Консультация на тему: «Современные требования к НОД по обучению грамоте в ДОУ»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Ветчинина Екатерина Вячеславна

Консультация на тему: " Современные требования к НОД по обучению грамотев ДОУ."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Ручеёк»

р.п.Башмаково

Консультация для педагогов

на тему:

«Современные требования к НОД по обучению грамоте в ДОУ»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

I квалификационной категории

Ветчинина

Екатерина Вячеславна

р.п.Башмаково

Современные требования к НОД по обучению грамоте в ДОУ.

1. Цели, задачи и содержание обучения грамоте дошкольников.

Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:

1. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

2. Научить детей первоначальным навыкам чтения и письма.

Первоначальное обучение грамоте предусматривает:

1. Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, самообучение грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности.

2. Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.

3. Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.

4. Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.

5. Совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).

6. Формирование слогового чтения и навыков письма.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

  • развитие умения вслушиваться в слово;
  • выделять звуки;
  • различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

  • последовательно выделять звуки;
  • устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

2. Современные требования к занятию по обучению грамоте.

Методика проведения непосредственно-образовательной деятельности предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе НОД реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Схема НОД включает.

1. Организационный момент – мотивация.

2. Подведение к теме занятия. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Развитие фонематического слуха.

5. Произношение звуков в слоговых

сочетаниях.

6. Произношение звуков в словах

7. Работа над предложением.

#1054;бучение элементам грамоты..

9. Итог занятия.

1. Организационный момент.

Цель: Введение в тему НОД, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огр моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

2. Подведение к теме занятия.

Сообщение темы занятия. Игровая форма сообщения темы не только пробуждает интерес к НОД, но и достигается главное для этого этапа – направляем внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

-уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;

-показывается “профиль” звука на рисунке;

-уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок (глухие и звонкие звуки),

-поется или не поется звук (гласные и согласные);

-находится образное сравнение звука (р – рычание тигра, ль – весенняя капель);

-звуки обозначаются цветными символами;

-определяется их место в звукобуквенном городе (в Синей, Зеленой или Красной стране).

4. Развитие фонематического слуха.

Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия. Например , определи место звука в слове (в начале, в середине , в конце).

#1055;роизношение звуков в слоговых сочетаниях.

-Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).

  • Например, согласные звуки С, Ш решили совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними и будем учиться правильно их произносить и различать эти звуки. Подошли они к Красному замку. Какие звуки здесь живут? Гласные. Давайте их подружим. Звук С подружился со звуком А, какой получился слог?.. Послушайте, как слоги разговаривают между собой:
  • са-ша-са-ша - здороваются,
  • со-шо-со-шо - удивляются,
  • су-шу-су-шу - сердятся,
  • сы-ши-сы-ши - прощаются.

#1055;роизношение звуков в словах.

На этом этапе решаются следующие задачи:

-развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

-уточнение и расширение лексического запаса;

-овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение

-смысла и многозначности слов;

-развитие слухового внимания и зрительной памяти;

-овладение простыми и сложными видами слого-звукового анализа и синтеза.

7. Работа над предложением.

На данном этапе решаются следующие задачи:

-установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

-актуализация накопленного словаря;

-формирование связности и четкости высказывания;

-работа над предложением как средством развития мыслительных процессов, в частности –умозаключений;

-анализ и синтез словесного состава предложения как средства предупреждения дисграфии

#1054;бучение элементам грамоты.

Это завершающий этап НОД, предусматривающий решение следующих задач:

-познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;

-учить читать букву, слоги, слова;

-учить писать печатными буквами слоги, слова.

#1048;тог НОД.

Подводится итог, т.е. определяется результативность. Дается только положительная эмоциональная оценка. Отмечается активность каждого ребенка. Узнать, что понравилось, что бы хотели узнать в следующий раз. В конце занятия детей может ожидать сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Современные требования к проведению утренней гимнастики в детском саду".

Схема проведения нетрадиционной утренней гимнастики в детском саду для детей, начиная со второй младшей группы....

Презентация на теоретическом семинаре: «Традиции и новации в организации и содержании дошкольного образования.» Тема: Современные требования к состоянию документации педагога»

Вся  наша работа – это непрерывный «педагогический процесс» состоящий из нескольких видов деятельности. Один из видов деятельности- ведение педагогом документации в соответствии с современн...

Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете.Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного     возраста»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов по теме: «Содержание НОД по подготовке к обучению грамоте в разных возрастных группах»

Тема: Содержание НОД по подготовке к обучению грамотев разных возрастных группах.Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте. Задачи:- о...

Презентация "Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте"

Презентация "Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте" поможет рассказать о данной проблеме обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР и другие ограничения в возможностях здоровь...

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Современные требования к организации НОД детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Современные требования к организации НОД детей дошкольного возраста"С введением ФГОС к содержанию дошкольного образования меняется  подход к орг...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Современные требования к организации НОД детей дошкольного возраста»

С введением ФГОС к содержанию дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непрерывной образователньой деятельности с детьми.До сих пор некоторые педагоги не умеют правильно напи...