Развитие речи и экологическое воспитание
консультация по логопедии

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Еще в древности, до появления речи как средства общения люди пытались передать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Ведь порой, слушая незнакомую речь, не понимая смысла, мы с легкостью определяем, то, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания.  Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может «рассказать» нам о многом: хорошо ли выспался, рад или расстроен он чем-то. А эта замечательная возможность младенца угадывать голос матери среди других голосов, поминать - сердита мама или, наоборот, довольна своим чадом.

     Значение живого устного слова неоспоримо. Ведь лекция, доклад, выступление стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств: это и мимика, и жесты, и интонация, и т.д.

     Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слова и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому, который они выражают.

    Об интонации очень точно сказал Бернард Шоу: «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически. Оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать «ДА» и 500 способов сказать «НЕТ». В то время как написать это слово можно только один раз. А как же наши дети справляются с этой задачей?

     В каждой группе есть дети с эмоциональной яркой речью, которые самостоятельно используют основные средства выразительности, экспериментируют, пробуют варианты для достижения лучшего результат, часто помогают своим товарищам произнести ту или иную реплику, показать ситуацию.

     Педагогическое наблюдение, за речью детей позволило выделить следующие несколько групп дошкольников:

⸗Дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь. Не комплексующие и не стесняющиеся в присутствии сверстников ил взрослых;

⸗Дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;

⸗Дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие упражнений закрепляющие их и демонстрирующие в дальнейшем;

⸗Дети, имеющие очень низкие эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.

     Результаты наблюдений побудили к поиску таких методов и форм работы по развитию у детей интонационной выразительности, которые бы помогли ребёнку успешно выступать, общаться.

 

     Чтобы ребёнок осознал, понял и научился говорить выразительно, необходима систематическая работа по развитию следующих просодических компонентов:

1.Дыхание. Дыхание-основа нашей произносительной (внешней речи), от него зависят чистота, правильность и красота голоса.  В большинстве случаев, при неправильном произношении отмечаются различные несовершенства дыхания. Нередко дети имеют ослабленный вдох и выдох, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох заставляет произносить предложения в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

      Поэтому одно из основных направлений работы педагога является работа по формированию правильного дыхания. Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.

      Для начала, на 1 этапе, нужно научить ребёнка дифференцировать носовой и ротовой выдох. С этой целью предлагаются 4 простых упражнения, которые не только подготовят детей к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды.

1. Вдох ртом, выдох носом.

2. Вдох ртом, выдох ртом.

3. Вдох носом, выдох ртом.

4. Вдох носом, выдох носом.

     После того как ребёнок научился различать носовой и ротовой вдох и выдох, можно приступить к воспитанию диафрагмального дыхания. Диафрагма - это самая большая мышца в организме. Медики часто называют диафрагму венозным сердцем, так много она значит для кровообращения, она разделяет грудную и брюшную полости, охраняя сердце и легкие от случайных повреждений, например, если человек встанет на голову.

     Чтобы сказать на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходя постепенно, струей через связки, заставит наш "голосовой инструмент" звучать. Это и обеспечивает диафрагмальное дыхание.  Дыхание же наших детей, в основном, верхнеключичное, поверхностное, а, значит, объёма воздуха, которой вдохнул Ваш ребёнок будет недостаточно для нормального речеобразования. Выход один: научить ребёнка дышать не «плечами» (обратите внимание, как вздрагивают плечи Вашего малыша при вдохе), а животом. На начальном этапе упражнения по воспитанию диафрагмального дыхания лучше проводить лёжа.

1. Лечь на спину, на живот положить плоский небольшой груз. Сделать глубокий, но не слишком длинный вдох через нос и ЖИВОТОМ (груз при этом должен слегка приподняться), затем длительный выдох через рот (груз опускается).

2. Это же упражнение, но без груза.

3. Это же упражнение, но без груза и сидя.

