Логопедическое обследование речи детей по Методике Безруковой, Каленковой
статья по логопедии
Инновационность методики состоит в том, что она дает объективное представление об уровне речевого развития ребенка на основе количественных и качественных показателей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое обследование речи детей
Т. к., логопедическое обследование – технология науки логопедии, она имеет свои принципы.
1. Принцип комплексного изучения ребёнка – всестороннее обследование особенностей развития всех видов речевой деятельности. В обследовании принимают участие психолог, отоларинголог, офтальмолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и т. д.
2. Принцип целостного системного изучения ребёнка – целостный анализ в процессе логопедического исследования предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений речевого развития, а установление связей между ними. Основополагающим здесь является положение Выготского о структуре дефекта.
3. Принцип динамического изучения ребёнка – при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но их возможности в обучении. Значимой является концепция Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития (уровень трудностей, решаемых ребёнком самостоятельно) и зона ближайшего развития (уровень трудностей, решаемых под руководством взрослых).
4. Принцип качественно-количественного подхода – при анализе данных важно учитывать не только конечный результат деятельности, но и анализировать процесс её выполнения – способ, рациональность, логическая последовательность операций, настойчивость в достижении цели.
При обследовании детей я использую методику определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста Ольги Александровны Безруковой и Ольги Николаевны Каленковой.
Инновационность методики состоит в том, что она дает объективное представление об уровне речевого развития ребенка на основе количественных и качественных показателей. Результаты тестирования дают и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма. Методика предназначена для определения уровня речевого развития детей от 3до 7 лет.
Она сопровождается:
- методическим пособием авторов с описанием технологии проведения и обработки результатов обследования речи детей,
- методическим пособием авторов с описанием технологии проведения и обработки результатов обследования речи детей;
- методическими рекомендациями по оформлению и ведению речевой карты — основного документа в работе логопеда;
- иллюстративным материалом отличного полиграфического качества к тестовым заданиям по каждой возрастной группе.
- CD-диском с протоколами обследования речи детей разного возраста, сводными таблицами результатов обследования речи детей и бланком речевой карты.
Структура методики.
Методика состоит из 4 блоков, каждый из которых содержит тестовые задания.
Блок 1. Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении объема словаря и многообразии связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами (9 заданий)
Блок 2. Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений (9 заданий)
Блок 3. Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи (6 заданий)
Блок 4. Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности, которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом. (4 задания)
Все тестовые задания оформлены в Протоколе обследования, представленном в виде документа Excel, который позволяет количественно определить процентное соотношение выполненных ребёнком заданий и максимумом, определённым протоколом.
Каждое тестовое задание оценивается в баллах, затем вычисляется общий процент за выполнение всех заданий методики. Результаты обследования на основании Протокола оформляются в сводную таблицу на каждого ребенка, которая показывает характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма в баллах относительно максимально возможного. Оформление речевой карты проводится по результатам протокола обследования и сводной таблицы. В методических рекомендациях по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста четко показана структура и содержание речевой карты для детей дошкольного возраста. Она имеет две формы (Форма 1 -ребенок раннего и младшего дошкольного возраста) и Форма 2 – ребенок среднего и старшего дошкольного возраста. Даны четкие формулировки выводов по соответствующим рубрикам.
Блок А. Формальные сведения: фамилия, имя ребенка, его возраст, дата обследования; фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей; фамилия, имя, отчество логопеда; наименование учреждения, где проводится обследование.
Блок Б. Основное содержание логопедического обследования:
1. Общие представления ребенка об окружающем мире
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/ репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции (звукоразличение, звуковой анализ и синтез)
3. Состояние артикуляционного аппарата
4. Просодическое оформление речи
5. Двигательное развитие
5.1. При изучении основных двигательных навыков и координаторной сферы оценке подлежат:
5.2. Сформированность целенаправленных движений (телесный праксис) оценивается на основе изучения:
6. Психологическая база речи
Под психологической базой речи понимается состояние тех сфер психики, которые обеспечивают речепонимание/ речепроизводство и непосредственно участвуют в этих процессах. Оценка психологической базы речи осуществляется на основе совокупного анализа вербальной памяти, речевого внимания, мышления.
Блок В. Дополнительная информация.
1. Особенности раннего речевого развития
2. Особенности речевой среды, в которой воспитывался и воспитывается ребенок
3. Особенности речевого поведения
4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем
5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях
Блок Г. Логопедическое заключение
Процедура обследования:
1. Подготовка материала для обследования (протоколы, сводные таблицы, речевые карты, иллюстративный материал).
2. Работа по обследованию. Проводится двумя специалистами (первый - обследует, второй – фиксирует результаты обследования в электронном протоколе). Каждый ребенок обследуется в три подхода (в течение 15 минут каждый).
3. Обработка полученных данных в протоколах, заполнение сводных таблиц.
4. Оформление речевых карт с постановкой логопедического заключения.
5. Определение коррекционного маршрута для каждого ребенка.
6. Составление сводной таблицы по всей группе детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обследования речи детей с ЗПР (подготовительная группа)
Разработанная мною речевая карта включает в себя задания, позволяющие обследовать речь полностью. Она удобна для работы....
Презентация опыта работы по использованию методики "Логопедическое обследование речи детей" В.М.Акименко
Методика предназначена для специалистов психолого-медико-педагогических консультаций, логопедов,психологов, дефекктологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

Методика логопедического обследования речи ребенка дошкольного возраста.
Методическое пособие состоит из двух частей: методики логопедического обследования и карты речевого развития ребенка дошкольного возраста. Данное пособие позволит оценить индивидуальное речевое развит...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Сводная таблица результатов логопедического обследования речи детей
Статистический отчёт о работе логопедического пункта МБДОУ № 1 СП «Радуга»...

Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)
Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...

Методический материал для обследования речи детей по Безруковой
Представлен полный комплект обследования....
