабарга, кабан, волк, медведь, олень, марал).

2.Предлагаю поиграть ещё в игру: «Составь предложение» (называет предложение, в котором все слова в начальной форме, ребёнок меняет форму слов и называет предложение правильно)

- Волк, зима, бегать. (Волк зимой бегает.)

- Медведь, зима, спать. (Медведь зимой спит.)

Молодцы, ребята, ответили правильно.  

3. Игра: «Прохлопай слово» (Раздели слова – названия животных на слоги и назови количество слогов в слове)

Картинки с изображением животных: кабарга, кабан, волк, медведь, олень, марал

В слове ка-бар-га - 3 слога.

-Ребята,  вы   молодцы, порадовали своими  знаниями и умениями. -Сейчас вы получили все фрагменты карты.

5 станция «Конечная».

Игра: « Соберите карту»

Игра: «Найди клад» (пройди по схеме-карте).

Дети находят клад ( медали  с  символом  города).

Детям  предлагается, исполнит в  подарок  на  день рождения  города  флэш-моб «Молодой Новокузнецк» (дети танцуют)

 

Литература

1.общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е, Комаровой И.С., Васильевой М.А.; М. «Мозаика-Синтез», 2014 г.

2.Занятие по  изобразительной деятельности в  старшей группе  Т.С.Комарова  Мозаика –Синтез , москва2010   

3.Мир в  котором  я  живу 3-7лет   Л.Ф.Грибова Торговый Центр «Сфера» Москва 2005год

4. Зеленый  огонек здоровья(программа  оздоровления  дошкольников) М.Ю. Картушина  Торговый Центр  «Сфера» Москва 2005год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Города и поселки помнят имя твое"

В содержание непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы включены материалы региональной направленности, материалы правового воспитания (право н...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...

Квест-игра для детей подготовительной группы « Чудеса Кузбасса»

Цель: Расширение представлений детей о родном крае.Задачи:познакомить детей с семью чудесами Кузбасса;закрепить знания детей о достопримечательностях и животныхКемеровской области;развивать логическое...