Сравнительная характеристика ОНР по всем уровням
учебно-методический материал по логопедии

Таблица содержит сравнительную характеристику деффектов  по всем уровням ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дифференциальная диагностика речевых нарушений».

Критерии

ОНР

(I уровень)

ОНР

(II уровень)

ОНР

(III уровень)

НОНР

ФФН

Связная речь

Отсутствует

Характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться пречислению увиденных событий и предметов

Отмечается недостаточный уровень сформированности сязной речи.

Отмечаются особенности развития монологической речи:

Ограниченно малый объем рассказа

Пропуск отдельных членов предложений

Инверсия (нарушение обычного порядка слов в предложении) – он накопал червей и принес удочки - он червяков накопал, удочки притащил

Нарушение логико-временных связей в повествовании

Замена рассказа простым перечислением предметов

Отмечаются особенности в развитии связной речи:

В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине,серии сюжетных картин констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на втростепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов

Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, дети используют малоинформативные предложения

Остаются трудности при планировании высказываний и отборе соответствующих языковых средств

Пассивный словарный запас

Резко ограничен

Ограничен

Соответствует низкой возрастной норме

Соответствует возрастной норме

Активный словарный запас

Дети способны пользоваться вербальными и невербальными средствами общения. Бедность словаря стимулирует ребенка применять паралингвистические средства: мимику, жесты.

Среди вербальных средств речи, используемых детьми, можно выделить следующее:

  1. Аморфные /корневые слова (яблоко – яба, собака - ба)
  2. Диффузные слова/слова , не имеющие аналога в родном языке (сметана – фа, машина - нг)

3. «облегченные» слова, которые появляются в речи ребенка, если используются взрослымипри общении с ним. Данный тип слов сотоит не более чем из 1-2 –х слогов (конфета – нака, горячий - жига)

4. Слова – звукоподражания (собака – ав-ав)

Характерной особенностью детей - возможность многоцелевого использования имеющихся средств языка, слово «би - би» может означать машину, передвижение на машине и гудок машины

По сравнению с предыдущим уровнем речевого развития наблюдается заметное улудшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам.

Расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые наречия, числительные

Для общения в бытовых ситуациях словарный запас достаточно развит, но при подробном обследовании выясняется незнание малоупотребляемых ребенком слов: локоть, подбородок, веко

Сохраняется тенденция к множественным семантическим заменам: корзина – сумка, перчатки – эти, на руки которые

Типичным является неточное понимание и употребление обобщающих понятий одежда – вещи, транспорт - машины

Дети часто смешивают родовые и видовые понятия – деревья – березка

Достаточно легко подбирают общеупотребительные антонимы – большой – маленький, плохой – хороший

Трудности проявляются в подборе малоупотребительных антонимов – жадность - скупость, часто заменяют исходное слово таким же с частицей «не» - жадность - нежадность

Грамматический строй (фразовая речь)

В речи детей нет предлогов и союзов, поэтому словоизменение не сформировано

Дети начинают активно пользоваться простыми предлогами, хотя не всегда верно употребляют их в спонтанной речи.

Составляя словосочетания, простые распространенные предложения , допускают множество аграмматизмов множество аграмматизмов – много ведер – много ведрей. Мяч лежит под столом – мяч лежит от столе.

В самостоятельной речи сокращается число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическимкатегориям рода, числа и падежа, лица и времени

Наиболее часто встречаются ошибки при измнении флексий существительных в р.п. мн.ч. – много воробьев - воробеев

Отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов (по, с, к, на)

Проявляются незначительные затруднения в согласовании прилагательных с существительными

Остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов (из-за, из-под, перед) и в согласовании числительных с существительными

Словоизменение

При переходе на следующий уровень речевого развития дети способны употреблять в спонтанной речи аграмматичные фразы – мама авка ууууу! – мама и славка уехали!

В основном дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 2-4 слов;

Отмечается пропуск главных и втростепнных членов предложения

Словообразование

Не доступен

Является не доступным, зачастую процесс образования слов заменяется словоизменением - лисий хвост – лисы хвост

Становятся доступными умения образовывать слова

Ребенок понимает и может самостоятельно образовывать новые слова по некоторым наиболее распространенным образовательным моделям, но наряду с этим, допускает ряд типичных ошибок:

Неадекватное использование суффиксов хвост лисы – лисячий хвост

Неправильный подбор производящей основы сталевар – варитель

Дефектное произношение звуков, например при замене фонем: щ – ч, слово мойщик будет звучать как мочик

Неправильное образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса голосок - голосенок

При образовании слов отмечаются следующее ошибки:

При обозначении лиц мужского и женского рода дети используют одну и ту же словоформу – он летчик – она летчик

При использовании уменьшительного суффикса – сапожище – очень большой сапог

При образовании существительных с использованием суффикса единичности – изюм – изюмка

При образовании притяжательных и относительных прилагательных – чей хвост – лисий, волчий – лисы, волка; шапка связана из шерсти, она какая - шерстевая

При образовании сложных слов с соединительной гласной «о» - книголюб – книжник, ледокол – ледник

Звуко-слоговая структура слова

У детей отсутствует большинство звуков родного языка. * чаще сохранными остаются фонемы раннего онтогенеза (п, пь, м, мь, б, бь, н, нь, д, дь, т, ть, к, кь, г, гь, х, хь, ль).

Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность, в речи преобладают одно – двусложные слова. При попытке воспроизвести более сложные слоговые структуры количество слогов сокращается

Звукопроизношение грубо нарушено – до 20 дефектных фонем.

Встречаются все типы нарушений звукопроизношения: искажения, замены, смешения и отсутсвие звуков.

Слоговая структура слова грубо нарушена – своеобразием нарушения явл. То, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ.

В речи детей, в 2-3 сложных словах, встречаются следующие ошибки:

- персеверации – цикличное повторение одного и того же звука/слога – мышки – ми-миски;

- парафазии – перестановка звуков и слогов – пиджак – пиждак;

Антиципации – замена предшествующих звуков последующими – автобус – астобус;

Контаминации – смешение элементов двух и более слов – стакан и чашка – стакашка, белый потолок – белток;

Вставки – тигр – тигар;

Элизии – сокращение слоговой структуры слова – черепаха – чепа, чаще всего встречаются в 3-4 сложных структурах

В речи ребенка может наблюдаться от 2 до 16 – 20 дефектных фонем

Наблюдаются все типы нарушений звукопроизношения

Отмечаются следующие трудности в воспроизведении слов 3-4 сложной структуры:

Парафазии – черепаха – чепареха

Персеверации – сковорода – вавакода

Вставки – овощи – вовощи

Замена звуков - лебедь – лебудь

Добавления слогов молоко – комоляко

В высказываниях детей появляются не только трехсложные, но и четырех - , пятисложные слова

В пятисложных словах наблюдаются элизии- телевизор – тевизор

В речи детей сокращается количество антиципаций и контаминаций

Не отмечается сложных нарушений звукопроизношения

В основном правильно произносят изолированные звуки, но в спонтанной речи могут отмечаться явления замен и смешений звуков

Отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, смазанность речи

Характерное нарушение слоговой структуры – ребенок понимает значение слова, но в не удерживает в памяти его фонематический образ

Наблюдаются ошибки в 4-х, 5-ти словах:

Персеверации – библиотекарь – блиблитекарь

Парафазии - баскетболист – баксетболист

Элизии (сокращение согласных при стечении) – ткачиха- качиха

* отсутствуют следующие виды ошибок - антиципации, контаминации

Фонематические процессы

Дети испытывают трудности в различении неречевых звучаний, не справляются с заданиями на дифференциацию близких и далеких по артикуляционно-акустическим параметрам фонем

Дети различают неречевые звуки

Допускают ошибки при дифференциации фонем:

- различных по акустико-артикуляционным параметрам – а – б

Сходных по акустико-артикуляционным параметрам – с – ш

Фонематический анализ и синтез не сформирован дети не выделяют звуки из структуры слова, поэтому освоение элементарных основ грамоты не доступно

Дети успешно справляются с заданием на дифференциацию звуков различных по акустико-артикуляционным параметрам, однако затрудняются при различении сходных по данным параментрам звуков

Опреции слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, следовательно возникают трудности для овладения письменной речью (чтением и письмом)

Отмечается недостаточная дифференцированность согласных парных звуков по мягкости – твердости, звонкости глухости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Сравнительная характеристика речи детей с ФФНР и ОНР 3 уровня".

Доклад включает в себя задачи и разделы коррекционного обучения детей с ФФНР и ОНР 3 уровня. Даётся сравнительная характеристика двух групп детей....

Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушения эмоционально-волевой сферы

Инициатива при вступлении в коммуникацию, умение поддерживать общение и его завершить........

Презентация пособий дидактических игр для «Развитие творческой речевой деятельности дошкольников через составления сравнительных характеристик»

Подготовка к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие, является актуальной задачей воспитания и образования. Основная общеобразовательная программа дошкольной организации...

Сравнительная характеристика современных коррекционных программ для дошкольников

Современные коррекционные программы для дошкольников...

Статья «Сравнительная характеристика детей 3-4 года и 6-7 лет.»

Статья «Сравнительная характеристика детей 3-4 года и 6-7 лет.»...

Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости

Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости...

Статья: Сравнительная характеристика всех четырех уровней речевого развития

Сравнительная характеристика всех четырех уровней речевого развития....