Сравнительная характеристика ОНР по всем уровням
учебно-методический материал по логопедии
Таблица содержит сравнительную характеристику деффектов по всем уровням ОНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дифференциальная диагностика речевых нарушений».
Критерии | ОНР (I уровень) | ОНР (II уровень) | ОНР (III уровень) | НОНР | ФФН |
Связная речь | Отсутствует | Характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться пречислению увиденных событий и предметов | Отмечается недостаточный уровень сформированности сязной речи. Отмечаются особенности развития монологической речи: Ограниченно малый объем рассказа Пропуск отдельных членов предложений Инверсия (нарушение обычного порядка слов в предложении) – он накопал червей и принес удочки - он червяков накопал, удочки притащил Нарушение логико-временных связей в повествовании Замена рассказа простым перечислением предметов | Отмечаются особенности в развитии связной речи: В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине,серии сюжетных картин констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на втростепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, дети используют малоинформативные предложения Остаются трудности при планировании высказываний и отборе соответствующих языковых средств | |
Пассивный словарный запас | Резко ограничен | Ограничен | Соответствует низкой возрастной норме | Соответствует возрастной норме | |
Активный словарный запас | Дети способны пользоваться вербальными и невербальными средствами общения. Бедность словаря стимулирует ребенка применять паралингвистические средства: мимику, жесты. Среди вербальных средств речи, используемых детьми, можно выделить следующее:
3. «облегченные» слова, которые появляются в речи ребенка, если используются взрослымипри общении с ним. Данный тип слов сотоит не более чем из 1-2 –х слогов (конфета – нака, горячий - жига) 4. Слова – звукоподражания (собака – ав-ав) Характерной особенностью детей - возможность многоцелевого использования имеющихся средств языка, слово «би - би» может означать машину, передвижение на машине и гудок машины | По сравнению с предыдущим уровнем речевого развития наблюдается заметное улудшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам. Расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые наречия, числительные | Для общения в бытовых ситуациях словарный запас достаточно развит, но при подробном обследовании выясняется незнание малоупотребляемых ребенком слов: локоть, подбородок, веко Сохраняется тенденция к множественным семантическим заменам: корзина – сумка, перчатки – эти, на руки которые Типичным является неточное понимание и употребление обобщающих понятий одежда – вещи, транспорт - машины | Дети часто смешивают родовые и видовые понятия – деревья – березка Достаточно легко подбирают общеупотребительные антонимы – большой – маленький, плохой – хороший Трудности проявляются в подборе малоупотребительных антонимов – жадность - скупость, часто заменяют исходное слово таким же с частицей «не» - жадность - нежадность | |
Грамматический строй (фразовая речь) | В речи детей нет предлогов и союзов, поэтому словоизменение не сформировано | Дети начинают активно пользоваться простыми предлогами, хотя не всегда верно употребляют их в спонтанной речи. Составляя словосочетания, простые распространенные предложения , допускают множество аграмматизмов множество аграмматизмов – много ведер – много ведрей. Мяч лежит под столом – мяч лежит от столе. | В самостоятельной речи сокращается число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическимкатегориям рода, числа и падежа, лица и времени Наиболее часто встречаются ошибки при измнении флексий существительных в р.п. мн.ч. – много воробьев - воробеев | Отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов (по, с, к, на) Проявляются незначительные затруднения в согласовании прилагательных с существительными Остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов (из-за, из-под, перед) и в согласовании числительных с существительными | |
Словоизменение | При переходе на следующий уровень речевого развития дети способны употреблять в спонтанной речи аграмматичные фразы – мама авка ууууу! – мама и славка уехали! | В основном дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 2-4 слов; Отмечается пропуск главных и втростепнных членов предложения | |||
Словообразование | Не доступен | Является не доступным, зачастую процесс образования слов заменяется словоизменением - лисий хвост – лисы хвост | Становятся доступными умения образовывать слова Ребенок понимает и может самостоятельно образовывать новые слова по некоторым наиболее распространенным образовательным моделям, но наряду с этим, допускает ряд типичных ошибок: Неадекватное использование суффиксов хвост лисы – лисячий хвост Неправильный подбор производящей основы сталевар – варитель Дефектное произношение звуков, например при замене фонем: щ – ч, слово мойщик будет звучать как мочик Неправильное образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса голосок - голосенок | При образовании слов отмечаются следующее ошибки: При обозначении лиц мужского и женского рода дети используют одну и ту же словоформу – он летчик – она летчик При использовании уменьшительного суффикса – сапожище – очень большой сапог При образовании существительных с использованием суффикса единичности – изюм – изюмка При образовании притяжательных и относительных прилагательных – чей хвост – лисий, волчий – лисы, волка; шапка связана из шерсти, она какая - шерстевая При образовании сложных слов с соединительной гласной «о» - книголюб – книжник, ледокол – ледник | |
