Речевая карта обследования детей 3 - 4 лет
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Кудряшова Юлия Владиславовна

Речевая карта обследования детей 3 - 4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta_obsledovaniya_detey_3_-_4_let.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ.

I. Анкетные данные.

1. Фамилия, имя, отчество ребёнка_________________________________________________________

2. Дата рождения________________________ Возраст на 01.09_____г.___________________________

4. Возрастная группа ДОУ________________________________________________________________

5. Домашний адрес______________________________________________________________________

6. Сведения о родителях:

                                          Мать_____________________________________________________________

Отец_____________________________________________________________

7. Жалобы родителей_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8. Заключение ПМПК____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

II. Сбор анамнестических данных.

Возраст родителей при рождении ребёнка: мать_____________________отец_____________________

Наследственные заболевания______________________________________________________________

Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребёнка________________________________________________________________________________

От которой по счёту беременности ребёнок________________________________________________

Как протекала беременность (нормально, токсикоз, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)___________________________________________________________________

Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, затяжные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений)________________________________

Когда закричал ребёнок__________________________________________________________________

Асфиксия, природовая травма_____________________________________________________________

Вес при рождении__________________________________рост_________________________________

Вскармливание:

когда принесли кормить_________________________как взял грудь_____________________________

сосал (срыгивания, поперхивания)_________________________________________________________

Грудное (искусственное) вскармливание до__________________________________________________

Срок выписки из роддома________________если задержались, то почему________________________

Вывод: анамнез не/ отягощён.

III. Раннее физическое развитие ребёнка.

Начал держать голову_____________________(N к 2 мес.), сидеть____________________(N к 6 мес.),

стоять с помощью опоры__________________(N к 8 – 9 мес.), ходить_________________(N к 1 году).

Вывод: раннее физическое развитие протекало с задержкой; с выраженной задержкой; нормально.

 

IV. Раннее речевое развитие ребёнка.

Гуление________________________(N в 2 – 3 мес.), лепет________________________(N в 5 – 6 мес.),

первые слова____________________(N к 1 году), первые фразы__________________(N к 1,5 – 2 годам), фразовая речь___________________(N к 3 годам).

Прерывалось ли речевое развитие ребёнка (по какой причине)__________________________________

_______________________________________________________________________________________

Вывод: раннее речевое развитие протекало с задержкой; с выраженной задержкой; нормально.

 

V. Перенесённые заболевания.

До года________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

После года _____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Ушибы, травмы головы___________________________________________________________________

Судороги при высокой температуре________________________________________________________

Наличие оперативного вмешательства______________________________________________________

VI. Речевая среда и социальные условия.

Контакты  с лицами, имеющими речевые нарушения__________________________________________

Наличие в семье двуязычия (билингвизм); язык, преобладающий в общении______________________

_______________________________________________________________________________________

С  кем проживает ребёнок (с родителями, опекунами, бабушкой…)_____________________________

_______________________________________________________________________________________

Занимался ли ребёнок с логопедом, с какого возраста, результаты логопедической работы__________

_______________________________________________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное; дефект остаётся незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер)__________________________

_______________________________________________________________________________________

Как сам ребёнок относится к речевому дефекту______________________________________________

VII. Данные о состоянии здоровья.

Неврологический статус (невропатолог)_____________________________________________________

Состояние слуха (отоларинголог)__________________________________________________________

Состояние зрения (окулист)_______________________________________________________________

Состояние интеллекта (психоневролог)_____________________________________________________

Общее состояние здоровья (педиатр)_______________________________________________________

VIII. Общие представления ребёнка об окружающем мире.

Как тебя зовут?__________________________________________________________________________

Сколько тебе лет?_______________________________________________________________________

С кем ты сюда пришёл? (С мамой.)_________________________________________________________

Как зовут твою маму? (Имя мамы.)_________________________________________________________

Как зовут твоего папу? (Имя папы.)________________________________________________________

Ходишь ли ты в детский сад?______________________________________________________________

Какие у тебя есть игрушки?_______________________________________________________________

С чем ты любишь играть: с машинкой или с куклой?__________________________________________

Вывод: общие представления об окружающем мире не/ сформированы; обеднённые.

