Методическая разработка «Развитие связной речи у детей посредством технологии «сторителлинг» с использованием «Кубиков историй»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ирина Петровна Ильичова

        Реформы в сфере образования и модернизация современного общества, учат нас педагогов, совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приёмы, технологии при организации образовательного процесса с детьми. Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Отсюда задача педагога выбрать – оптимальные методы, формы и технологии организации работы с детьми, которые направлены на развитие речи.  Не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ должно быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilichovai.p.opisanie_tehnologii.docx693.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развитие связной речи у детей посредством технологии «сторителлинг» с использованием «Кубиков историй».

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\воспитатель года\проект кубигород\готовый проек кубигород\фото\

Реформы в сфере образования и модернизация современного общества, учат нас педагогов, совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приёмы, технологии при организации образовательного процесса с детьми. Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Отсюда задача педагога выбрать – оптимальные методы, формы и технологии организации работы с детьми, которые направлены на развитие речи. Не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ должно быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д.

Совсем недавно я обратила внимание на такую технологию, как «сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения, внимания, мышления, памяти, коммуникативных качеств детей. Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». А в русском языке ему соответствует, синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, притч, мифов и т. п.

Технология сторителлинга позволяет:

-разнообразить образовательную деятельность с детьми;

-заинтересовать ребёнка в происходящем действии;

-обогащать устную речь дошкольников;

-облегчать процесс запоминания;

-обогащать активный и пассивный словарь дошкольников;

-уточнять использование грамматических форм речи;

-развивать коммуникативные навыки дошкольников.

Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге, реальная ситуации из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой приём применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берёт на себя ведущую роль рассказчика.

Цифровой сторителлинг – формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).

Активный сторителлинг- в нём педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа истории. Применим для старшего дошкольного возраста.

На основе активного «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй»). Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать на просторах сети Интернет. Взяв, за идею оригинальную версию игры, я решила разработать свои «Кубики историй». Затрат больших не потребовалось, а игра получилась интересная и эффективная и использоваться может в любом месте и в любое время.

Для изготовления игры «Кубики историй» мне понадобились обыкновенные деревянные (пластмассовые) кубики, клей, ножницы, скотч и картинки. Я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки и обклеила ими грани кубиков.

Цель технологии «сторителлинг» с использованием «Кубиков историй» - развитие связной речи.

То есть научить ребёнка связанно и грамматически правильно выражать свои мысли, использовать в речи простые и сложные предложения, уметь пересказывать и составлять тексты по картинке и серии картинок.

Данная работа проводится в несколько этапов:

  1. Составление словосочетаний.

Задача: учить составлять словосочетания с кубиками, которые связаны между собой по смыслу и грамматически правильно оформлены.

  1. Составление предложений.

Задача: учить составлять простые и сложные предложения с одним, или несколькими кубиками.

  1. Сочинение и пересказ историй.

Задача: учить сочинять и пересказывать истории по серии кубиков.

При составлении истории необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок. Может сам педагог начать историю.

  • Однажды, много лет назад…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • Когда-то давным-давно…
  • Жили-были…
  • Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?

#1056;азвитие событий.

Описывается основная сюжетная линия.

  • Что произошло с героем?
  • Кого он встретил или что нашел?
  • Что он планирует с этим делать?

3. Кульминация.

  • Появляется решение поставленной проблемы.

#1047;аключение.

Короткий вывод (итог рассказа).

Эффективность применение технологии «сторителлинг» с использованием «Кубиков историй» в формировании связной речи видно после проведения мониторинга по исследованию состояния связной речи у дошкольников.

Для изучения состояния связной речи детей применялись такие методы, как наблюдение в процессе игровой и обиходно-бытовой и учебной деятельности; выполнение заданий по составлению предложений по ситуационным картинкам; составление предложений по трём картинкам; составление рассказа по картинке; сочинение рассказа из личного опыта.

Оценка ответов детей оценивается по 3-бальной шкале:

1 балл – ребёнок самостоятельно справился с заданием;

2 балл – справился с заданием с помощью педагога;

3 балл – ребёнок не смог справиться с заданием.

Состояние связной речи оценивался по следующим критериям:

#1043;рамматический строй речи (владение словоизменением и словообразованием).

2. Умение составлять предложения

#1059;мение составлять рассказ.

4. Умение пересказывать.

При анализе состояния связной речи учитываются показатели по низкому, среднему и высоким уровням.

Данный мониторинг подтверждают эффективность развитие связной речи с применением технологии «сторителлинг» с использованием «Кубиков историй» у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие творческой активности у застенчивых детей посредством театрализованной деятельности"

Материал может быть интересен музыкальным руководителям, руководителям театральных кружков, педагогам ДОУ....

методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»

laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...

«Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в переводе звучит как «рассказывание истории», но в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним &ndash...

Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»

Педагогическая находка «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»Свое выступление я хочу начать...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «КУБИКОВ ИСТОРИЙ»

В статье рассматривается возможность эффективного применения инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй» для развития связной речи детей старшего дошкольного в...

Опыт работы «Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»

laquo;Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй»....