Речевая карта обследования детей 3 - 4 лет
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
Речевая карта обследования детей 3 - 4 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ.
I. Анкетные данные.
1. Фамилия, имя, отчество ребёнка_________________________________________________________
2. Дата рождения________________________ Возраст на 01.09_____г.___________________________
4. Возрастная группа ДОУ________________________________________________________________
5. Домашний адрес______________________________________________________________________
6. Сведения о родителях:
Мать_____________________________________________________________
Отец_____________________________________________________________
7. Жалобы родителей_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
8. Заключение ПМПК____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
II. Сбор анамнестических данных.
Возраст родителей при рождении ребёнка: мать_____________________отец_____________________
Наследственные заболевания______________________________________________________________
Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребёнка________________________________________________________________________________
От которой по счёту беременности ребёнок________________________________________________
Как протекала беременность (нормально, токсикоз, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)___________________________________________________________________
Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, затяжные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений)________________________________
Когда закричал ребёнок__________________________________________________________________
Асфиксия, природовая травма_____________________________________________________________
Вес при рождении__________________________________рост_________________________________
Вскармливание:
когда принесли кормить_________________________как взял грудь_____________________________
сосал (срыгивания, поперхивания)_________________________________________________________
Грудное (искусственное) вскармливание до__________________________________________________
Срок выписки из роддома________________если задержались, то почему________________________
Вывод: анамнез не/ отягощён.
III. Раннее физическое развитие ребёнка.
Начал держать голову_____________________(N к 2 мес.), сидеть____________________(N к 6 мес.),
стоять с помощью опоры__________________(N к 8 – 9 мес.), ходить_________________(N к 1 году).
Вывод: раннее физическое развитие протекало с задержкой; с выраженной задержкой; нормально.
IV. Раннее речевое развитие ребёнка.
Гуление________________________(N в 2 – 3 мес.), лепет________________________(N в 5 – 6 мес.),
первые слова____________________(N к 1 году), первые фразы__________________(N к 1,5 – 2 годам), фразовая речь___________________(N к 3 годам).
Прерывалось ли речевое развитие ребёнка (по какой причине)__________________________________
_______________________________________________________________________________________
Вывод: раннее речевое развитие протекало с задержкой; с выраженной задержкой; нормально.
V. Перенесённые заболевания.
До года________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
После года _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Ушибы, травмы головы___________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре________________________________________________________
Наличие оперативного вмешательства______________________________________________________
VI. Речевая среда и социальные условия.
Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения__________________________________________
Наличие в семье двуязычия (билингвизм); язык, преобладающий в общении______________________
_______________________________________________________________________________________
С кем проживает ребёнок (с родителями, опекунами, бабушкой…)_____________________________
_______________________________________________________________________________________
Занимался ли ребёнок с логопедом, с какого возраста, результаты логопедической работы__________
_______________________________________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное; дефект остаётся незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер)__________________________
_______________________________________________________________________________________
Как сам ребёнок относится к речевому дефекту______________________________________________
VII. Данные о состоянии здоровья.
Неврологический статус (невропатолог)_____________________________________________________
Состояние слуха (отоларинголог)__________________________________________________________
Состояние зрения (окулист)_______________________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог)_____________________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр)_______________________________________________________
VIII. Общие представления ребёнка об окружающем мире.
Как тебя зовут?__________________________________________________________________________
Сколько тебе лет?_______________________________________________________________________
С кем ты сюда пришёл? (С мамой.)_________________________________________________________
Как зовут твою маму? (Имя мамы.)_________________________________________________________
Как зовут твоего папу? (Имя папы.)________________________________________________________
Ходишь ли ты в детский сад?______________________________________________________________
Какие у тебя есть игрушки?_______________________________________________________________
С чем ты любишь играть: с машинкой или с куклой?__________________________________________
Вывод: общие представления об окружающем мире не/ сформированы; обеднённые.
IX. Психические процессы.
1. Поведение и эмоциональная сфера:
а). Общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)________________
б). Особенности внимания (устойчивое, неустойчивое)________________________________________
в). Индивидуальные особенности__________________________________________________________
2. Исследование слухового восприятия:
Дифференциация двух звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучит»)____________________
3. Исследование зрительного восприятия:
а). Восприятие величины (большой – маленький)_____________________________________________
б). Восприятие цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий)______________________________________
в). Различение основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник)______________________
4. Исследование восприятия пространственных отношений:
а). Складывание разрезных картинок по образцу (из 2 частей)__________________________________
б). Складывание фигур из палочек по образцу (3 палочки)_____________________________________
в). Постройка из кубиков по образцу (3 кубика)______________________________________________
г). Ориентировка в пространстве (вверху – внизу)____________________________________________
Вывод: психические процессы не/ сформированы; сформированы не в полном объёме.