IX. Психические процессы.

1. Поведение и эмоциональная сфера: 

а). Общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)________________

б). Особенности внимания (устойчивое, неустойчивое)________________________________________

в). Индивидуальные особенности__________________________________________________________

2. Исследование слухового восприятия:

Дифференциация двух звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучит»)____________________

3. Исследование зрительного восприятия:

а). Восприятие величины (большой – маленький)_____________________________________________

б). Восприятие цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий)______________________________________

в). Различение основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник)______________________

4. Исследование восприятия пространственных отношений:

а). Складывание разрезных картинок по образцу (из 2 частей)__________________________________

б). Складывание фигур из палочек по образцу (3 палочки)_____________________________________

в). Постройка из кубиков по образцу (3 кубика)______________________________________________

г). Ориентировка в пространстве (вверху – внизу)____________________________________________

Вывод: психические процессы не/ сформированы; сформированы не в полном объёме.

X. Cостояние моторной сферы.

1. Общая моторика.

Статическая координация:

а). Стоять попеременно то на правой, то на левой ноге (удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удаётся сохранить позу, схождение с места);

б). Стоять на «цыпочках» (удержание позы; схождение с места, балансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение).

Динамическая координация:

а). Прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бёдрах) (свободно прыгает на одной ноге; касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; не удаётся прыгать на одной ноге);

б). Перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку (прыжок производится легко и свободно; прыжок неловкий, не удаётся оттолкнуться двумя ногами; прыжок не удаётся).

Одновременность движений:

а). Уложить палочки в коробку обеими руками (одновременные движения обеими руками удаются, палочки берутся и кладутся одновременно; движения не всегда одновременные; одновременные движения не удаются);

б). Похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно (хлопает и топает одновременно; движения не всегда одновременны; одновременные движения не удаются).

Общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.

Вывод: объём движений не/ ограничен; темп выполнения движений не/ замедлен; координация не/ нарушена.

2. Ручная моторика.

Кинестетическая основа движений:

  • сжать пальцы в кулак и разжать их;
  • соединить первый и второй пальцы в кольцо;
  • показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках («коза»);
  • показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же («корова»).

_______________________________________________________________________________________

Кинетическая основа движений:

  • «пальчики здороваются»: соединить большой палец руки со всеми остальными сначала на правой, затем на левой руке;
  • «до свидания, до свидания»: загнуть каждый из пальцев поочерёдно на правой и левой руках;
  • соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «пальчики встретились».

_______________________________________________________________________________________

Ведущая рука_____________________________

Вывод: точное и чёткое выполнение; недостаточно чёткое; плохая координация, неловкость.

3. Мимическая мускулатура.

Выполнение упражнений:

  • поднять брови вверх («удивиться»)
  • нахмурить брови («рассердиться»)
  • прищурить глаза («яркое солнце»)
  • сморщить нос («кислый лимон»)
  • надуть щёки («толстый помидор»)
  • втянуть щёки («худышка»)

Носогубная складка____________________________________________

Вывод: мимика живая, выразительная, адекватная; недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.

4. Артикуляционная моторика.

Инструкция: «Смотри внимательно и повторяй за мной движения».

