Конспект Дифференциация звуков [Р] и [Л]
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Речевой материал для дифференциации звуков [Р] и [Л] в словах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков [Р] и [Л]
Цели:
- Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Р] и [Л].
- Развивать фонематический слух.
- Обогащать словарь ребенка.
- Развивать мелкую моторику.
- Формировать у ребенка самоконтроль за речью.
Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков [Р] и [Л], предметные картинки, сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Перед ребенком лежат несколько карточек со скороговорками и сюжетная картинка о рыбалке.
Задание: из ряда скороговорок выбрать ту, которая раскрывает смысл сюжетной картинки.
− Кириллу на рынке купили крынку.
− Короб корок корова съела.
− Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
− Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Второе прочтение скороговорок.
− Какие слова в скороговорке описывают эту картину?
− Какое слово не понятно?
− Кто ловит рыбу?
− Что он делает?
− Что произошло с уловом?
− Проговори медленно.
− Проговори как сможешь быстрее.
− Какие два звука перекликаются? ([Р] и [Л].).
− Что это за звуки? Дать им характеристику.
2. Работа по повторению артикуляции звуков [Р] и [Л].
− Найди профили с артикуляцией звуков [Р] и [Л].
− Где находится язык у звуков [Р] и [Л].
− Как расположены губы, зубы?
− Произнести звуки [Р] и [Л].
− Чем отличается артикуляция звука [Р], от звука [Л].
3. Повторение характеристики звуков [Р] и [Л].
− Звук [Р] гласный или согласный?
− Звонки или глухой?
− Твердый или мягкий?
− Фишкой какого цвета мы его обозначим?
Те же самые вопросы задаются для звука [Л].
4. Дифференциация звуков [Р] и [Л].
- Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук во всех словах:
- лук, лопата, лампа, ласточка, лужа; рак, рыба, ручка, радуга, роза.
- лак – рак, игра – игла, лов – ров, ложки – рожки, лама – рама, дал – дар, жал – жар, блошка – брошка, ложь – рожь, жил – жир, свалка – сварка.
- Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Л], и предметы, в названии которых есть звук [Р], определить место этих звуков в словах, назвать эти слова.
5. Развитие мелкой моторики.
- Логопед показывает ребенку картинку с очками: «Посмотри, это очки». Давай изобразим их с помощью рук (логопед показывает).
- Теперь положи ладони на поверхность стола, разъедини пальцы и снова соедини их вместе.
- Теперь на обеих руках одновременно покажи мне второй и третьи пальцы, второй и пятый (5-6 р.)
- На обеих руках одновременно положи вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые(5-6 р.).
6. Развитие фонематического слуха.
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р] и топни ножкой, если услышишь звук [Л]»: р, л, м, л, т, ж, р; ра, ла, ту, ми, ло, ка, ру, си, лы; ар, ал, ам, ол, ур, ин, ор; рак, ложка, пол, корова, комар, укол, игра, лось.
- Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Л] и [Р]):
колобок, коробок, потолок, молоток; ворона, дорога, колбаса, корова.
Итог занятия.
− Зачем мы учились различать звуки [р]-[л]?
− Получилось у нас?
− Ты доволен собой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Дифференциация звуков и букв С-Ш.
Фронтальное занятие по обучению грамоте.Задачи: развивать фонематическое восприятие, учить выделять звуки , развивать слуховое восприятие, фонематический слух, развитие тактильных ощущений, чтение, на...
Конспект "Дифференциация звуков С-З. Буквы С,З. Приставочные глаголы."
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Дифференциация звуков С-З. Буквы С, З. Приставочные глаголы" с использов...

Конспект. «Дифференциация звуков [Р] – [Р’]».
laquo;Дифференциация звуков [Р] – [Р’]»Закреплять знания детей о твердости и мягкости звуков, расширять словарь. Развивать фонематический слух, развивать, общую, мелкую моторику. Ра...

Конспект «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в словах»
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ФФН 5-6 лет на тему "Дифференциация звуков [С]-[Ш] в словах"...

Конспект "Дифференциация звуков А, О, У, И"
Конспект по теме дифференциация гласных А, У, И, О «Путешествие в сказочное королевство». Закрепить правильную артикуляцию и произношение гласных звуков. Формировать умение ...
