Конспект Дифференциация звуков [Р] и [Л]
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Речевой материал для дифференциации звуков [Р] и [Л] в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_differentsiatsiya_l_-_r.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [Р] и [Л]

Цели:

  1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Р] и [Л].
  2. Развивать фонематический слух.
  3. Обогащать словарь ребенка.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Формировать у ребенка самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков [Р] и [Л], предметные картинки, сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Перед ребенком лежат несколько карточек со скороговорками и сюжетная картинка о рыбалке.

Задание: из ряда скороговорок выбрать ту, которая раскрывает смысл сюжетной картинки.

− Кириллу на рынке купили крынку.

− Короб корок корова съела.

− Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

− Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Второе прочтение скороговорок.

− Какие слова в скороговорке описывают эту картину?

− Какое слово не понятно?

− Кто ловит рыбу?

− Что он делает?

− Что произошло с уловом?

− Проговори медленно.

− Проговори как сможешь быстрее.

− Какие два звука перекликаются? ([Р] и [Л].).

− Что это за звуки? Дать им характеристику.

2. Работа по повторению артикуляции звуков [Р] и [Л].

− Найди профили с артикуляцией звуков [Р] и [Л].

− Где находится язык у звуков [Р] и [Л].

− Как расположены губы, зубы?

− Произнести звуки [Р] и [Л].

− Чем отличается артикуляция звука [Р], от звука [Л].

3. Повторение характеристики звуков [Р] и [Л].

− Звук [Р] гласный или согласный?

− Звонки или глухой?

− Твердый или мягкий?

− Фишкой какого цвета мы его обозначим?

Те же самые вопросы задаются для звука [Л].

4. Дифференциация звуков [Р] и [Л].

  1. Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук во всех словах:
  • лук, лопата, лампа, ласточка, лужа; рак, рыба, ручка, радуга, роза.
  • лак – рак, игра – игла, лов – ров, ложки – рожки, лама – рама, дал – дар, жал – жар, блошка – брошка, ложь – рожь, жил – жир, свалка – сварка.
  1. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Л], и предметы, в названии которых есть звук [Р], определить место этих звуков в словах, назвать эти слова.

5. Развитие мелкой моторики.

  1. Логопед показывает ребенку картинку с очками: «Посмотри, это очки». Давай изобразим их с помощью рук (логопед показывает).
  2. Теперь положи ладони на поверхность стола, разъедини пальцы и снова соедини их вместе.
  3. Теперь на обеих руках одновременно покажи мне второй и третьи пальцы, второй и пятый (5-6 р.)
  4. На обеих руках одновременно положи вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые(5-6 р.).

6. Развитие фонематического слуха.

  1. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р] и топни ножкой, если услышишь звук [Л]»: р, л, м, л, т, ж, р; ра, ла, ту, ми, ло, ка, ру, си, лы; ар, ал, ам, ол, ур, ин, ор; рак, ложка, пол, корова, комар, укол, игра, лось.
  2. Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Л] и [Р]):

колобок, коробок, потолок, молоток; ворона, дорога, колбаса, корова.

Итог занятия.

− Зачем мы учились различать звуки [р]-[л]?

− Получилось у нас?

− Ты доволен собой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Дифференциация звуков и букв С-Ш.

Фронтальное занятие по обучению грамоте.Задачи: развивать фонематическое восприятие, учить выделять звуки , развивать слуховое восприятие, фонематический слух, развитие тактильных ощущений, чтение, на...

Конспект "Дифференциация звуков С-З. Буквы С,З. Приставочные глаголы."

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Дифференциация звуков С-З. Буквы С, З. Приставочные глаголы" с использов...

Конспект. «Дифференциация звуков [Р] – [Р’]».

laquo;Дифференциация звуков [Р] – [Р’]»Закреплять знания детей о твердости и мягкости звуков, расширять словарь. Развивать фонематический слух, развивать, общую, мелкую моторику. Ра...

Конспект "Дифференциация звуков С-Ш в ловах"

Конспект индивидуального занятия...

конспект "Дифференциация звуков Р-Л в словах"

Конспект индивидуального занятия...

Конспект «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в словах»

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ФФН 5-6 лет на тему "Дифференциация звуков [С]-[Ш] в словах"...

Конспект "Дифференциация звуков А, О, У, И"

Конспект по теме дифференциация гласных А, У, И, О «Путешествие в сказочное королевство». Закрепить правильную артикуляцию и произношение гласных звуков. Формировать умение ...