Движения нижней челюсти:

  • «Окошко» – широко открыть рот и закрыть________________________________________________
  • «Пила» – подвигать нижней челюстью вправо-влево________________________________________

Движения губ:

  • «Улыбка» – улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы____________________________
  • «Трубочка» – с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой_______________________________
  • «Улыбка» – «Трубочка»________________________________________________________________

Движения языка:

  • «Лопаточка» – положить широкий язык на нижнюю губу____________________________________

_______________________________________________________________________________________

  • «Иголочка» – высунуть язык наружу острым, как жало______________________________________

_______________________________________________________________________________________

  • «Лопаточка» – «Иголочка»______________________________________________________________
  • «Маятник» – кончик языка переводить из одного уголка рта в другой__________________________

_______________________________________________________________________________________

  • «Качели» – поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы______________________

_______________________________________________________________________________________

  • «Вкусное варенье»  – языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз___________

Движения мягкого нёба:

  • Широко открыть рот и зевнуть___________________________________________________________

Вывод: удерживает заданную позу, хорошо переключается с одного движения на другое, движения точные, в полном объёме; движения недостаточно точные, не в полном объёме, переключаемость нарушена незначительно; отсутствие удержания позы, выраженные изменения объёма, точности и переключаемости артикуляционных движений.

XI. Строение органов артикуляции.

Инструкция: «Давай поиграем в голодного бегемотика и будем широко открывать ротик».

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

Губы (норма, толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы)_____________________________________

Зубы (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы)______________________________________________________________________

Челюсти (норма, прогения, прогнатия)_____________________________________________________

Прикус (норма, открытый боковой, открытый передний, глубокий, перекрестный, ассиметрия прикуса)_______________________________________________________________________________

Твердое нёбо (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)__________________________________________________________________________________

Мягкое небо (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)______________________________

Язык (обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)_____

_______________________________________________________________________________________

Подъязычная связка  (обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)_____

_______________________________________________________________________________________

Кончик языка (норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)___________________________

Позиция языка в полости рта (правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении)_____________________________________________________

Вывод: анатомическое строение артикуляционного аппарата без аномалий; нарушено.

XII. Общее звучание речи.

Дыхание (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное; речевое дыхание плавное, недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный, не продолжительный (4-5 слов))__________

_______________________________________________________________________________________

Голос (обычный, чрезмерно тихий, слабый, чрезмерно громкий, приглушённый, глухой, хриплый, сиплый, истощаемый, затухающий)________________________________________________________

Темп (ускорен значительно, ускорен незначительно; умеренный; замедлен незначительно, замедлен значительно; неровный)__________________________________________________________________

Плавность (норма, запинки, заикание)______________________________________________________

Разборчивость (разборчивая, разборчивость снижена, смазанная, нечёткая, неразборчивая, с незначительной назализацией, назализованная)______________________________________________

Выразительность (выразительная, монотонная, немодулированная)_____________________________

Вывод: общее звучание речи не/ нарушено.

XIII. Фонетическая сторона речи.

1. Воспроизведение звукоподражаний.

(Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка младшего дошкольного возраста).

Инструкция: «Покажи, как…».

Девочка укачивает куклу: «А-а-а!»_________________________________________________________

Поезд гудит: «У-у-у!»____________________________________________________________________

Щенок сердится: «О-о-о!»________________________________________________________________

Ослик кричит: «И-и-и!»__________________________________________________________________

Дети кричат: «Ау!»______________________________________________________________________

Малыш плачет: «Уа!»____________________________________________________________________

Гуси кричат: «Га-га-га!»__________________________________________________________________

Собака лает: «Ав!»_______________________________________________________________________

Цыплёнок пищит: «Пи-пи-пи!»____________________________________________________________

Кошка мяукает: «Мяу!»__________________________________________________________________

Курица кудахчет: «Ко-ко-ко!»_____________________________________________________________

Корова мычит: «Му!»____________________________________________________________________

2. Произнесение звуков в словах.

(Косинова Е.М. Уроки логопеда: Тесты на развитие речи детей от 2 до 7 лет, стр. 48 – 49).

Инструкция: «Посмотри на картинки и назови предметы».