X. Cостояние моторной сферы.
1. Общая моторика.
Статическая координация:
а). Стоять попеременно то на правой, то на левой ноге (удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удаётся сохранить позу, схождение с места);
б). Стоять на «цыпочках» (удержание позы; схождение с места, балансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение).
Динамическая координация:
а). Прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бёдрах) (свободно прыгает на одной ноге; касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; не удаётся прыгать на одной ноге);
б). Перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку (прыжок производится легко и свободно; прыжок неловкий, не удаётся оттолкнуться двумя ногами; прыжок не удаётся).
Одновременность движений:
а). Уложить палочки в коробку обеими руками (одновременные движения обеими руками удаются, палочки берутся и кладутся одновременно; движения не всегда одновременные; одновременные движения не удаются);
б). Похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно (хлопает и топает одновременно; движения не всегда одновременны; одновременные движения не удаются).
Общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.
Вывод: объём движений не/ ограничен; темп выполнения движений не/ замедлен; координация не/ нарушена.
2. Ручная моторика.
Кинестетическая основа движений:
- сжать пальцы в кулак и разжать их;
- соединить первый и второй пальцы в кольцо;
- показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках («коза»);
- показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же («корова»).
_______________________________________________________________________________________
Кинетическая основа движений:
- «пальчики здороваются»: соединить большой палец руки со всеми остальными сначала на правой, затем на левой руке;
- «до свидания, до свидания»: загнуть каждый из пальцев поочерёдно на правой и левой руках;
- соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «пальчики встретились».
_______________________________________________________________________________________
Ведущая рука_____________________________
Вывод: точное и чёткое выполнение; недостаточно чёткое; плохая координация, неловкость.
3. Мимическая мускулатура.
Выполнение упражнений:
- поднять брови вверх («удивиться»)
- нахмурить брови («рассердиться»)
- прищурить глаза («яркое солнце»)
- сморщить нос («кислый лимон»)
- надуть щёки («толстый помидор»)
- втянуть щёки («худышка»)
Носогубная складка____________________________________________
Вывод: мимика живая, выразительная, адекватная; недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.
4. Артикуляционная моторика.
Инструкция: «Смотри внимательно и повторяй за мной движения».
Движения нижней челюсти:
- «Окошко» – широко открыть рот и закрыть________________________________________________
- «Пила» – подвигать нижней челюстью вправо-влево________________________________________
Движения губ:
- «Улыбка» – улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы____________________________
- «Трубочка» – с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой_______________________________
- «Улыбка» – «Трубочка»________________________________________________________________
Движения языка:
- «Лопаточка» – положить широкий язык на нижнюю губу____________________________________
_______________________________________________________________________________________
- «Иголочка» – высунуть язык наружу острым, как жало______________________________________
_______________________________________________________________________________________
- «Лопаточка» – «Иголочка»______________________________________________________________
- «Маятник» – кончик языка переводить из одного уголка рта в другой__________________________
_______________________________________________________________________________________
- «Качели» – поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы______________________
_______________________________________________________________________________________
- «Вкусное варенье» – языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз___________
Движения мягкого нёба:
- Широко открыть рот и зевнуть___________________________________________________________
Вывод: удерживает заданную позу, хорошо переключается с одного движения на другое, движения точные, в полном объёме; движения недостаточно точные, не в полном объёме, переключаемость нарушена незначительно; отсутствие удержания позы, выраженные изменения объёма, точности и переключаемости артикуляционных движений.
XI. Строение органов артикуляции.
Инструкция: «Давай поиграем в голодного бегемотика и будем широко открывать ротик».
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
Губы (норма, толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы)_____________________________________
Зубы (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы)______________________________________________________________________
Челюсти (норма, прогения, прогнатия)_____________________________________________________
Прикус (норма, открытый боковой, открытый передний, глубокий, перекрестный, ассиметрия прикуса)_______________________________________________________________________________
Твердое нёбо (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)__________________________________________________________________________________
Мягкое небо (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)______________________________
Язык (обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)_____
_______________________________________________________________________________________
Подъязычная связка (обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)_____
_______________________________________________________________________________________
Кончик языка (норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)___________________________
Позиция языка в полости рта (правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении)_____________________________________________________
Вывод: анатомическое строение артикуляционного аппарата без аномалий; нарушено.