  После воспитания диафрагмального дыхания, можно приступить непосредственно к развитию речевого дыхания. Работая с детьми младшего возраста необходимо добиваться от них длительного речевого выдоха, учить на одном выдохе произносить 3-4 слога. Со средней группы вырабатывать дифференцированное дыхание. В старшем дошкольном возрасте эти навыки совершенствуются.

    2.Развитие чувства ритма. Проведению работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста предшествует развитие чувства ритма.  Ритмические упражнения подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

Рекомендации по развитию чувства ритма

Слушайте музыку

     Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.

Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку.

     Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.

Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением

     Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

Поощряйте движения под музыку

     Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи

Рисуйте узоры

     Декоративно-орнаментальный рисунок включает повторяющиеся и чередующиеся элементы, симметричную композицию.

Вырезайте бумажные салфетки, скатерти, снежинки

Подбирайте рифмующиеся слова

     Рифмовки построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только вышеуказанных способностей, но и развитию фонематического восприятия.

Исключайте лишние слова из ритмического ряда

"Какое слово лишнее?"

Мак, бак, рак, банан. Сом, ком, крокодил, дом. Лимон, вагон, кот, батон. Ветка, клетка, диван, сетка. И т.д.

     Проявление эмоций очень живо и выразительно даётся малышам, в меньшей степени или вообще не выполняется детьми стершего возраста. Нередко приходиться отмечать, что эмоциональность, выразительность речи, живость эмоций очень часто проявляются в игре и свободном общении и угасают, теряются в вынужденной ситуации. Считается, что детям необходимо:

Показывать, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменением высоты, силы голоса. Что интонация придаёт речи окраску. Помогает выразить чувства.

     Знакомить детей с различными видами интонации. Учить различать их на слух и выразительно произносить.

3. На следующем этапе работы необходимо знакомить с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями с средствами их выражения и способами обозначения. Детям уточняются звуковые средства выражения интонаций, например,

«Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голос»

-«Меняя голос можно о чем-то спросить. Спрашивая в конце предложения, мы повышаем голос»

С детьми младшего возраста развивать выразительность следует с мимических упражнений. Сначала учим узнавать эмоцию, а затем и воспроизводить, предавая эмоциональное состояние при помощи мимики. В этом помогают различные пособия.

4. Голос. Ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с прекраснейшим инструментом - человеческим голосом.

С младшей группы нужно учить детей пользоваться громким, тоненьким и тихим голосом и менять его в зависимости от ситуации. 

Работа над голосом с дошкольниками - один из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

5.Тренировка дикции. Дикция - чёткое произношение звуков, предложений. Обязательно запаситесь терпением – дети сразу не смогут произнести правильно скороговорку, на это потребуется время (иногда много времени).  Каждое занятие начинайте с разминки языка и губ. Пусть дети научатся активно двигать языком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг по развитию речи через экологическое воспитание «В гости к насекомым»

Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и об­разе жизни. (бабочка, муравей,  пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), их строении, способах передв...

Конспект ОД по развитию речи и экологическому воспитанию на тему «Весна пришла» подготовительная к школе группа

Закрепить знания детей о весне и о весенних явлениях.Прививать любовь к родной природе ,умение видеть красоту....

Семинар – практикум «Взаимосвязь работы по развитию речи с экологическим воспитанием»

На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее...

Конспект НОД по развитию речи и экологическому воспитанию по теме «Зимующие птицы родного края»

Цели и задачи:• расширение представлений детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, внешнем строении;• обогащение и уточнение словарного запаса по теме «Зимующие птиц...

Развитие речи через экологическое воспитание

Развитие речи через экологическое воспитание...

План по самообразованию развитие речи через экологическое воспитание

План по самообразованию развитие речи через экологическое воспитание...

Семинар-рактикум "Взаимосвязь работы по развитию речи с экологическим воспитанием"

quot;Взаимосвязь работы по развитию речи с экологическим воспитанием"...