  • кот кит мак                                
  • губы – нога – огонь
  • хомяк – петух – муха
  • ваза – ветка – рукава
  • собака – мясо – насос
  • сети – гусь – василёк
  • замок – коза – корзина
  • цепь – птица – колодец

Вывод: звукопроизношение не/ нарушено.

XIV. Фонематические функции.

(Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка младшего дошкольного возраста).

1. Различение на слух слов с оппозиционными звуками.

Инструкция:

Покажи, где кот, а где кит__________________________________________________

Покажи, где бак, а где мак___________________________________________________

Покажи, где миска, а где киска_______________________________________________

2. Выделение звука в словах.

Инструкция: «Подними собачку, как только услышишь в слове её «рычание» – звук [р]».

Слова:  дом, рак, носки, рыбка, корзина, тапки.

Вывод: фонематическое восприятие не/ сформировано; недостаточно сформировано.

XV. Звуко – слоговая структура слова.

(Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка младшего дошкольного возраста).

Инструкция: «Повторяй за мной».

дом_______________бык________________дуб________________кот_____________

Тома_____________Дима_______________нога________________ухо_____________

вагоны___________панама______________бананы_____________батоны__________

Вывод: слоговая структура не/ нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии – замена звуков и слогов, элизии – пропуски звуков и слогов, итерации и т.д.).

XVI. Лексическая сторона речи.

(Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка младшего дошкольного возраста).

1. Состояние пассивного словаря.

а). Понимание существительных.

Инструкция: «Покажи на картинке».

стол__________стул__________окно__________мальчик_________девочка_________

голова девочки____________руки девочки______________ноги девочки____________

нос мальчика_____________ ухо мальчика______________глаза мальчика__________

б). Понимание обобщающих слов.

Инструкция: «Покажи на картинке».

игрушки_______________________ посуда________________________одежда_____________________

Картинки: мяч, машинка, чайник, кофта, шорты, тарелка.

в). Понимание действий.

Инструкция: «Покажи, где мальчик…».

рисует_____________стоит______________сидит______________играет____________

г). Выполнение словесных инструкций:

принести машинку__________________________ покатать машинку______________________________

поставить машинку на стол___________________ положить машинку в коробку____________________

2. Предметный словарь. 

Инструкция: «Назови то, что ты видишь на рисунках».

машинка, коляска, клоун__________________________________________________________________

тарелка, чайник, стакан___________________________________________________________________

брюки, платье, юбка_____________________________________________________________________

тапки, ботинки, сапоги___________________________________________________________________

лошадь, собака, кошка, корова_____________________________________________________________

3. Глагольный словарь.

Инструкция: «Рассмотри рисунки и скажи, что делает девочка».

сидит________________стоит_________________играет_________________рисует________________

4. Словарь признаков.

Инструкция: «Какой по цвету?».

красный мяч__________________________синий шар__________________________

зелёный листок_______________________жёлтый цыплёнок_____________________

Инструкция: «Какой по размеру?».

большой шар_________________________маленький мяч_______________________

Инструкция: «Какой по вкусу?».

сладкая конфета_______________________кислый лимон_______________________

Вывод: словарь не/ соответствует возрастной норме.

XVII. Грамматический строй речи.

(Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка младшего дошкольного возраста).

1. Понимание обращённой речи.

а). Понимание форм единственного и множественного числа существительных.

Инструкция: 

Покажи, где кот, а где коты________________________________________________________________

Покажи, где мяч, а где мячи_________________________________________________________________

Покажи, где кукла, а где куклы______________________________________________________________

Покажи, где рука у куклы, а где руки у куклы__________________________________________________

Покажи, где дом, а где дома________________________________________________________________

б). Понимание форм единственного и множественного числа глаголов.

Покажи, где собака стоит, а где собаки стоят________________________________________________

Покажи, где самолёт летит, а где самолёты летят_____________________________________________

в). Понимание значения существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

Инструкция:

Покажи, где стул, а где стульчик____________________________________________________________

Покажи, где кукла, а где куколка_____________________________________________________________

Покажи, где миска, а где мисочка____________________________________________________________

Покажи, где дом, а где домик_______________________________________________________________

2. Словоизменение.