XII. Общее звучание речи.
Дыхание (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное; речевое дыхание плавное, недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный, не продолжительный (4-5 слов))__________
_______________________________________________________________________________________
Голос (обычный, чрезмерно тихий, слабый, чрезмерно громкий, приглушённый, глухой, хриплый, сиплый, истощаемый, затухающий)________________________________________________________
Темп (ускорен значительно, ускорен незначительно; умеренный; замедлен незначительно, замедлен значительно; неровный)__________________________________________________________________
Плавность (норма, запинки, заикание)______________________________________________________
Разборчивость (разборчивая, разборчивость снижена, смазанная, нечёткая, неразборчивая, с незначительной назализацией, назализованная)______________________________________________
Выразительность (выразительная, монотонная, немодулированная)_____________________________
Вывод: общее звучание речи не/ нарушено.
XIII. Фонетическая сторона речи.
1. Воспроизведение звукоподражаний.
(Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка младшего дошкольного возраста).
Инструкция: «Покажи, как…».
Девочка укачивает куклу: «А-а-а!»_________________________________________________________
Поезд гудит: «У-у-у!»____________________________________________________________________
Щенок сердится: «О-о-о!»________________________________________________________________
Ослик кричит: «И-и-и!»__________________________________________________________________
Дети кричат: «Ау!»______________________________________________________________________
Малыш плачет: «Уа!»____________________________________________________________________
Гуси кричат: «Га-га-га!»__________________________________________________________________
Собака лает: «Ав!»_______________________________________________________________________
Цыплёнок пищит: «Пи-пи-пи!»____________________________________________________________
Кошка мяукает: «Мяу!»__________________________________________________________________
Курица кудахчет: «Ко-ко-ко!»_____________________________________________________________
Корова мычит: «Му!»____________________________________________________________________
2. Произнесение звуков в словах.
(Косинова Е.М. Уроки логопеда: Тесты на развитие речи детей от 2 до 7 лет, стр. 48 – 49).
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови предметы».
- кот – кит – мак
- губы – нога – огонь
- хомяк – петух – муха
- ваза – ветка – рукава
- собака – мясо – насос
- сети – гусь – василёк
- замок – коза – корзина
- цепь – птица – колодец
Вывод: звукопроизношение не/ нарушено.
XIV. Фонематические функции.
(Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка младшего дошкольного возраста).
1. Различение на слух слов с оппозиционными звуками.
Инструкция:
Покажи, где кот, а где кит__________________________________________________
Покажи, где бак, а где мак___________________________________________________
Покажи, где миска, а где киска_______________________________________________
2. Выделение звука в словах.
Инструкция: «Подними собачку, как только услышишь в слове её «рычание» – звук [р]».
Слова: дом, рак, носки, рыбка, корзина, тапки.
Вывод: фонематическое восприятие не/ сформировано; недостаточно сформировано.
XV. Звуко – слоговая структура слова.
(Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка младшего дошкольного возраста).
Инструкция: «Повторяй за мной».
дом_______________бык________________дуб________________кот_____________
Тома_____________Дима_______________нога________________ухо_____________
вагоны___________панама______________бананы_____________батоны__________
Вывод: слоговая структура не/ нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии – замена звуков и слогов, элизии – пропуски звуков и слогов, итерации и т.д.).
XVI. Лексическая сторона речи.
(Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка младшего дошкольного возраста).
1. Состояние пассивного словаря.
а). Понимание существительных.
Инструкция: «Покажи на картинке».
стол__________стул__________окно__________мальчик_________девочка_________
голова девочки____________руки девочки______________ноги девочки____________
нос мальчика_____________ ухо мальчика______________глаза мальчика__________
б). Понимание обобщающих слов.
Инструкция: «Покажи на картинке».
игрушки_______________________ посуда________________________одежда_____________________
Картинки: мяч, машинка, чайник, кофта, шорты, тарелка.
в). Понимание действий.
Инструкция: «Покажи, где мальчик…».
рисует_____________стоит______________сидит______________играет____________
г). Выполнение словесных инструкций:
принести машинку__________________________ покатать машинку______________________________
поставить машинку на стол___________________ положить машинку в коробку____________________
2. Предметный словарь.
Инструкция: «Назови то, что ты видишь на рисунках».
машинка, коляска, клоун__________________________________________________________________
тарелка, чайник, стакан___________________________________________________________________
брюки, платье, юбка_____________________________________________________________________
тапки, ботинки, сапоги___________________________________________________________________
лошадь, собака, кошка, корова_____________________________________________________________
3. Глагольный словарь.
Инструкция: «Рассмотри рисунки и скажи, что делает девочка».
сидит________________стоит_________________играет_________________рисует________________
4. Словарь признаков.
Инструкция: «Какой по цвету?».
красный мяч__________________________синий шар__________________________
зелёный листок_______________________жёлтый цыплёнок_____________________
Инструкция: «Какой по размеру?».
большой шар_________________________маленький мяч_______________________
Инструкция: «Какой по вкусу?».
