Открытое занятие. Транспорт (наземный) ПДД "Звуки С-Сь"
материал по логопедии

Фоменко Инна Александровна

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_zanyatiya_fomenko.docx41.3 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

протоколом заседания  аттестационной комиссии комитета

образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

№6/20 от 18.06.2020 года

МОДЕЛЬ 2

Технологическая карта НОД

ФИО педагога: Фоменко И.А

Должность в ДОУ: учитель – логопед

Группа:    старшая группа компенсирующей направленности № 9  

Дата проведения НОД:    06.04.2022             

Тема занятия согласно учебно-тематическому плану программы:

Транспорт (наземный). ПДД  Звуки «С-СЬ»

Задачи  НОД:

Коррекционно - образовательные:

Закрепить знания детей о наземном транспорте.

Уточнить  артикуляцию и характеристику  звуков «С - СЬ»

Упражнять в определении позиции звуков  «С – СЬ» в слове.

Закреплять умения  согласовывать существительные с местоимением  мой  моя моё; существительные с прилагательными;  числительные с существительными.

Совершенствовать связную речь детей

Закрепить  у детей знания  о правилах дорожного движения.

Коррекционно - развивающие:

Развивать  фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение.

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.

Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Характеристика этапов НОД: 

1.Мотивационный этап.

Вводная часть: предполагает организацию детей на предстоящую деятельность, стимулирует интерес к ней, создаёт эмоциональный настрой детей.

2.Содержательный этап.

Основная часть:  направлена на  выполнение всех поставленных коррекционных задач создание условий для раскрытия умственных  и практических умений каждого ребёнка. В данной части осуществляется индивидуализация  обучения. Важным условием является достижения положительного результата  всеми детьми.

3.Рефлексивный этап.

Заключительная часть (рефлексия) направлена  на оценку  результатов  деятельности  детей и подведению  итога работы.

Название, содержание и цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Организационный  этап.

Эмоциональный настрой детей на занятие

Приветствие детей, установление  контакта и положительного настроя на занятие.

Педагог проводит  под музыку мимическую гимнастику.

Приветствуют учителя - логопеда. Выполняют мимическую гимнастику.

Мотивационно - ориентировочный этап

Привлечение внимания детей. Формирование представлений о предстоящей деятельности  

Педагог предлагает воспитанникам  совместно составить визуальный   план – схему предстоящего занятия с использованием пиктограмм.

Логопед выстраивает карточки пиктограммы  на доске (с учётом поставленных коррекционных задач) и предлагает детям приступить к реализации данного плана.  

Дети выбирают  из предложенных карточек любимые виды деятельности ( речевые игры, загадки,   мнемотаблицы,  песочница, разрезные картинки, сухой бассейн, физкультминутка, описательный рассказ)

Осознают и принимают поставленную задачу.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Актуализация  имеющихся знаний и представлений

Педагог предлагает детям  отгадать загадки и вспомнить виды наземного транспорта.

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт,

Носит обувь из резины,

А питается бензином.  

               (Автобус)

Едет он, усатый,

Полный и пузатый,

Люди в нём сидят.

Смотрят и  шумят.

                       (Троллейбус)

Шуршат четыре шины

В дороге у … (машины)

- Как назвать все слова – отгадки,   одним словом?

Артикуляция звуков  С_Сь

Логопед   спрашивает детей, каким звуком заканчиваются слова (Автобус и троллейбус)

Обращает внимание детей о наличии во рту преграды и об отсутствии  работы голоса.

 Затем  просит сравнить  звуки «С» и «Сь», используя мнемотаблицы: «Артикуляция  звуков С и СЬ»

Дети отгадывают загадки и называют обобщающее слово – транспорт.

Дети определяют последний звук в словах автобус и троллейбус. Называют звук и дают ему характеристику (звук согласный, твёрдый, глухой)

 Затем проговаривает звуки С - СЬ,  обращая внимание на положение органов артикуляции. Дети сравнивают   два этих звука,   опорой на мнемотаблицу делают вывод  и дают общую характеристику  этим звукам.

Поисковый этап.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация), определённого  объёма знаний и представлений о свойствах  объектов, связях, способах действий.

 

 

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости детей.

Физкультминутка.

Логопед проводит речевые игры,  игры в песочнице и сухом бассейне,  Совершенствуя  на данном этапе  лексико - грамматические категории, фонематическое восприятие,  мелкую моторику воспитанников.

Игровое задание «Напиши  буквы в песочнице»

Учитель – логопед мотивирует детей проверить свои возможности, вспомнить, и написать букву «С» на песке, а затем  назвать слово, которое начинается на звук «С» или «СЬ»

Игровые задание  в сухом бассейне 

Педагог предлагает выбрать в сухом бассейне игрушки,  которые мы можем отнести к наземному транспорту.

