Логостеп- речь в движении
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Шембулатова Ольга Александровна

У воспитанников, зачисленных в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, наблюдается общая скованность , дискоординация движений, недостаточное развитие чувства ритма, нарушения ориентировки в пространстве, замедленность  процесса освоения новых движений. Многие авторы указывают на необходимость проведения специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logostep-rech_v_dvizhenii._shembulatova_o.a.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОСТЕП - РЕЧЬ В ДВИЖЕНИИ

Успешная коррекционная работа может быть осуществлена  при наличии достаточно высокой познавательной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированности  пространственных ориентировок. У воспитанников, зачисленных в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, наблюдается общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация движений, недостаточное развитие чувства ритма, нарушения ориентировки в пространстве, замедленность  процесса освоения новых движений. Многие авторы указывают на необходимость проведения специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми нарушениями.  Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.

Работая в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, я начала активно использовать степ – технологии.  Отличительная особенность заключается в том, что выполнение упражнений происходит на возвышенности. Для создания такой возвышенности применяется степ-платформа. Степ-платформа представляет собой пластиковый каркас с нескользящей поверхностью и регулируемой высотой. Хотя при желании платформу можно заменить на любое другое аналогичное приспособление. Логостеп подразумевает выполнение набора базовых шаговобъединенных в комбинации в различных вариантах, различающихся по сложности, но непременно с речевым сопровождением. В качестве речевого сопровождения используются ранее заученные стихи, потешки, скороговорки в соответствии с изучаемой лексической темой недели. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей эмоциональностью, живостью, настраивает детей на игру.  

В основе данной технологии лежит нормализация межанализаторного взаимодействия (моторного и речевого).  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, активизирует когнитивные процессы, расширяет эмоционально-волевую сферу ребенка.

В  первую очередь нужно обучить детей правильно вставать на степ-платформу:   обе ноги должны быть слегка расставлены и обращены  носками вперед. Выполняя упражнение сбоку от степа, начинать следует с ноги, стоящей вплотную к степу; ставить ногу необходимо ближе к центру скамьи, не допуская свисание пятки, иначе она может соскользнуть. Правильное положение тела при ходьбе следующее:  выпрямить спину, втянуть живот, расправить плечи. Смотреть следует прямо перед собой. Все упражнения должны выполняться в одну и в другую сторону. Упражнения демонстрируются и выполняются сначала в медленном темпе, постепенно увеличивая темп.

Упражнения подбираются, простые по своей двигательной структуре и доступные детям. В основном это ходьба, подъем и спуск на степ-платформу.   Для получения коррекционного эффекта упражнения должны проводиться в системе, с постепенным усложнением речевого материала.

 Уникальное сочетание физических упражнений, логостепа,  проговаривания стихов в ритм движений развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. Для детей с речевыми расстройствами этот прием особенно важен, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот, замедлен.

Логостеп оказывает стимулирующее воздействие на двигательную систему организма, а также на развитие зрительно-пространственной ориентировки. Кроме того, способствует развитию согласования движений рук с движением ног, выработке определенных ритмических навыков.

Данная технология рекомендована для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, а также возможно выполнение дома родителями.

Список литературы:

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2010.
  2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
  3. Нищева Н.В. Веселые подвижные игры.-  СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  4. Трясорукова Т.П. Речедвигательный тренинг : коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста. — Ростов н/Д : Феникс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ для детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «ОТ ДВИЖЕНИЯ – К СЛОВУ» Цвях Наталья Николаевна

Актуальность.            В исследованиях ряда авторов (Г. С. Гуменная, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г...

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

1. Коррекционно-образовательные цели.* Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»* Совершенствование грамматического строя речи (согл...

Роль движения в работе с детьми в группах компенсирующего развития (логоритмика, речь с движением).

Каждый годприходят к нам новые дети. Онивсе разные. Кто - то шумный, кто - то зажатый, один ждёт похвалу, апплодисментов, для другого прочитать стихотворение на сцене - огромный стресс..Есть дети - "о...

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

Повышение эффективности логопедических занятий посредством использования элементов логоритмики....