"Реализация принципа индивидуализации при взаимодействии ("ребенок-педагог-семья")"
методическая разработка по логопедии

Омельчук Марина Николаевна

Данный семинар-практикум может быть использован для педагогов дошкольных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов по теме

«Реализация принципа индивидуализации

при взаимодействии

(«ребенок—педагог—семья»)»

Учитель-логопед: Омельчук М.Н.

Теоретическая часть

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ.

Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями, и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с ТНР относится:

Индивидуальное консультирование родителей. На протяжении учебного года необходимо систематически проводить индивидуальное консультирование родителей по плану специалиста, по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников учреждения дошкольного образования с согласия родителей (законных представителей) воспитанников.

Учитель-логопед в начале года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны; обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения; показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки; подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома. Таким образом, с родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Основная задача состоит в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних рекомендаций - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Практическая часть

Интерактивные речевые игры

Предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры - активизируем речь и мышление.

Речевые игры для активизации речи и мышление

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков у воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

С эмоцией надо рассказать скороговорку.

  • Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
    В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка
    (раздраженно). 
  • На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
  • Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
  • Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
  • Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!»
    (спокойно)

Задание «Игры-перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

  • Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».
  • Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого корыта».
  • От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».

Строчки из стихотворений:

  • Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
  • Ты ненавидишь мою коровку - «Я люблю свою лошадку».
  • Ваша Маша тихо смеётся - «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок и книг:

  • Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
  • Утки - индюшки - «Гуси - лебеди».
  • Бледненький кустик - «Аленький цветочек».
  • Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».
  • Квадратик - «Колобок».

А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.

Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

  • Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».
  • Грустные взрослые - «Веселые ребята».
  • Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».
  • Крик баранов - «Молчание ягнят».
  • Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».
  • С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
  • Холодные ноги - «Горячие головы».
  • Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
  • В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».
  • Ручной кактус «Дикая орхидея».

Задание «Предложение» (для активизации речи, мышления)

Составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Например: на звук [П]

Петя подарил Павлику пирамидку.

Задание «Фонематический слух»

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке …
    (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (
    шишка)
  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (
    двери)
  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке
    … (мяч)
  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети
    … (книжки)
  • Не полезет Влад на ель
    У него в руках … (
    портфель)
  • «Я трудиться не привык!»
    Отвечает …
    (грузовик)
  • Cобирали васильки
    у нас на голове … (
    венки)

3. Заключительная часть

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани
Часто мылся Ванечка

На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка!
Это Ромка - забияка,
Снова в реку бросил рака.

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убегал от Поли в поле.

Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Вот и закончилась деловая игра,

Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

Статья "Реализация принципа индивидуализации через использование инновационных технологий в речевом развитии детей"

В статье идет речь о реализации принципа индивидуализации  в речевом развитии детей, о путях повышения качества речи дошкольников, посредством использования инновационных технологий, а именно: ме...

Реализация принципа индивидуализации в процессе инклюзивного образования в ДОУ

В прдставленной презентации изложен материал о принципе индивидуализации в процессе инклюзивного образования в ДОУ....

Сообщение "Реализация принципа индивидуализации в ДОУ посредством педагогической технологии М. Монтессори"

Статья "Реализация принципа индивидуализации в ДОУ посредством педагогической технологии М.Монтессори"...

Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собс...

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации»

Одной из главных задач ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования дошкольников. Цель взаим...