Затем логопед  выборочно проводит  лексико-грамматические игры

-   игра «Жадина»

(Чей автобус? Чьё такси?)

-  игра «Какой? Какая?»

(Какой поезд?  Какой трамвай?)

- игра  «Посчитай-ка»

(Посчитай машины, велосипеды).

 

Физминутка

игра  «Светофор»

Ребята, сейчас на светофоре будут зажигаться огоньки, давайте поиграем и повторим правила дорожного движения.   Красный  цвет – стоим, желтый цвет – готовимся (хлопаем в ладоши), зелёный цвет – идем (шаг на месте).

Дети пишут в песочнице букву  С, а затем вспоминают и называют слова, которые начинаются на звук «С» или «Сь».

Предполагаемые ответы детей:  санки самолёт, салют, сом, сено, снеговик салфетка, сын, сапоги, собака и т.д.

Дети выбирают в сухом бассейне из фасоли мелкие игрушки, которые можно отнести к наземному транспорту. (Автобус, гоночная машина,  автомобиль,  троллейбус, маршрутное такси,  велосипед  и т.д.)

.

Предполагаемые ответы детей:

Игра «Жадина»

- Мой автобус

- Моя машина.

- Моё такси.

Игра «Какой? Какая?»

-Автобус быстрый, красный..

- Поезд желтый, скоростной, железный

Игра  «Посчитай – ка»

- Один велосипед, два велосипеда.. пять велосипедов.

Дети  играют в игру и  выполняют задания: на красный цвет – стоят на месте, на желтый цвет - хлопают в ладони, на зелёный цвет  шагают на месте.

Самостоятельное применение на практике имеющихся знаний, представлений.

Игровое задание «Собери картинку»

Педагог  раздаёт детям конверты и предлагает собрать разрезные картинки.

Игровое задание «Составь рассказ»

Учитель – логопед просить  составить  детей краткий описательный рассказ о транспортном средстве ( с опорой на мнемотаблицу).

Индивидуальная работа.

Дети собирают из  частей разрезные картинки по изучаемой лексической  теме.

Дети составляют  краткие описательные рассказы, каждый  про свой вид транспорта.

Предполагаемые ответы детей:

- Вот грузовик, он красного цвета .Грузовик это наземный  вид транспорта. У  него есть:  кабина, двери, сиденье, руль, кузов, фары, четыре колеса.

.  

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Заключительный  этап.

Подведение итогов  занятия.  Обобщение полученного  детьми опыта

Беседа:

 Что вы делали? Чем было  интересно заниматься? В какую игру вы бы хотели поиграть снова? Почему?  Какое задание было  трудным? Почему? О чём сегодня расскажете своим друзьям, родителям?

Совместно с педагогом дети осмысливают процесс  изучения  и закрепления материала. Делают выводы,  вспоминают,  в какие игры было интересно играть.

Предполагаемые ответы детей:

- Мне было интересно собирать разрезную картинку и рассказывать про  грузовик.

- Мне понравилось находить игрушки в бассейне.

- Я люблю отгадывать загадки.

- Мне было сложно составлять рассказ.  

Рефлексивно - оценочный этап Формирование  первичных навыков самооценки, самоанализа деятельности и её результатов

Оценочная игра

«Дорога успеха»

Педагог предлагает оценить каждому ребёнку свою работу на занятии. Дети, если вам было легко выполнять  задания   и   всё получалось, возьмите картинку с изображением большого автомобиля.  А если  вы испытывали трудности и  боялись ошибиться, то возьмите картинку с изображением маленького автомобиля, в знак того, что вам есть к чему стремиться.  Поставьте ваши машины на «Дорогу  успеха».

Выполняя игровое задание дети  (раскладывают автомобили   разного размера  на  дорогу) и самостоятельно  оценивают свою деятельность на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятее "транспорт"

Коррекционно-образовательные цели:Уточнение и расширение представления о транспорте и его назначении.Формирование понятий пассажирский и грузовой транспортФормирование понятий наземный, водный, железн...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе. На тему: " Наземный транспорт"

Продолжать знакомить детй с окружающим миром, с разнообразным видом транспорта....

Конспект открытого занятия «Транспорт»

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Транспорт»Программное содержание:• Обогащать представления детей о видах транспорта...

Открытое занятие "Транспорт. Самолет"

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим для детей средней группы...

Открытое занятие "Транспорт"

Закрепить представление детей о наземном транспорте, названиями частей машины; с профессией водитель....

Конспект открытого занятия "Транспорт нашего города"

Обобщить и систематизировать представления детей о различных видах транспорта родного города.расширять знания детей о наземном транспорте;уточнить понятия: транспорт, виды наземного транспорта: грузов...