Курсовой проект на тему: «ХАРАКТЕРИСТИКА СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»
проект по логопедии (старшая группа)

Мария Евгеньевна Новикова
Актуальность проблемы. В настоящее время отмечается увеличение числа детей с нарушениями в развитии связной речи. Наблюдаются отклонения как в развитии только звуковой стороны речи, так и в нарушении формирования всех компонентов связной речевой системы. Проблемой исследования развития связной речи у детей с моторной алалией занимались Бобылова М.Ю. [2],. Глухов В.П. [4], Долганюк Е.В. [5], Минина О.А. [15]. Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций (Долганюк Е.В.) [5]. Моторная алалия обусловлена нарушениями центрального (коркового) отдела речедвигательного анализатора. Ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но собственная речь не развивается, что обуславливает необходимость логопедической работы по коррекции связной речи у детей с моторной алалией. Особенности связной речи с моторной алалией (Репина З.А.) Формирование связной речи грубо нарушено. Ребенок не может передать последовательность явлений и событий, выделить временные, причинно-следственные и другие связи и отношения, а именно: — может преобладать нарушение последовательности из¬ложения (страдает смысловое программирование); — последовательность явлений и событий может быть пра¬вильной, но ребенок не в состоянии выделить главное (страдает переход от мысли к речи) [16]. Если ребенку уже удается передать последовательность явлений, событий и выделить существенное, его речь все равно остается неполноценной, нераспространенной, конкретной. Актуальность проблемы, её практическая значимость и недостаточная разработанность, обусловили выбор объекта, предмета и гипотезы исследования. Объект исследования – связная речь детей с моторной алалией. Предмет исследования – специфика логопедической работы по коррекции связной речи у детей с моторной алалией на логопедических занятиях. Гипотеза. Особенностями связной речи у детей с моторной алалией будет эффективна, если:  правильно подобрана программа логопедического обследования детей с моторной алалией;  правильно подобранные логопедические методики, активизирующие речь детей с моторной алалией;  подобран комплекс игр и игровых упражнений, стимулирующие речь у детей с моторной алалией. Цель – теоретически изучить и практически обосновать содержание логопедической работы по коррекции связной речи детей с моторной алалией. В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи: 1) провести теоретический анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по теме исследования; 2) изучить научно-методическую литературу по теме, провести подбор диагностических методик; 3) подобрать диагностику уровня сформированности связной речи детей с моторной алалией; 4) разработать и подобрать комплекс заданий из учебно-методических и методических пособий, программ логопедической работы по коррекции связной речи у детей с моторной алалией. Важнейшие источники исследования – литература по вопросам развития связной речи у детей с моторной алалией (Бобылова М.Ю.[2], Глухов В.П. [4], Долганюк Е.В. [5], Минина О.А. [15]). Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач, была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:  изучение литературы по проблеме исследования, теоретический анализ и синтез научной литературы;  анализ медицинской и педагогической документации;  систематизация, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование опытно-поисковой работы. Практическая значимость исследования. Предложенный комплекс диагностических заданий из учебно-методических и методических пособий, программ логопедической работы по коррекции связной речи у детей с моторной алалией могут использоваться в практической работе логопедами и воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Курсовой проект1.03 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика связной речи детей в норме и патологии

В статье рассматривается состояние связной речи, словарного запаса, характеристика грамматического строя речи, звукопроизношение детей в норме и патологии....

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ И СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЯМИ

Алали́я (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и λαλιά — речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; тяжелые степени алалии выражаются у де...

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»

В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи...

Образовательный проект на тему: «Развитие связной речи детей посредством дидактической игры ».

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, ...

Образовательный проект на тему: «Развитие связной речи детей посредством дидактической игры ».

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, ...

Курсовая работа на тему: «ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»

Актуальность проблемы. В последнее время возрастает число детей дошкольного возраста с различной речевой патологией. Полноценное развитие детей дошкольного возраста невозможно без развития правильной ...