сладкая конфета_______________________кислый лимон_______________________
Вывод: словарь не/ соответствует возрастной норме.
XVII. Грамматический строй речи.
(Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка младшего дошкольного возраста).
1. Понимание обращённой речи.
а). Понимание форм единственного и множественного числа существительных.
Инструкция:
Покажи, где кот, а где коты________________________________________________________________
Покажи, где мяч, а где мячи_________________________________________________________________
Покажи, где кукла, а где куклы______________________________________________________________
Покажи, где рука у куклы, а где руки у куклы__________________________________________________
Покажи, где дом, а где дома________________________________________________________________
б). Понимание форм единственного и множественного числа глаголов.
Покажи, где собака стоит, а где собаки стоят________________________________________________
Покажи, где самолёт летит, а где самолёты летят_____________________________________________
в). Понимание значения существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Инструкция:
Покажи, где стул, а где стульчик____________________________________________________________
Покажи, где кукла, а где куколка_____________________________________________________________
Покажи, где миска, а где мисочка____________________________________________________________
Покажи, где дом, а где домик_______________________________________________________________
2. Словоизменение.
а). Употребление форм множественного числа существительных в именительном падеже.
Инструкция: «Закончи предложение».
Это стол, а это… (столы)_________________________________
Это петух, а это… (петухи)________________________________
Это сумка, а это… (сумки)_________________________________
Это дом, а это… (дома)____________________________________
б). Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога.
Инструкция: «Что ты видишь на картинках».
Вижу дом___________________________Вижу рыбку__________________________
в). Употребление глаголов в форме множественного числа в изъявительной наклонении.
Инструкция: «Закончи предложение».
Петух поёт, а петухи… (поют)_______________________________________
Мальчик играет, а мальчики… (играют)_______________________________
г). Употребление возвратных и невозвратных глаголов при составлении предложений по картинкам.
Инструкция: «Что делает?».
мальчик умывается__________________________ мама умывает мальчика_________________________
девочка одевается___________________________ мама одевает девочку___________________________
д). Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода.
Инструкция:
Какой мяч? (Красный мяч)_________________________________________________
Какой шар? (Синий шар)___________________________________________________
Какая чашка? (Красная чашка)______________________________________________
Какая лопатка? (Синяя лопатка)_____________________________________________
е). Употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами.
Инструкция: «Где лежит кубик?».
в коробке________________________________ на коробке_____________________________________
3. Словообразование.
Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Инструкция: «Закончи предложение».
Это дом, а это маленький… (домик)___________________________________________
Это стул, а это маленький… (стульчик)________________________________________
Это кукла, а это маленькая… (куколка)_________________________________________
Это миска, а это маленькая… (мисочка)________________________________________
Вывод: грамматический строй не/ соответствует возрастной норме.
XVIII. Фразовая речь.
(Стребелева Е.А. Наглядный материал для обследования детей).
Инструкция: «Рассмотри картинки и скажи, кто что делает».
Мальчик играет на дудочке_______________________________________________________________
Девочка рисует__________________________________________________________________________
Девочка поливает цветы__________________________________________________________________
Мама моет малыша______________________________________________________________________
Мальчик кормит голубей_________________________________________________________________
Девочка танцует_________________________________________________________________________
Девочка катается на коньках______________________________________________________________
Девочка прыгает со скакалкой_____________________________________________________________
Вывод: фразовая речь не нарушена; нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм – нарушения сочетаемости слов: согласования, управления.
Логопедическое заключение: ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: _________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения:
«_____»___________________20____г. Учитель-логопед___________Федянина Ю.Е.
Использованная литература:
1. Косинова Е.М. Уроки логопеда: Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет. – Москва: Эксмо: ОЛИСС, 2020. – 64 с.
2. Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». – М.: «Просвещение», 2009.
3. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2007. – 8 с. + цв.вкл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта обследования ребёнка(от 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи
Предлагаемый вариант схемы обследования ребёнка с ОНР позволяет на основании углублённого обследования состояния всех речевых процессов,психических функций, общего развития, с учётом анамнеза, раннего...

Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Обуховой Н.В.
Удобно, быстро оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только подчеркнуть необходимое) . Удобно сравнивать динамику развития ребенка по всем диагностир...

Речевая карта обследования детей с ОНР на логопункте
На каждого ребёнка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются основные особенности фонематической стороны речи ребёнка; состояние лексико-грамматического строя и связно...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Речевая карта обследования детей с ОНР.
Речевая карта обследования ребенка с ОНР. Карта составлена с учетом рекомендаций программы Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»...

Речевая карта "Обследование речи детей дошкольного возраста"
Речевая карта разработана на 2 учебных года, с возможностью отмечать результаты ребенка в начале и в конце года, на основе карты О.И. Крупенчук ....

