План самообразования. Тема «Развитие речедвигательной координации детей»
материал по логопедии

Шамина Марина Михайловна

Дети  с  речевой  патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического  развития. У таких дошкольников отмечаются существенные  отклонения в развитии моторной ,двигательно-координационной и эмоционально-волевой  сфер: общая моторная  неловкость ,недостаточные статическая и динамическая координация  движений ,двигательная  память ,слабый мышечный  тонус, высокая  истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_na_2022-2023_uch.god_.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦО №17»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ШАМИНОЙ М.М.

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.

C:\Users\1\Desktop\

ТЕМА:

«Развитие речедвигательной координации детей»

Богородский г.о.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

1. Ф.И.О. педагога — Шамина Марина Михайловна

2. Образование — высшее

3. Тема самообразования: «Развитие речедвигательной координации детей»

4. Работа начата #1075;.

5. Предполагается закончить #1075;.

6. Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития речедвигательной координации

7. Задачи:

  • изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению речедвигательных трудностей
  • разработать картотеку упражнений по развитию речедвигательной координации детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики
  • планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса
  • апробировать данную модель на практике

8. Предполагаемый результат: разработка методических рекомендаций

9. Форма самообразования: индивидуальная.

10. Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, вебинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами, ММО

#1048;тог: обобщение опыта работы по данной теме.

Актуальность.

Дети с речевой патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной ,двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость ,недостаточные статическая и динамическая координация движений ,двигательная память ,слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития ( лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.

Применение нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние.

Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению речедвигательных трудностей основывается на закономерностях формирования движений в онтогенезе. Речедвигательная сфера формируется в направлениях:

- от общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;

- от общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;

- от диффузных движений к дифференцированным ( изолированным ,чистым, тонким целенаправленным движениям) ;

- от элементарной дифференциации движений к постепенно усложняющейся дифференциации.

Коррекционные задачи по развитию двигательно-координационных способностей у детей с речевыми нарушениями:

- учить соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

- формировать умение поддерживать статическое и динамическое равновесие;

- учить выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости.

Проявление координационных способностей зависит от таких факторов, как:

- способность к точному анализу движений;

- деятельность анализаторов;

- сложность двигательного анализатора;

- уровень развития гибкости, динамической силы, смелости и решительности;

- возраст;

- общий уровень подготовленности ребёнка.

В коррекционно-логопедической работе следует опираться на ряд методических приёмов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:

- применение и быстрая смена различных исходных положений;

- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;

- смена способов выполнения упражнений;

- использование в упражнениях предметов различной фактуры, массы, объёма;

- выполнение согласованных действий несколькими участниками;

- использование более сложных сочетаний основных движений( ходьба, бег, прыжки) ;

- упражнение или упрощение правил в подвижных играх.

Виды работы по развитию речедвигательной координации детей, используемые в логопедической работе:

- выполнение упражнений на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико- артикуляторных мышц, общей моторики, ритма, темпа движений;

- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек и фаланг пальцев;

- выполнение кинезиологических упражнений;

- су-джок терапия;

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- игры с прищепками;

- упражнения с различными предметами;

- проведение малоподвижных и подвижных игр.

Данные виды работы могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе логопеда с детьми

План работы

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Работа с детьми

2022-2023г.г

пальчиковая гимнастика

ежедневно

артикуляционная гимнастика

дыхательная гимнастика

кинезиологические упражнения

логоритмика, фоноритмика

упражнения на координацию

элементы су-джок терапии

игры с прищепками, камнями, фигурками

самомассаж лица, шеи, ладоней, поду-

шечек и фаланг пальцев

дидактические и настольные игры

Работа с родителями

Сентябрь

2022г.

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики-залог правильной и красивой речи». (стенд для родителей)

Ноябрь

2022г.

Муниципальная педагогическая образовательная мастерская учителей-логопедов дошкольных учреждений Богородского г.о. «Традиции и инновации в современной практике логопедии» выступление по теме «Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми с ТНР»

Декабрь

2022г.

Консультация для родителей

«Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей» ( стенд для родителей)

Январь

2023г.

Консультация на тему: «Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук».

Март

2023г.

Совместное занятие детей и родителей

«Мяч и речь»

Апрель

2023г.

Консультация на тему: «Леворукость у детей»

Май

2023г

Консультация «Скоро в школу!»

( стенд для родителей)

Работа с педагогическими

работниками

Январь

2023г.

Презентация игровой технологии

для развития речи и мелкой моторики у

детей: «Кинезиодорожки».

Февраль

2023г.

Консультация на тему «Леворукость у

детей» (стендовая)

Апрель

2023г.

Консультация: «Игры с мячом в

логопедической коррекции»

Май

2023г.

Консультация на тему «Влияние движений пальцев на

развитие речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

книга "Развитие речедвигательной координации детей" Автор А.А. Гуськова

Книга содержит практический материал по развитию речедвигательной координации детей с нарушением речи, который сгруппирован по лексическим темам. Так-же представленны упражнения на дыхание и координац...

План самообразования. Тема: «Развитие правильной речи детей через игровую деятельность»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 5 лет...

План самообразования на 2022-2023 учебный год "Развитие речедвигательной координации детей"

Актуальность.Дети  с  речевой  патологией ,особенно если она имеет органическую природу ,как правило ,очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психическ...

Дидактический материал по теме "Развитие речедвигательной координации у детей"

Формирование и развитие навыков владения мышцами рук, ног, спины и шеи....

Дидактический материал по теме "Развитие речедвигательной координации у детей"

Формирование и развитие навыков владения мышцами рук, ног, спины и шеи....

План самообразования Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»

План самообразованияТема:  «Развитие интеллектуальных способностей детей  младшего дошкольного возраста через познавательно-игровую деятельность»...