Изучение предлога НА
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Предлог «На».
Категория: 5-6 лет, ОНР 2УРР
Тип занятия: подгрупповое занятие
Цель: формировать представление о лексическом значении предлога «На».
Задачи:
коррекционно-образовательные:
формировать правильное употребление предлога «На» с существительными в предложном падеже;
формировать умение составлять простые предложения с предлогом «На» и схемы предложений;
коррекционно-развивающие:
расширять словарный запас;
развивать у ребенка зрительно-пространственные представления и смысловое значение употребления предлога;
развивать память, внимание, мышление;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать самостоятельность в работе, взаимопомощь, умение выслушивать сверстников.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки (кот подкрался к птицам, галка на заборе, воробей на крыше, ворона на ели, мяч на/под скамейкой, девочка на стуле, кот спит на диване, на рукавичке снежинка, птичка сидит на ветке, картинка к стихотворению про дедушку Егора), схема предлога, цветные карандаши.
Словесные методы: вступительная беседа, рассказ, сообщение темы, объяснение, уточняющие вопросы детям, составление детьми предложений по картинкам, пересказ рассказа.
Практические методы: использование карточек, где используется предлог «на» (раскрашивание и обведение карандашом), хлопки в ладоши, для поиска предлога «на», физминутка, подсчет предлогов хлопками в рассказе.
Наглядные методы: выставленные картинки на доске, рассматривание картинок для составления предложений.
Ход занятия
Вводная часть
Логопед: - Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Здравствуйте, ребята. Когда я шла на наше занятие мне передали письмо из сказочной страны, нужно выполнить задание от сказочных жителей. Послушайте внимательно и постарайтесь услышать маленькое слово – предлог (по ходу рассказа выставлять картинки). На земле сидели три птички и клевали зернышки. Подкрался к ним кот Васька и как прыгнет. Птички взлетели. Галка села на забор. Воробей – на крышу дома, а ворона – на верхушку ели. Никого не поймал хитрый котище.
Логопед: - Скажите, пожалуйста, где сидели и клевали зернышки птички? Куда сели птички, когда их спугнул кот? Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе?
Дети: - «На».
Логопед: - Правильно, молодцы. Вы отгадали задание от сказочных жителей, которое они нам загадали.
Основная часть
Логопед: - Предлоги - это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно вставить между предлогом и словом другое слово или вопрос – если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна.
- Давным-давно в далёкой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе, а предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них всё дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.
Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно , а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.
Логопед: - Сегодня на занятии мы потренируемся находить предлог «На» в предложениях и составлять с ним предложения, познакомимся с его значением и написанием.
Логопед: - Когда мы употребляем в речи предлог «На»? (ответы детей).
- Когда один предмет находится сверху другого предмета, мы используем предлог «На» или предмет находится на поверхности чего-либо.
Логопед: - Сейчас, рассмотрите рисунки и составим с ними предложения с предлогом «На».
- Девочка сидит на стуле.
- Котик спит на диване.
- Птичка сидит на ветке.
- А сейчас, следующее задание. Посмотрите, у Вас на столах - карточки, возьмите 1-ю карточку и карандаш и обведите в кружок картинки, где используется предлог «На».
- Кто закончил и хочет рассказать про первую картинку? (ответ детей).
- Следующую картинку нужно было обводить, кто хочет рассказать? (разобрать все картинки с детьми, выслушать ответ каждого).
- Хорошо, спасибо. Возьмите вторую карточку и раскрасьте мяч, который лежит на скамейке.
- Кто хочет рассказать предложение про мяч и показать нам как раскрасил картинку? (ответы детей).
- Спасибо, хорошо.
Физкультминутка (упражнения для общей, мелкой моторики, соответствующие лексической теме занятия).
Логопед: - Ребята, немного отдохнём и продолжим.
- Бабочка села На красный цветок (присесть),
Жук заползает На белый грибок (перебирать руками).
Я На поляне ромашку сорвал (наклоны вперед),
И На тропинку быстрей побежал (бег на месте).
- Спасибо, садимся.
Выделение предлогов из рассказа, читаемого логопедом (логопед подчеркивает предлог интонационно).
Логопед: - Сейчас я прочитаю стихотворение, а Вы если услышите в нем предлог «На» - хлопните в ладоши.
- Сейчас въедет на бугор
Старый дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена – на коровке.
Дети на телятках.
Внуки на козлятках.
- Вот, посмотрите на картинку.
· Вопросы по содержанию рассказа:
Логопед: - Кто въехал на бугор?
Дети: - Дедушка Егор.
Логопед: - На ком он ехал?
Дети: - На лошадке.
Логопед: - На ком ехала жена дедушки?
Дети: - На коровке.
Логопед: - На ком ехали дети дедушки?
Дети: - На телятках.
Логопед: - На ком ехали внуки дедушки?
Дети: - На козлятках.
Логопед: - Ребята, еще раз прочитаю Вам стихотворение и посчитаем, сколько раз встречался предлог «На» в нем?
Дети: - 5 раз.
Логопед: - Сейчас, попробуем пересказать стихотворение друг за другом по одному предложению.
- Начинает (Н: Саша – «Сейчас въедет на бугор», продолжает – Маша - «старый дедушка Егор» и дальше по цепочке; можно повторить стихотворение еще раз , если не все ребята ответили ).
- Спасибо, справились с заданием.
Заключительная часть. Рефлексия.
Логопед: - Подошло к концу наше занятие. С каким предлогом мы познакомились?
Дети: - С предлогом «На».
Логопед: - Какое задание для Вас было самым трудным?
Ответы детей.
Логопед: - Какое задание понравилось больше всего?
Ответы детей.
Логопед: - Вы сегодня все молодцы, отгадали задание от сказочных жителей и справились со всеми остальными трудными заданиями. Всем, спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".
Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...
Падежи и предлоги. Предложный падеж с предлогом НА.
Данный материал адресован родителям, дети которых имеют речевые проблемы (ОНР, ЗПР, ФФНР). Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи,...

Конспект НОД "Поможем белке"по теме «Образование существительных в Родительном падеже единственного числа без предлога и с предлогами У, БЕЗ, ДЛЯ, ИЗ» (старшая группа (ОНР), 2 год обучения)
В ходе образовательной деятельности не только формируется навык образования Родительного падежа единственного числа с предлогами и без, но и закрепление данной категории в связ...

Использование схем при изучении простых предлогов В, НА, ПОД
Тема изучения пространственных отношений дошкольниками с ОНР непростая, но довольно интересная. Я использую в своей работе схемы,изготовленные своими руками, которые помогают в овледении предлож...
Календарно тематическое планирование изучение предлогов в старшей и подготовительной группе для детей с нарушением зрения.
Календарно тематическое планирование изучение предлогов в старшей и подготовительной группе для детей с нарушением зрения....


