«Звук – Щ. Буква – Щ.»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

                                    Конспект логопедического занятия направлен на обучение грамоте детей с ТНР подготовительной группе 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_shch.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

        МБДОУ «Старобачатский детский сад общеразвивающего вида»

                                   

                                    Конспект

     логопедического занятия в подготовительной  

     группе для детей с ТНР по обучению грамоте

                     «Звук – Щ. Буква – Щ»

                          Подготовила:

                                                                    Прохорова Екатерина Александровна,

                                  учитель - логопед

                                                         2025

Тема: «Звук – Щ. Буква – Щ.»

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • Учить детей  давать акустико-артикуляционную характеристику звуку Щ;
  • учить детей определять место звука в словах;

коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • работать над развитием дыхания и голоса;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей самостоятельность.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит слова со звуками Л и Р.

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

  1. Общее расслабление. Выполнение движений по тексту.

Руки на коленях,

Пальчики прижаты.

Руки, ноги сжаты,

Пальцы разжимаем,

Крепко, с напряженьем,

Отдыхаем, отдыхаем.

Выполнение движений по тексту.

2. Развитие общей моторики.

Маляры пришли втроем

Шагают на месте.

Обновили старый дом:

Изображают крышу над головой.

Был облезлый, скучный, голый

«Красят».

Стал нарядный и веселый.

Снова «крыша» над головой.

3. Развитие мелкой моторики.

Есть у Егора чудесные вещи:

Руки ладонями вверх.

Рубанок, пила, молоток и клещи.

Загибают по четыре пальчика на каждой руке.

Есть у него топор с долотом...

Загибают пятый.

Может Егорка построить дом.

Изображают «домик».

4. Массаж лица.

- поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;

-  поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;

- поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);

- поглаживание носа от кончика к переносице;

- поглаживание от уголков губ к ушам;

- «пальцевой душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).

5. Развитие мимических мышц.

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем огорчаться.

Выполнение действий по тексту.

6. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения для губ

1.«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

2. «Окошко». Губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты. Удерживать под счет от 1 до 10.

Упражнения для языка

1.«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Удерживать под счет от 1 до 10.

2. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4—6 раз..

3. «Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

1. Объявление темы. Игра «Чего не стало?»

Проводится с картинками со звуком Щ. Логопед убирает одну картинку, дети отгадывают какой картинки не стало. Логопед просит выделить первый звук в этом слове. (3 – 4 раза)

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука Щ с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звуков:

Звук Щ — согласный, всегда мягкий, глухой, обозначается зелёным цветом.

3. Связь звуков и букв.

Буква Щ— домик для звука Щ.

Выкладывание буквы Щ из счётных палочек.

4. Развитие фонематического слуха.

Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение звука Щ.

5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.

  • Звуковой анализ слогов: щит, щука. Составление графических схем.
  • Составление предложений с предложенными картинками (со звуком Щ), деление предложений на слова. Выкладывание схемы предложений.

VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Дайте характеристику звуку Щ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...