"Реализация принципа индивидуализации при взаимодействии ("ребенок-педагог-семья")"
методическая разработка по логопедии
Данный семинар-практикум может быть использован для педагогов дошкольных учреждений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов по теме
«Реализация принципа индивидуализации
при взаимодействии
(«ребенок—педагог—семья»)»
Учитель-логопед: Омельчук М.Н.
Теоретическая часть
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ.
Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями, и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с ТНР относится:
Индивидуальное консультирование родителей. На протяжении учебного года необходимо систематически проводить индивидуальное консультирование родителей по плану специалиста, по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников учреждения дошкольного образования с согласия родителей (законных представителей) воспитанников.
Учитель-логопед в начале года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны; обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения; показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки; подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома. Таким образом, с родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Основная задача состоит в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка.
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних рекомендаций - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.
Практическая часть
Интерактивные речевые игры
Предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры - активизируем речь и мышление.
Речевые игры для активизации речи и мышление
Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)
Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)
Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)
Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков у воспитанников.
«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»
Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:
С эмоцией надо рассказать скороговорку.
- Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно). - На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
- Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
- Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
- Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
- Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)
Задание «Игры-перевёртыши»
Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.
Пословицы и поговорки:
- Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».
- Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого корыта».
- От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».
Строчки из стихотворений:
- Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
- Ты ненавидишь мою коровку - «Я люблю свою лошадку».
- Ваша Маша тихо смеётся - «Наша Таня громко плачет».
Названия сказок и книг:
- Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
- Утки - индюшки - «Гуси - лебеди».
- Бледненький кустик - «Аленький цветочек».
- Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».
- Квадратик - «Колобок».
А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.
Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
- Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».
- Грустные взрослые - «Веселые ребята».
- Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».
- Крик баранов - «Молчание ягнят».
- Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».
- С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
- Холодные ноги - «Горячие головы».
- Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
- В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».
- Ручной кактус - «Дикая орхидея».
Задание «Предложение» (для активизации речи, мышления)
Составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.
Например: на звук [К]
Куплю красивую кошечку.
Например: на звук [П]
Петя подарил Павлику пирамидку.
Задание «Фонематический слух»
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».
- Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук)
- Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка)
- Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери)
- Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч)
- Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)
- Не полезет Влад на ель
У него в руках … (портфель)
- «Я трудиться не привык!»
Отвечает … (грузовик)
- Cобирали васильки
у нас на голове … (венки)
3. Заключительная часть
Сидит Ваня на диване, | На реке поймали рака, |
Вёз корабль карамель, | Дядя Коля дочке Поле |
Говорил попугай попугаю: | Этой щеткой чищу зубы, |
Вот и закончилась деловая игра,
Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

"ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ"
Атяшева Вера Дмитриевна - Старший воспитатель СП детский сад "Ромашка...

Статья "Реализация принципа индивидуализации через использование инновационных технологий в речевом развитии детей"
В статье идет речь о реализации принципа индивидуализации в речевом развитии детей, о путях повышения качества речи дошкольников, посредством использования инновационных технологий, а именно: ме...
Реализация принципа индивидуализации в процессе инклюзивного образования в ДОУ
В прдставленной презентации изложен материал о принципе индивидуализации в процессе инклюзивного образования в ДОУ....

Сообщение "Реализация принципа индивидуализации в ДОУ посредством педагогической технологии М. Монтессори"
Статья "Реализация принципа индивидуализации в ДОУ посредством педагогической технологии М.Монтессори"...

Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО.
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собс...
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации»
Одной из главных задач ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования дошкольников. Цель взаим...