Звуко-слоговая структура слова | У детей отсутствует большинство звуков родного языка. * чаще сохранными остаются фонемы раннего онтогенеза (п, пь, м, мь, б, бь, н, нь, д, дь, т, ть, к, кь, г, гь, х, хь, ль). Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность, в речи преобладают одно – двусложные слова. При попытке воспроизвести более сложные слоговые структуры количество слогов сокращается | Звукопроизношение грубо нарушено – до 20 дефектных фонем. Встречаются все типы нарушений звукопроизношения: искажения, замены, смешения и отсутсвие звуков. Слоговая структура слова грубо нарушена – своеобразием нарушения явл. То, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ. В речи детей, в 2-3 сложных словах, встречаются следующие ошибки: - персеверации – цикличное повторение одного и того же звука/слога – мышки – ми-миски; - парафазии – перестановка звуков и слогов – пиджак – пиждак; Антиципации – замена предшествующих звуков последующими – автобус – астобус; Контаминации – смешение элементов двух и более слов – стакан и чашка – стакашка, белый потолок – белток; Вставки – тигр – тигар; Элизии – сокращение слоговой структуры слова – черепаха – чепа, чаще всего встречаются в 3-4 сложных структурах | В речи ребенка может наблюдаться от 2 до 16 – 20 дефектных фонем Наблюдаются все типы нарушений звукопроизношения Отмечаются следующие трудности в воспроизведении слов 3-4 сложной структуры: Парафазии – черепаха – чепареха Персеверации – сковорода – вавакода Вставки – овощи – вовощи Замена звуков - лебедь – лебудь Добавления слогов – молоко – комоляко В высказываниях детей появляются не только трехсложные, но и четырех - , пятисложные слова В пятисложных словах наблюдаются элизии- телевизор – тевизор В речи детей сокращается количество антиципаций и контаминаций | Не отмечается сложных нарушений звукопроизношения В основном правильно произносят изолированные звуки, но в спонтанной речи могут отмечаться явления замен и смешений звуков Отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, смазанность речи Характерное нарушение слоговой структуры – ребенок понимает значение слова, но в не удерживает в памяти его фонематический образ Наблюдаются ошибки в 4-х, 5-ти словах: Персеверации – библиотекарь – блиблитекарь Парафазии - баскетболист – баксетболист Элизии (сокращение согласных при стечении) – ткачиха- качиха * отсутствуют следующие виды ошибок - антиципации, контаминации | |
Фонематические процессы | Дети испытывают трудности в различении неречевых звучаний, не справляются с заданиями на дифференциацию близких и далеких по артикуляционно-акустическим параметрам фонем | Дети различают неречевые звуки Допускают ошибки при дифференциации фонем: - различных по акустико-артикуляционным параметрам – а – б Сходных по акустико-артикуляционным параметрам – с – ш Фонематический анализ и синтез не сформирован дети не выделяют звуки из структуры слова, поэтому освоение элементарных основ грамоты не доступно | Дети успешно справляются с заданием на дифференциацию звуков различных по акустико-артикуляционным параметрам, однако затрудняются при различении сходных по данным параментрам звуков Опреции слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, следовательно возникают трудности для овладения письменной речью (чтением и письмом) | Отмечается недостаточная дифференцированность согласных парных звуков по мягкости – твердости, звонкости глухости |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Сравнительная характеристика речи детей с ФФНР и ОНР 3 уровня".
Доклад включает в себя задачи и разделы коррекционного обучения детей с ФФНР и ОНР 3 уровня. Даётся сравнительная характеристика двух групп детей....

Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушения эмоционально-волевой сферы
Инициатива при вступлении в коммуникацию, умение поддерживать общение и его завершить........

Презентация пособий дидактических игр для «Развитие творческой речевой деятельности дошкольников через составления сравнительных характеристик»
Подготовка к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие, является актуальной задачей воспитания и образования. Основная общеобразовательная программа дошкольной организации...
Сравнительная характеристика современных коррекционных программ для дошкольников
Современные коррекционные программы для дошкольников...

Статья «Сравнительная характеристика детей 3-4 года и 6-7 лет.»
Статья «Сравнительная характеристика детей 3-4 года и 6-7 лет.»...

Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости
Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости...

Статья: Сравнительная характеристика всех четырех уровней речевого развития
Сравнительная характеристика всех четырех уровней речевого развития....
- Мне нравится (1)