а). Употребление форм множественного числа существительных в именительном падеже.

Инструкция: «Закончи предложение».

Это стол, а это… (столы)_________________________________

Это петух, а это… (петухи)________________________________

Это сумка, а это… (сумки)_________________________________

Это дом, а это… (дома)____________________________________

б). Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога.

Инструкция: «Что ты видишь на картинках».

Вижу дом___________________________Вижу рыбку__________________________

в). Употребление глаголов в форме множественного числа в изъявительной наклонении.

Инструкция: «Закончи предложение».

Петух поёт, а петухи… (поют)_______________________________________

Мальчик играет, а мальчики… (играют)_______________________________

г). Употребление возвратных и невозвратных глаголов при составлении предложений по картинкам.

Инструкция: «Что делает?».

мальчик умывается__________________________ мама умывает мальчика_________________________

девочка одевается___________________________ мама одевает девочку___________________________

д). Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода.

Инструкция: 

Какой мяч? (Красный мяч)_________________________________________________

Какой шар? (Синий шар)___________________________________________________

Какая чашка? (Красная чашка)______________________________________________

Какая лопатка? (Синяя лопатка)_____________________________________________

е). Употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами.

Инструкция: «Где лежит кубик?».

в коробке________________________________ на коробке_____________________________________

3. Словообразование.

Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Инструкция: «Закончи предложение».

Это дом, а это маленький… (домик)___________________________________________

Это стул, а это маленький… (стульчик)________________________________________

Это кукла, а это маленькая… (куколка)_________________________________________

Это миска, а это маленькая… (мисочка)________________________________________

Вывод: грамматический строй не/ соответствует возрастной норме.

XVIII. Фразовая речь.

(Стребелева Е.А. Наглядный материал для обследования детей).

Инструкция: «Рассмотри картинки и скажи, кто что делает».

Мальчик играет на дудочке_______________________________________________________________

Девочка рисует__________________________________________________________________________

Девочка поливает цветы__________________________________________________________________

Мама моет малыша______________________________________________________________________

Мальчик кормит голубей_________________________________________________________________

Девочка танцует_________________________________________________________________________

Девочка катается на коньках______________________________________________________________

Девочка прыгает со скакалкой_____________________________________________________________

Вывод: фразовая речь не нарушена; нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм – нарушения сочетаемости слов: согласования, управления.

Логопедическое заключение: ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации: _________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения:

«_____»___________________20____г.                Учитель-логопед___________Федянина Ю.Е.    

Использованная литература:

1. Косинова Е.М. Уроки логопеда: Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет. – Москва: Эксмо: ОЛИСС, 2020. – 64 с.

2. Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». – М.: «Просвещение», 2009.

3. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2007. – 8 с. + цв.вкл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта обследования ребёнка(от 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи

Предлагаемый вариант схемы обследования ребёнка с ОНР позволяет на основании углублённого обследования состояния всех речевых процессов,психических функций, общего развития, с учётом анамнеза, раннего...

Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Обуховой Н.В.

Удобно, быстро  оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только  подчеркнуть необходимое) . Удобно  сравнивать динамику  развития  ребенка  по всем  диагностир...

Речевая карта обследования детей с ОНР на логопункте

На каждого ребёнка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются основные особенности фонематической стороны речи ребёнка; состояние лексико-грамматического строя и связно...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Речевая карта обследования детей с ОНР.

Речевая карта обследования ребенка с ОНР. Карта составлена с учетом рекомендаций программы Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»...

Речевая карта "Обследование речи детей дошкольного возраста"

Речевая карта разработана на 2 учебных года, с возможностью отмечать результаты ребенка в начале и в конце года,  на основе карты О.И. Крупенчук ....