Звукотерапия
консультация по логопедии

Костенкова Валерия Александровна


Звукотерапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukoterapiya.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Звукотерапия в коррекционной работе

                 На логопедических занятиях используются традиционные здоровьесберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика. Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология звукотерапии. В деятельности логопеда эта технология  становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

               Звукотерапия - это методика гармонизации и оздоровления человека посредством слышимых вибраций,  которые мы называем звуком. Цель звукотерапии – добиться гармонии человека с окружающей средой, найти то связующее звено (через слово ли, музыку или просто звук), которое на долгие годы соединяет человека со здоровьем и радостью бытия

            Результаты современных научных исследований утверждают о существовании лечебных свойств произносимых человеком звуков, создаются конкретные реестры их воздействия.   Наиболее ярко выраженными целебными свойствами обладают следующие звуки и созвучия:

             Звуки «А» и «О» приводят в действие весь организм, дают команду всем клеточкам настроиться на работу. Звук «а-а» массирует глотку, гортань, щитовидную железу. Звук «о-о» оздоровляет среднюю часть груди.

– звук "И" – помогает при глазных заболеваниях, улучшает носовое дыхание;

– "ОМ" – снижает кровяное давление;

– звуки "Щ", "К", "И", "Ц" – для профилактики ушных заболеваний;

– звук "У" – укрепляет голосовые связки, лечит заболевания горла;

– звуки "М", "Н", "В", "Э" – улучшают работу головного мозга;

– "АТ", "ИТ", "АП", "АМ", "УТ" – исправляют речь и т.д.

              Звукотерапия  решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).   

             В логопедической работе элементы звукотерапии можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых.

             Приведем  несколько примеров по применению звукотерапии  здоровьесберегающего компонента на следующих методах, например:

1.Упражнение «Самолет» (на дыхание.) Предварительно для каждого ребенка приготовлен самолет  - конструктор, который ребенок надевает на палец. Помогаем самолету лететь, произнося звук  (у) , делаем короткий вдох носом и длительный выдох через рот;

2. Упражнение на координацию речи с движением «Песенка жука» (звук ж), «Песенка комара» (звук з), «Змейка» (звук ш), «Птичка» (ай), «Ракета» (а) и т.д. На каждое упражнение готовятся игрушки-конструкторы, которые дети надевают на пальчики.

3.Проговаривание чистоговорок. Например: «Принесу вам мёду» М.Картушиной дети упражняются со звуками «О», «У», «Е» и выполняют элементы логоритмики.

Оду-оду-оду – принесу вам меду.

Дети округляют руки перед собой и  покачиваются вправо - влево.

Едь-едь-едь – говорит медведь

 Показывают «медвежьи лапы»,  поднимают и опускают их.

Од-од-од – очень вкусный мед.

Гладят рукой живот.

                 Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование звукотерапии в период автоматизации может превратить скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука логопед предлагает ребенку игрушки-конструкторы  на разные звуки. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса игры с игрушкой - конструктором.

                Используя технологию звукотерапию  при коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, можно отметить, что заметно улучшается качество логопедической работы: речь у детей приходит в норму за более короткий срок, чем на традиционных занятиях. Дети быстрее справляются с заданиями логопеда, заинтересованные разнообразием звуков, окружающих их на занятиях. Таким образом, на фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

               Педагогам, психологам, родителям необходимо владеть элементарной информацией о звукотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пойте на здоровье! - исцеление звукотерапией"

Сталья посвящена целительным свойствам пения, о пользе хорового пения....

Лечебные звуки (звукотерапия).

 Сила звука целебна для всего живого на земле. При вибрации звуки очень хорошо помогают в профилактике и лечении болезней. Звуковые волны создают вибрации, которые и оказывают лечебное воз...

Звукотерапия

«Звукотерапия — эффективный оздоровительный метод»Конспект  занятия с педагогами  МБДОУ по развитию психологической компетентности....

Проект "Звукотерапия" в ДОО

Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, ре...

Презентация на тему " Здоровьесбережение детей дошкольного возраста. Звукотерапия".

Проблема сохранения здоровья дошкольников в наше время очень актуальна. Искусству сохранения и укрепления здоровья детей необходимо уделять  большое внимание в дошкольном учреждении. Здоровьесбер...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Здоровьесбережение детей дошкольного возраста. Звукотерапия."

Проблема здоровья дошкольников в наше время очень актуальна.  Чтобы  быть здоровым, необходимо овладеть искусством его сохранения и укрепления. В дошкольном учреждении  необходимо...