«Звук – Щ. Буква – Щ.»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия направлен на обучение грамоте детей с ТНР подготовительной группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Старобачатский детский сад общеразвивающего вида»
Конспект
логопедического занятия в подготовительной
группе для детей с ТНР по обучению грамоте
«Звук – Щ. Буква – Щ»
Подготовила:
Прохорова Екатерина Александровна,
учитель - логопед
2025
Тема: «Звук – Щ. Буква – Щ.»
Цели:
коррекционно-образовательные:
- Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуку Щ;
- учить детей определять место звука в словах;
коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- работать над развитием дыхания и голоса;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей самостоятельность.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит слова со звуками Л и Р.
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
- Общее расслабление. Выполнение движений по тексту.
Руки на коленях, Пальчики прижаты. Руки, ноги сжаты, Пальцы разжимаем, Крепко, с напряженьем, Отдыхаем, отдыхаем. | Выполнение движений по тексту. |
2. Развитие общей моторики.
Маляры пришли втроем | Шагают на месте. |
Обновили старый дом: | Изображают крышу над головой. |
Был облезлый, скучный, голый | «Красят». |
Стал нарядный и веселый. | Снова «крыша» над головой. |
3. Развитие мелкой моторики.
Есть у Егора чудесные вещи: | Руки ладонями вверх. |
Рубанок, пила, молоток и клещи. | Загибают по четыре пальчика на каждой руке. |
Есть у него топор с долотом... | Загибают пятый. |
Может Егорка построить дом. | Изображают «домик». |
4. Массаж лица.
- поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;
- поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;
- поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);
- поглаживание носа от кончика к переносице;
- поглаживание от уголков губ к ушам;
- «пальцевой душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).
5. Развитие мимических мышц.
Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться, Мы умеем сердиться, Мы умеем огорчаться. | Выполнение действий по тексту. |
6. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения для губ | 1.«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд. 2. «Окошко». Губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты. Удерживать под счет от 1 до 10. |
Упражнения для языка | 1.«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Удерживать под счет от 1 до 10. 2. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4—6 раз.. 3. «Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна |
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте
1. Объявление темы. Игра «Чего не стало?»
Проводится с картинками со звуком Щ. Логопед убирает одну картинку, дети отгадывают какой картинки не стало. Логопед просит выделить первый звук в этом слове. (3 – 4 раза)
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Хоровое и индивидуальное проговаривание звука Щ с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звуков:
Звук Щ — согласный, всегда мягкий, глухой, обозначается зелёным цветом.
3. Связь звуков и букв.
Буква Щ— домик для звука Щ.
Выкладывание буквы Щ из счётных палочек.
4. Развитие фонематического слуха.
Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение звука Щ.
5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
- Звуковой анализ слогов: щит, щука. Составление графических схем.
- Составление предложений с предложенными картинками (со звуком Щ), деление предложений на слова. Выкладывание схемы предложений.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Дайте характеристику звуку Щ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...